АЛЕКСАНДРО НЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ МАКЛАКОВО

Александро-Невский женский монастырь с. Маклаково
Епархиальный женский монастырь

Далее в указе говорилось: «Названный крестьянин, вознамерившийся ознаменовать событие 17 октября 1888 года, сначала сооружением в сельце Маклакове трехпрестольной церкви, а потом учреждением при сей церкви женской общины, жертвует в пользу оной 63 дес. 1774 кв. сажени принадлежащей ему при сельце Маклакове земли (доходностью до 500 руб. в год). Сверх того Бачурин внес на содержание сестер общины 10000 руб., и обязался внести другие 10000 на содержание при ней причта. Обсудив изложенное и принимая во внимание, что со стороны Министра Внутренних Дел препятствий к учреждению в сельце Маклакове женской общины не встречается, Святейший Синод, руководствуясь ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9 день мая 1881 года (Собр. указ. и расп. Прав. 1881 г. №82 ст. 552), определяет: учредить при сельце Маклакове, Калязинского уезда, женскую общину, с наименованием ея «Александровскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом Сентября 4 дня 1895 года.»
Первая настоятельница монахиня Адриана введена в управление общиною 19 мая 1896 года викарием Тверской епархии Епископом Старицким Гавриилом. Короткое время в Маклакове служили священники Феодор Колоколов и Петр Можжухин. Затем указом Синода от 15 июня 1896 года при Александро-Невской общине учреждается самостоятельный причт, состоящий из священника и псаломщика. Первым иереем общины стал Никанор Васильевич Судницын.
В 1897 году были удовлетворены неоднократные прошения купца Ивана Даниловича в Тверскую Духовную Консисторию и в Святейший Правительствующий Синод о назначении его племянницы на должность начальницы основанной Бачуриным общины вместо монахини Адрианы. Согласно ведомости о начальнице Александровской женской общины Калязинского уезда Тверской епархии, датируемой примерно 1899 годом, монахиня Измарагда (мирское имя неизвестно) поступила семи лет в Угличский женский монастырь 14 марта 1863 года. В 1876 году была определена в число послушниц этого монастыря. 16 апреля 1895 года указом Тверской Духовной Консистории была переведена в Тверской Христорождественский монастырь, в котором находилась при продаже свеч. В монашество пострижена 14 ноября 1896 года. Монахиня Измарагда по определению Святейшего Правительствующего Синода от 29 мая 1897 года за №2744 и по указу Тверской консистории от 18 июня того же года за № 6112 определена на должность начальницы Александровской общины. Указом Святейшего Синода от 3 февраля 1906 г. Александровская женская община была преобразована в женский монастырь того же наименования и с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства. Тем же указом настоятельницей монастыря была назначена настоятельница общины монахиня Измарагда с возведением её в сан игуменьи. В «ведомости о церквах и об обители», датируемой позднее 1913 года, ошибочно указывается об утверждении общины как монастыря уже в 1895 году, тогда как во всех документах до 1899 года упоминается лишь Александровская община.
В монастыре находилось два храма — соборный и домовой. Соборный храм, построенный в 1897 году, был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского и имел два придела: по правую сторону — во имя святителя Николая Чудотворца, а по левую — во имя преподобного Иоанна Лествичника. Домовой храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» первоначально был построен в 1895 году, затем в1903 году перенесен в каменный двухэтажный корпус, на первом этаже которого размещалось училище для детей. В монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали», перенесенная со Старого Афона. Крестные ходы с этой иконой собирали множество верующих со всех окрестных деревень. Богослужение в монастыре совершалось ежедневно. В храмовый праздник 30 августа ст. ст.(12 сентября н. ст.) совершалась торжественная служба с участием местного духовенства. Монахинь в монастыре в 1913 году состояло 8 человек, рясофорных послушниц — 50 человек, живущих на испытании — 60 человек. Сестры исполняли следующие послушания: клиросное пение, чтение Псалтири, печение просфор, шитье церковных облачений, летние полевые работы.
Храмы и корпуса в обители были построены на средства купца Ивана Даниловича Бачурина, который также пожертвовал монастырю значительное количество земли. По преданию Иван Данилович был похоронен за алтарем собора, но, к сожалению, сейчас его могила не сохранилась — в годы безбожия монастырское кладбище было уничтожено. В метрической книге церкви Александровской женской общины в с. Маклаково за 1899 год имеется запись о смерти основателя обители купца Ивана Даниловича Бачурина:
Дата смерти — 2 октября 1899 г.
Дата погребения — 7 октября 1899 г.
Умерший — Калязинский купец землевледелец Иоанн Даниилов Бачурин, прежде бывший крестьянин дер. Медвежья Калязинского уезда.
Возраст — 65 лет
Причина смерти — от сухой гангрены.
Отпевали — Александровской женской общины священник Н.Судницын с дияконом в должности псаломщика П.Меньшагиным на местном кладбище близ церкви.
С 1893 года при монастыре имелась церковно-приходская школа для мальчиков и девочек всякого звания. Содержание на школу шло от монастыря. Учащихся состояло в 1915 году 41 человек. Учительница была родом из села Капшино, а законоучителем был монастырский священник Николай Казанский. При монастыре в 1893 году также открылась богадельня на пять кроватей на полном монастырском содержании.
Рядом с соборным храмом в 1897 году была построена каменная четырехъярусная колокольня, где находилось десять колоколов. Первый большой колокол весил 90 пудов, второй — 50 пудов, а остальные восемь — позвоночные, и все вместе весили на 60 пудов. На территории монастырского двора внутри ограды кроме указанных храмов существовали следующие здания: настоятельский двухэтажный корпус, где жили настоятельница, ее келейницы и экономка; двухэтажный корпус, где помещалась трапеза для сестер, келарня, квасная и хлебопекарня, здесь же читалась «неусыпаемая псалтирь»; колодец в виде часовни, из которого брали воду на весь монастырь; одноэтажный корпус, в котором помещалась регентша и сестры, занимающиеся пением; двухэтажный большой корпус, где жили сестры, занимающиеся шитьем церковных облачений, разным рукоделием и другими послушаниями; флигель для казначеи монастыря и канцелярия; одноэтажный домик для сестер свечниц; одноэтажный домик для стариц-монахинь; конюшня для лошадей. Также здания монастыря находились и вне ограды: три деревянных домика с надворными строениями, из которых два были заняты священниками, а третий служил помещением для странников; скотный двор с двухэтажным корпусом для сестер, занимающихся скотоводством, а также с ледником для заготовки овощей, сараями для склада сена и хозяйственных орудий и амбаром для ссыпки зерна; баня и прачечная; домик для рабочих; кузница; пчельник; деревянная рига и в ней сложена печь для сушки хлеба и машина для обмолота хлеба.
Монастырь имел подворье в Петрограде, где жили сестры, занимающиеся разными послушаниями: чтением псалтири, печением просфор и шитьем церковных облачений. В 1910 году здесь была выстроена деревянная церковь во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. При подворье имелась церковно-приходская школа на 120 человек. Всего здесь жило 40 сестер. В 1912 году с разрешения местного епархиального начальства была заложена каменная четырехпрестольная церковь во имя свт. Алексия Митрополита Московского. Закладку престолов в Санкт-Петербурге совершал Митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Причет подворья состоял из двух священников. Попечительницей и благотворительницей была графиня София Сергеевна Игнатьева. Ныне на месте подворья ничего не сохранилось.
Причет самого монастыря в с. Маклаково состоял из одного священника, который получал жалование с процента капитала монастыря. Весь капитал монастыря был положен строителем монастыря Иваном Даниловичем Бачуриным на вечный вклад, можно было пользоваться лишь одними процентами. В 1913 году производился капитальный ремонт соборного храма (малярная, живописная, орнаментная работы, позолота иконостаса) и хозяйственный ремонт по монастырю (окраска крыш, малярные работы, отделка сестринских келий).
Все приведенные здесь сведения взяты из «Ведомостей о церквах и об обители» за 1915 г. Документ подписан настоятельницей Александровского женского монастыря игуменией Измарагдой, казначеей монахиней Августой и благочинной монахиней Михаилой.
После революции монастырь постигла та же участь, что и большинство других монастырей. В 1919 году игумения и сестры монастыря подписали договор с Новосеменовским Волостным Советом Рабочих и Крестьянских депутатов о принятии в бессрочное бесплатное пользование зданий Александровского монастыря, обязуясь не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления и совершения любых враждебных новой власти действий. Несмотря на это, уже в 1923 году обитель была закрыта. Старожилы рассказывают, что игумения умерла в заключении в Тверской тюрьме. В 1927 — 31 гг. последние насельницы монастыря вынуждены были покинуть это место. Вскоре после закрытия монастыря каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовой храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был отдан под больницу, судьба святой иконы неизвестна. В настоятельском двухэтажном корпусе разместилась школа. Еще один большой двухэтажный корпус, невдалеке от соборного храма, стал использоваться как жилой дом для колхозников. Из трех деревянных домиков, расположенных за монастырской оградой, два были отданы под жилье колхозникам, а в третьем разместили почту. Здание собора использовалось как мастерская по ремонту сельхозтехники, затем в нем хранили удобрения. Ограда монастыря была разобрана.
После закрытия в с. Маклаково животноводческой фермы и резкого уменьшения количества постоянных жителей села, школа, почта, больница были также закрыты. Здание собора стояло полуразрушенным, пол разобран, в центре храма после вывоза удобрений вырыт котлован. Когда прохудилась крыша – погибли фрески, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Летом в соборе прятались от жары коровы, молодежь жгла костры и разрисовывала стены, дети катались на импровизированных качелях, подвешенных к цепи от паникадила. Здание школы (настоятельский корпус) было приватизировано и заброшено, дом колхозников (сестринский корпус) и здание почты пришли в аварийное состояние. Каменный корпус с храмом Божией Матери перешел в собственность завода ЗЭЛТА и использовался как база отдыха.
Александровский женский монастырь имел большое значение в жизни игуменьи Серафимы (Варвары Васильевны Черной) – первой настоятельницы Новодевичьего монастыря после возрождения в нем монашеской жизни.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1993 году в селе Маклаково был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Священником возрождающегося прихода был назначен клирик храма Архангела Михаила г. Талдома иерей (впоследствии протоиерей) Василий Соловьев. В этот период начались работы по восстановлению собора Александра Невского, а богослужения совершались в комнате жилого дома (бывший сестринский корпус), переоборудованной под домовую церковь.

Согласно рапорту митрополита Ювеналия от 21 марта 1996 года Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря в селе Маклаково, преобразовав его из ранее действующего прихода, и назначил насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря монахиню Елизавету (Семенову) настоятельницей. 25 марта 1996 года монахиня Елизавета и несколько сестер Ново-Голутвина монастыря приехали в село Маклаково возрождать Александровскую обитель.

К моменту открытия монастыря у собора была покрыта крыша прохода между колокольней и центральной частью храма, и начаты работы по замене покрытия куполов, но собор в это время еще представлял собой огромный котлован, в котором стояла вода. В сестринском деревянном корпусе, который находился в аварийном состоянии, проживали люди, но часть помещений, малопригодных для проживания в них людей, пустовало, и дом был передан монастырю в долгосрочную аренду. Здание почты, также в крайне аварийном состоянии, было передано монастырю сразу после его открытия. Помещение кирпичного здания с домовой церковью продолжало использоваться как база отдыха, но через некоторое время каменный корпус был передан монастырю, и в нем немедленно началось восстановление домовой церкви Божией Матери «Утоли моя печали». В 1997 году на месте полуразвалившихся сараев с помощью администрации района был построен новый настоятельский корпус.

В 1996 году исполнилось 100 лет со времени введения первой в истории монастыря настоятельницы в управление Александровской общиной. Ко дню главного престольного праздника монастыря, дню памяти святого благоверного князя Александра Невского, который совершается 12 сентября нового стиля, в соборе были настелены черновые полы, вставлены окна, был установлен временный иконостас. В этот праздничный день торжественное богослужение в возрожденном соборе совершал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

21 февраля 2000 года Александровский монастырь постигло тяжкое испытание. У обители не было денег на солярку для системы отопления большого корпуса с домовым храмом, и пришлось ставить железные печи в сам корпус. В келье, где находилась одна из печей, отпала часть печной трубы, полетели искры, и Божиим попущением начался пожар. Когда он был замечен, сестры, как могли, тушили огонь, но было уже поздно, а пожарные смогли приехать лишь через час после начала пожара, когда весь дом уже был охвачен пламенем (в селе нет телефонной связи, и оно находится далеко от города). В этом корпусе, где протекала в основном вся жизнь обитателей монастыря, находились домовый храм, полностью восстановленный, трапезная, кухня, кельи сестер, иконописная, керамическая и пошивочная мастерские, библиотека. Сгорело все, лишь удалось вынести иконы из храма, в том числе икону Святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей, и небольшую часть монастырского имущества.

После пожара монастырь начал быстро восстанавливаться. В 2001 году был построен и освящен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а также построен новый деревянный сестринский келейный корпус. Затем построено здание трапезной, монастырь обнесен оградой, разбиты цветники и газоны. 12 сентября 2006 года три престола восстановленного собора (святого благоверного князя Александра Невского, святителя Николая и преподобного Иоанна Лествичника) были освящены Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении духовенства и народа. К этому празднику помогла подготовиться администрация Талдомского района, с которой у монастыря сложились дружественные отношения.
В 2012 году Александровский женский монастырь был переименован в Александро-Невский женский монастырь.
11 августа 2014 года после тяжелой продолжительной болезни отошла ко Господу игумения Александро-Невского женского монастыря Елизавета (Семенова). С глубокой сердечной скорбью сестры монастыря, прихожане и паломники, а также все, кто знал игумению Елизавету, восприняли известие о ее безвременной кончине.

2 ноября 2014 года в Александро-Невском женском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, согласно решению Священного Синода от 23 октября 2014 года, новая настоятельница обители монахиня Тамара (Гончаренко), назначенная на место почившей игумении Елизаветы (Семеновой), была возведена в игуменский сан, ей был вручен жезл в знак управления монастырем.

День сестер начинается с полунощницы и Литургии, затем сестры несут различные послушания. В монастыре ежедневно совершается суточный круг богослужений. На полунощнице и Литургии присутствуют все сестры, кроме больных и несущих послушание на кухне. Присутствие на вечернем богослужении зависит от послушания, которое несет сестра. В нашем монастыре каждой сестре предоставляется отдельная келья. Келейное правило у сестер состоит из трех канонов, 1 главы Евангелия, 2-х глав Апостола. Акафист Спасителю или Божией Матери совершается попеременно в будние дни перед обеденной трапезой или читается келейно.

Монастырь небольшой, поэтому общение с матушкой всегда доступно для сестер. Сестры несут послушания: казначеи, благочинной, эконома, клиросное, церковницы, алтарницы, просфорницы, повара, трапезарника, прачки, огородницы, травницы, пасечницы, садовницы, птичницы, молочницы, делопроизводителя, преподавателя воскресной учебно-воспитательной группы, библиотекаря. Кроме того в нашей обители есть творческие мастерские: иконописная, мозаичная, керамическая. За большинством сестер послушания закреплены постоянно, клиросное послушание несут все сестры поочередно. Послушания назначаются сестрам в зависимости от способностей и внутреннего устроения. Послушания, связанные с общением со светскими людьми чаще всего исполняют игумения, казначея и благочинная монастыря.

Московская обл., Талдомский район, Маклаково (Тверская губ., Калязинский уезд) — Александровский (Александро-Невский) женский монастырь

До революции монастырь входил в состав Калязинского уезда Тверской губернии, ныне входит в Талдомский район Московской области.
Александровский женский общежительный монастырь был расположен на левом берегу реки Хотчи при сельце Маклоково (ныне Маклаково) в бывшей Белогородской волости Калязинского уезда в 40 верстах от города Калязина (ныне сельцо Маклаково в Толдомском районе МосковскоЙй области). Основан монастырь на средства и на землях местного помещика Бачурина в начале 90-х гг. XIX века. Сначала это была Александровская женская община, открыта по указу Святейшего Синода от 4 сентября 1895 года. В 1906 году женская община была преобразована в монастырь.
На средства местного помещика Бачурина в обители были построены два храма: домовой в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали» и каменный в честь иконы Александра Невского. Престолов три: средний — Благоверного князя Александра Невского; правый — Святителя Николая и левый — преподобного Иоанна Лиственничка.
Здания в ограде: полукаменный 2-х этажный дом, в нем домовая церковь иконы Божьей матери «Утоли моя печали». Икона является главноЙ святыней обители, присланная из Афона. В престольные праздники устраивались ежегодные крестные ходы при большом стечении богомольцев. Для них была устроена гостиница. Есть также церковно-приходская школа. Управление игуменское. В полукаменном 2-х этажном доме, кроме домовой церкви, келья начальницы и сестер, одноэтажная деревянная хлебопекарня, одноэтажный деревянный дом.
Здания вне ограды: двухэтажный деревянный дом для богадельни и школы; двухэтажный полукаменныЙ дом для причта, скотный двор, при нем два деревянных дома и сарай, рига, изба, погреб, амбар и баня, мукомольная деревянная мельница с деревянным домом, кузница. Начальница и 54 сестры.

Расположен в 24 километрах к северу от города Талдома, на реке Хотче. Основан калязинским купцом Иваном Бачуриным в память о чудесном спасении Императора Александра 3 и его Августейшего семейства в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года близ станции Борки. По указу Святейшего Синода от 1895 года здесь была открыта община, первой настоятельницей которой стала монахиня Адриана (введена в управление общиной в мае 1896 года). В 1906 году при игум. Измарагде община была переименована в монастырь, в нём находилось два храма – соборный и домовый. Величественный пятиглавый собор, построенный в 1897 году, был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского и имел два придела: святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Лествичника. Тогда же рядом с собором была построена каменная четырехъярусная колокольня. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (построен в 1895 году) затем перенесли в каменный двухэтажный корпус, на первом этаже которого находилось училище для детей. В монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали», принесённая с Афона. Храмы и корпусы в обители были построены на средства Бачурина, который также пожертвовал монастырю значительное количество земли. По преданию, Бачурин был похоронен за алтарём собора, но его могила не сохранилась – монастырское кладбище было уничтожено. Монастырь имел подворье в Петербурге. В июле 1923 года домовая церковь была закрыта, а вскоре – и весь монастырь. Сестры обители организовали сельскохозяйственную артель, и монашеская жизнь продолжалась. Но в 1926 году игум. Измарагда была заключена в тюрьму, где и умерла. В 1928 году уездная газета сообщила, что в Московской губернии решено закрыть 11 примонастырских артелей, включая Маклаковскую. Последние сестры покинули святое место в 1930-1931 годы, об их судьбе известно очень мало. Каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовый храм, отдали под больницу. В настоятельском корпусе разместилась школа. Большой двухэтажный корпус близ собора стал жильём для колхозников. В 1993 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в 1996 году Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря и назначил настоятельницей монахиню Елисавету (Семёнову). Началось устроение керамической, золотошвейной, иконописной мастерских, но после двух пожаров, произошедших в обители, многое пришлось начинать сначала. 19 мая 2002 года освящён новый деревянный храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Справочник-путеводитель по монастырям и святыням Подмосковья. Северное направление. 4 выпуск. М.: Твердислов, 2005.

СЕРГЕЙ БАЛАШОВ. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, С. МАКЛАКОВО.
На самой северной окраине Московской области, на границе с областью Тверской, находится Александровский женский монастырь. Это монастырь в честь святого благоверного князя Александра Невского в селе Маклаково Талдомского района. Если у села Квашенки не сворачивать на Кимры, а ехать прямо, то оказываешься вдруг словно в ином мире. Среди дремучих лесов, незасеянных полей редко-редко разбросаны вымирающие зимой деревеньки. Зато можно встретить здесь и пушистого енота, и огромного глухаря, бродят весной по полям журавли, выходят на дорогу задумчивые лоси, а зайцы и лисы часто прибегают по ночам к человеческому жилью. Цивилизация напоминает о себе лишь изредка заезжающими сюда машинами да покосившимися электрическими столбами. Вот здесь и находится обитель во имя святого князя Александра Невского, в тихом краю серых журавлей, на высоком берегу маленькой ручушки Хотчи.
Александровский женский монастырь был построен купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении императора Александра III и Его Августейшего семейства в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 года. Много было построено храмов на Руси в благодарность Богу за это чудо, среди них и соборный храм святого благоверного князя Александра Невского при селе Маклаково в 40 верстах от Калязина. По указу Святейшего Синода от 4 сентября 1895 года здесь была открыта женская община, первая настоятельница монахиня Адриана введена в управление общиной в мае 1896 года. Впоследствии община была переименована в монастырь, и игуменией стала монахиня Измарагда, племянница Ивана Даниловича Бачурина, с семилетнего возраста воспитывавшаяся в Угличском женском монастыре, в Тверском Христорождественском монастыре постриженная в монашество.
В обители находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали», перенесенная со старого Афона. Крестные ходы с этой иконой собирали множество верующих со всех окрестных деревень, к помощи Заступнице усердной рода христианского прибегали во всех нуждах, болезнях, скорбях и крестьяне, и сестры обители – и получали благодатное утешение и укрепление.
Монастырь имел два храма: соборный, построенный в русско-византийском стиле, с тремя приделами (в честь святого Александра Невского, святителя Николая и преподобного Иоанна Лествичника), и домовый в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Монахинь в обители в 1913 году было 8 человек, рясофорных послушниц – 50, испытумых – 60 человек.
Сестры монастыря выполняли традиционные послушания: клиросное пение, чтение Псалтири, выпечка просфор, шитье церковных облачений, полевые работы. Местные жители вспоминают, что огород в монастыре был образцовый, а показывая размеры кочанов капусты, неправдоподобно разводят руками.
Храмы и корпуса обители построены на средства купца Ивана Бачурина, который также пожертвовал монастырю значительное количество земли и леса. По преданию, Иван Данилович был похоронен за алтарем собора, но, к сожалению, сейчас его могила не сохранилась: в годы безбожия монастырское кладбище уничтожили.
При монастыре имелась церковноприходская школа для детей всякого звания. В 1893 году была открыта богадельня на 5 кроватей на полном монастырском содержании.
Монастырь имел свое подворье в Санк-Петребурге, где проживало около сорока насельниц. В 1910 году на подворье была построена деревянная церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а в 1912 году состоялась закладка каменной церкви во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Попечительницей и благотворительницей подворья была графиня София Сергеевна Игнатьева. Для открытия подворья много посодействовал святой Иоанн Кронштадский. Ныне на месте подворья ничего не сохранилось.




Домовая церковь Утоли моя печали.

После революции монастырь постигла та же участь, что и большинство других монастырей. Старожилы рассказывают, что игумения Измарагда скончалась, находясь в Тверской тюрьме. В 1927-1931 годах последние насельницы монастыря вынуждены были покинуть это место. После закрытия храма председатель колхоза хотел устроить в нем овощехранилище или конюшню – верующие его отговаривали, просили не совершать кощунства, но безбожник не послушал их убеждений. Рука Господня покарала кощунника: на него у входа в храм набросился бык и забодал насмерть. Примечательно, что до этого времени бык никого не трогал и поэтому гулял без привязи. С того момента храм трогать побоялись, он стоял закрытым и пустым. Лишь Ангелы Божии невидимо совершали ежедневно службу Господню, да последняя монахиня долго еще жила в деревне, тайно молясь Богу о будущем возрождении обители.
В начале 1920-х годов в монастыре несколько лет прожила Варвара Васильевна Черная, внучка священномученика митрополита Серафима Чичагова. Стоит отметить, что сам митрополит Серафим очень любил обитель, называя ее «кусочком рая на земле», владыка сильно скорбел, когда монастырь был закрыт.
Варвара Васильевна с детства воспитывалась в православной вере. Окончила Московский институт тонкой химической технологии, в 1951 году стала кандидатом химических наук, в 1970 доктором технических наук и с 1970 года профессор.
13 октября 1994 в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве митрополит Ювеналий совершил её монашеский постриг с именем Серафима в честь преподобного старца Серафима Саровского (иноческое имя было выбрано не случайно: так звали в монашестве ее мать и тетку, и её деда и крёстного отца митрополита Серафима). 27 ноября 1994 в том же храме он же возвёл её в игумении. В 1994—1999 была настоятельницей Новодевичьего монастыря — первой после его возвращения церкви.
Внесла большой вклад в возобновление в нём монашеской жизни, в благоустройство монастырских помещений. В обители ею был введён монастырский устав, организован монашеский хор, создан шеститомный синодик для поминовения священнослужителей, монахинь и благоустроителей монастыря со дня его основания. Постоянно заботилась о благолепии храмов (при ней было воссоздано внутреннее убранство храма свт. Амвросия Медиоланского, отреставрирован снаружи и внутри Успенский храм), богослужении в монастыре, а также на двух монастырских подворьях. С приобретением ткацкого станка началось возрождение рукоделия в монастыре: ковроткачества, пошива и ремонта облачений. Были созданы иконописная и золотошвейная мастерские.
Внесла значительный вклад в сооружение храма — памятника Новомученикам и Исповедникам Российским в Бутово, где в годы советской власти приводились в исполнение смертные приговоры, в том числе и в отношении священнослужителей (там был расстрелян митрополит Серафим), в составление списка похороненных там жертв репрессий из числа духовенства.
После закрытия храма в Александровском монастыре председатель колхоза хотел устроить в нем овощехранилище или конюшню –верующие его отговаривали, просили не совершать кощунства, но безбожник не послушал их убеждений. Рука Господня покарала кощунника: на него у входа в храм набросился бык и забодал насмерть. Примечательно, что до этого времени бык никого не трогал и поэтому гулял без привязи. С того момента храм трогать побоялись, он стоял закрытым и пустым.
Но души людей, особенно чистые детские души тянулись к храму. Уже в 60-х годах маленькие девочки стали пробираться в собор, чтобы мыть там полы. Оттирали дочиста просто так – «Ведь надо же Богу служить!». Но со временем и полы разобрали. Разобрали и монастырскую ограду.
Каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовый храм, отдали под больницу. Судьба чудотворной иконы неизвестна. Когда стали закрашивать росписи в домовом храме, то они проступали, несмотря ни на что, сквозь побелку. В конце концов их заклеили обоями, но прежде, проводя электропроводку, изуродовали необыкновенно выразительные, словно живые, лики Господа и святых.




Серафим Чичагов.

В настоятельском корпусе разместилась школа. В годы перестройки школу закрыли, а корпус приватизировали, и он разрушался, ненужный новым хозяевам.
Еще один двухэтажный корпус и деревянные дома отдали под жилье колхозникам, а в одном из них разместилась почта.
Все постепенно разрушалось. В храме погибли настенные росписи, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Кирпичный корпус с домовым храмом после закрытия больницы был отдан под базу отдыха. В нем справляли свадьбы, отмечали светские праздники, гуляли и отдыхали…
В 1996 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия сюда приехали монахиня Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря города Коломны Елизавета и с ней — несколько сестер этого же монастыря.
Темнеет в вышине свод обгоревший,
Следы былого всюду разрушенья,
От сырости кирпич позеленевший,
И уцелевших фресок шелушенье, —
Написала одна из сестер об Александровском соборе.
Монахинь до глубины души поразила «мерзость запустения» и особенно – котлован посреди собора. Оказывается, власти, закрывшие монастырь, искали клад под собором, якобы спрятанный там купцом Бачуриным. Клада не нашли, котлован не зарыли… В котловане местами стояла вода, превращая летом храм в парник, а зимой в ледник. В центре собора на цепи от паникадила висела проволока, явно заменявшая детям дачников качели. Своды алтаря почернели от копоти – видимо, в храме жгли костры. Стены, представлявшие собой голые кирпичи, кое-где покрытые осыпающейся штукатуркой, были «украшены» автографами и неприличными надписями. И лишь кое-где едва виднелись скорбные лики святых. А в алтаре Никольского придела сохранилось изображение ангела, явственно напоминающее всем, что Ангел Господень все стоит на месте престола, где совершалась Божественная Литургия.
После молебна новой настоятельнице торжественно вручили огромный данерный ключ от храма без окон, без дверей.
Первое время сестрам выделили два номера на базе отдыха (бывший монастырский корпус с домовым храмом), а сестры числились как «отдыхающие». Затем сестрам временно для жилья выделили три комнатки в бараке. Комнаты и были насквозь пропитаны зловонием, а мебелью служили поставленные на кирпичи сетки от кроватей. А когда за эти комнаты стали требовать деньги, то пришлось расчищать еще одну гнилую комнату от навоза, в которой раньше держали свиней. К счастью там жить не пришлось – вскоре монастырю передали часть базы.
Когда насельницы стали возделывать заброшенную землю, матушка-настоятельница наравне со всеми сестрами трудилась в поле, сажая картофель и другие овощи, разбивая сад с плодовыми деревьями. Матушка смогла освоить управление автомобилем, когда жизнь того потребовала. И при всякой необходимости садилась за руль и ехала в город за хлебом, продуктами и медикаментами. Еще матушка-настоятельница прошла курсы пчеловодов, после чего она и другие инокини стали делать прополисные и восковые чудо-мази, которые помогают при различных болезнях. В монастыре находится 80 ульев, а собранный мед идет на продажу в Талдом, Дмитров в Москву. А деньги идут на восстановление обители.
Так постепенно восстановили, расписав и украсив, домовый храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этом корпусе разместились трапезная, иконописная, керамическая и пошивочная мастерские, библиотека, кельи сестер.
Монастырский быт суров. Телефонной линии нет. Вместо центрального отопления – уголь и дрова. Канализация – и та не везде.
В 2000 году обитель постигло тяжкое испытание. Двухэтажный сестринский корпус сгорел. К счастью, никто из сестер не пострадал, однако все имущество монастыря было уничтожено огнем, и в суровые февральские морозы сестры остались без крова. Но вскоре монастырь начал отстраиваться – на просьбу о помощи откликнулось много людей и организаций.
Главным событием 2002 года стало освящение нового деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».




Игумения Серафима.

В селе Внуково Дмитровского района у обители есть подворье при храме Святой и Живоначальной Троицы, где силами сестер был создан сильный церковный хор из 80 мальчиков. А в Талдомском лицее искусств было организовано отделение духовной музыки.
Гуляя сегодня по монастырю твой глаз радуют ухоженный сад, дивный ковер цветов, выращенных с любовью. И даже не верится, что всего лишь десять лет назад повсюду царила разруха.
Одно из впечатлений паломника, посетившего обитель, связано с экзотикой. Какая же экзотика может быть в сельском монастыре? А вот какая: однажды монастырю подарили взрослого павлина, но так как ему нужна была пара, то вскоре здесь появились три павлина, после чего семейство пополнилось птенцами.
2006 год – юбилейный год для Александровского монастыря: 110-летие основания и 10-летие возобновления монастыря. В день памяти святого Александра Невского в монастыре прошли юбилейные торжества, которые возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В этот день было совершено великое освящение всех трех приделов главного собора монастыря, после чего прошла Божественная Литургия.
Сестры монастыря во главе с игуменьей Елизаветой к этому событию закончили роспись алтаря собора и трапезной, где прошли главные торжества.
За жертвенное служение матушка Елизавета была удостоена Святейшим Патриархом ордена святой благоверной княгини Ольги.
К юбилею монастыря был выпущен диск «Не в силе Бог, а в правде» с песнопениями хора сестер обители и книга духовной поэзии, которая стала современной летописью монастыря. Она дает зримое представление о том, как шел тот неравный бой все десять лет – начиная с того первого дня, когда сюда приехали инокини восстанавливать обитель. Сегодня эти женщины для нас – пример великого трудолюбия, веры, смирения.

(По материалам издания Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). — Калязин, 2004., сайта Народный каталог Православной архитектуры и материалам предоставленым Сергеем Балашовым.)
(Фото. № 1, 3 Дмитрия Дроздецкого, № 2 Владислава Зарецкого с сайта Народный каталог Православной архитектуры, № 4-6 из архива Сергея Балашова.)

  • Александра Невского церковь Александровского монастыря
  • Иконы Богоматери «Утоли моя печали» домовая церковь Александровского монастыря
  • Веры, Надежды, Любви и Софии церковь на подворье Калязинского Александро-Невского женского монастыря

Посмотреть всю карту

История

Александровский общежительный женский монастырь был основан в 1892 году купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении императора Александра III и его семейства в катастрофе 17 октября 1888 года. В 1893 году при женской общине появилась церковно-приходская школа и богадельня на пять кроватей.

4 сентября 1895 года по указу Святейшего Синода была официально утверждена женская община, основанная в сельце Маклаково. А к 1897 году был выстроен Александро-Невский собор с двумя приделами. В монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери «Утоли Моя Печали», принесённая со Святой горы Афон.

В 1899 году скончался основатель, строитель и главный жертвователь обители купец Иван Данилович Бачурин.

В 1906 году Александровская женская община была преобразована в монастырь. По переписи 1913 года в монастыре было: монахинь — 8 человек, рясофорных послушниц — 50 человек, послушниц живущих на испытании — 60 человек. Сестры исполняли следующие послушания: клиросное пение, чтение Псалтири, печение просфор, шитье церковных облачений, крестьянские полевые работы.

В 1923 году монастырь был закрыт советскими властями. В помещениях монастыря размещались больница, школа, почтовое отделение, жильё

Возрождение монастыря

1 марта 1996 года Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря в селе Маклаково Талдомского района Московской области, и назначил насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря монахиню Елизавету (Семенову) настоятельницей.

25 марта 1996 года матушка Елизавета и несколько сестёр Ново-Голутвина монастыря приехали в село Маклаково возрождать Александровскую обитель. Как и большинство храмов и монастырей этого времени, обитель св. Александра Невского лежала в руинах. Главный храм монастыря — собор св. блг. кн. Александра Невского, стоял без крыши, а его пол представлял собой огромный котлован, в котором стояла вода.

В 2001 году был построен и освящён деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали», где трудами сестёр монастыря по проекту матушки Елизаветы был создан уникальный иконостас, сочетающий роспись по дереву и керамический декор.

К 2006 году главный собор св. блг. кн. Александра Невского был полностью восстановлен и 12 сентября митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием были торжественно освящены три его престола.

Монастырь полностью преобразился, было построено здание трапезной, обитель обнесена оградой, разбиты цветники и газоны, территория монастыря стала живописным парком.

В 2013 году был восстановлен домовой храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, где также создан мозаичный иконостас с элементами керамики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *