ДОЛГОПРУДНЫЙ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Общие сведения

На юге и востоке город практически сливается с северными окраинами Москвы (районы Северный, Дмитровский и Западное Дегунино), с запада ограничен каналом имени Москвы (на противоположном берегу канала — город Химки), а с севера — рекой Клязьмой и Клязьминским водохранилищем.

В состав города были в разное время включены:

  • посёлок Хлебниково,
  • село Павельцево,
  • рабочий посёлок Шереметьевский, находящиеся на севере за каналом имени Москвы.

Население — 111 930 чел. (2019).

В Долгопрудном находится Московский физико-технический институт, Долгопрудненское пассажирское автотранспортное предприятие «Мострансавто», предприятия машиностроительной (судоремонтный завод), химической (завод тонкого органического синтеза), оборонной отраслей, а также перерабатывающие и строительные предприятия (Московский камнеобрабатывающий комбинат (МКК), кирпичный завод и др.), фабрика театральных принадлежностей. На железной дороге Москва — Савёлово в городской черте расположены платформы Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Шереметьевская.

В непосредственной близости от города расположен международный аэропорт «Шереметьево».

В городе действуют театр «Город», Детская школа театральных искусств «Семь Я», Киноцентр «Галакс», историко-художественный музей, кабельное телевидение.

С 1950-х годов в городе работает литературное объединение (ЛИТО, первый руководитель — поэт Борис Васильевич Попов), получившее в 1990-х название «Клязьма». С 1993 года по инициативе Управления культуры городской администрации ежегодно издаётся литературно-художественный альманах «Долгие Пруды», в котором представлены произведения членов литературного объединения «Клязьма» и жителей города, прошедшие редакционный отбор.

История Долгопрудного

Памятник К. Э. Циолковскому работы скульптора Ю. Ф. Иванова

Название города происходит от наименования железнодорожной платформы Долгопрудная (1900 года постройки), которое, в свою очередь, происходит от Долгого («длинного») ставка старинной пушкинской вотчины Виноградово, находящегося неподалёку от станции. Именно по инициативе дворян Пушкиных (прямых предков поэта) в XVII веке здесь был вырыт Долгий пруд, в дальнейшем поменявший многих хозяев. На рубеже XIX–XX веков окрестности Долгих прудов становятся дачным очагом. Близ одного из дачных кварталов и возникла остановка Долгопрудная, вокруг которой постепенно начал разрастаться посёлок. Вскоре появились и так называемые «Новые дачи» — несколько ближе к Москве, возле которых затем появляется остановочный пункт Новодачная.

Город Долгопрудный обязан своим рождением предприятию по производству дирижаблей, строительство которого было начато в 1931 году неподалёку от железнодорожной платформы Долгопрудной. Вскоре предприятие получило наименование «Дирижаблестрой» (ныне — Долгопрудненское научно-производственное предприятие, разрабатывает и производит вооружение ПВО). В течение нескольких лет здесь были построены производственные цеха и вспомогательные сооружения, эллинги для дирижаблей, газовый завод, производивший водород, жилые и коммунально-бытовые здания, несколько магазинов и ларьков.

Вплоть до 1935 года посёлок при предприятии не имел не только собственного наименования, но и официального статуса населённого пункта. В декабре 1934 года после убийства Кирова рабочими высказывалось предложение присвоить их «городку» имя погибшего деятеля, однако принято оно не было. В конце декабря 1934 года состоялись первые выборы в поселковый совет, а 1 июля 1935 года «городок» был официально отнесён к категории рабочих посёлков и получил наименование Дирижаблестрой. Вероятно, из соображений секретности 19 октября 1937 года посёлок переименовали в Долгопрудный.

В 1932—1936 годах на Дирижаблестрое работал выдающийся итальянский аэронавт и конструктор дирижаблей Умберто Нобиле, на какое-то время связавший свою судьбу с СССР. Его любимица фокстерьер (по другим сведениям — обычная дворняга) Титина, всюду сопровождавшая своего хозяина, превратилась в местную достопримечательность: кто в шутку, а кто и всерьёз верил, будто итальянец настолько ценит свою собаку, что вставил ей золотой зуб взамен выпавшего. При появлении на улице дети окружали Титину и наперебой требовали показать зуб.

C 1932 по 1937 годы через эти места велось строительство канала Москва-Волга им. Сталина. Под него были созданы Управления Москва-Волгострой и Дмитлага ОГПУ (с 1934 года — НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре города Дмитрова. В качестве рабочей силы использовались заключённые-каналоармейцы (зэки), размещённые в лагерях по всей длине канала… Невдалеке от трассы канала возник гранитный завод, в задачи которого входило производство облицовочного материала для шлюзов, набережных и других сооружений. А близ железнодорожной станции Хлебниково были основаны Хлебниковские судоремонтные мастерские (ныне — Хлебниковский машиноремонтный судостроительный завод).

17 апреля 1937 года была заполнена водой вся трасса канала Москва-Волга. 15 июля открылась первая постоянная навигация по каналу. Канал стал западной границей Дирижаблестроя-Долгопрудного. Участок канала, проходящий через Долгопрудный, носит название Глубокая выемка.

В рамках масштабного гидропроекта к северу от Дирижаблестроя было создано Клязьминское водохранилище, на берегу которого был построен рабочий посёлок водников (в дальнейшем вошедший в черту Долгопрудного), давший название остановке Водники (в 1951 году платформа Савёловского направления МЖД «19 км» была переименована в Водники).

В 1940 году в Долгопрудном начала работу Центральная аэрологическая обсерватория.

25 ноября 1946 года вышло постановление Совмина СССР о создании в Долгопрудном физико-технического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, который с 17 марта 1951 года преобразован в Московский физико-технический институт.

В 1953 году Долгопрудный стал центром Красно-Полянского района, а в 1957 году получил статус города районного подчинения. После этого здесь активизировалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1963 году Долгопрудный был отнесён к категории городов областного подчинения, в городскую черту были включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачёво.

В 1959 году в черту Долгопрудного вошёл посёлок Водники, вместе с Хлебниковской ремонтно-эксплуатационной базой.

Советские космонавты (слева-направо) Юрий Гагарин, Борис Волынов, Алексей Леонов и другие на пикнике в Котово (район Парковой улицы). Приблизительно 1965 год

С 1963 года Хлебниковская ремонтно-эксплуатационная база переименована в Хлебниковский судоремонтный завод (с 1975 года — Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод).

В 1988 году бывшее село Виноградово, что на Долгих прудах (изначально давших название городу), было исключено из состава Долгопрудного и включено в состав района «Северный» СВАО города Москвы.

Герб города образца 1982 года

В 2003 году в состав города Долгопрудный были включены рабочий посёлок Шереметьевский и село Павельцево.

С 2006 года ОАО «Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод» в Водниках работает под новым брендом «Московский яхтенный порт».

13 июля 2016 года состоялось торжественное открытие городского парка «Новые Водники» на берегу Клязьминского водохранилища.

С 2016 года значительно улучшилась транспортная доступность Долгопрудного. Исторически из города можно было выехать или через двухполосное Лихачёвское шоссе, или через железнодорожные переезды у платформ Новодачная и Водники. 4 января 2016 года закончилась реконструкция Лихачевского шоссе, в рамках которой количество полос увеличилось до трёх в каждую сторону. В конце того же года открыто движение по эстакаде у платформы Новодачная, а в 2017 году — у платформы Водники.

Предприятия

Лихачёвский проспект в Долгопрудном Памятник ракете «9М38» у проходной ПАО ДНПП

  • ДОКСИ — одно из старейших предприятий Спецстроя России;
  • Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза;
  • Научно-исследовательский институт органических полупродуктов и красителей с опытным заводом;
  • ОАО «ДНПП» — Долгопрудненское научно-производственное предприятие (ранее — Долгопрудненский машиностроительный завод — ДМЗ);
  • ОАО «ДКБА» — Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики;
  • Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод;
  • ОАО «Московский камнеобрабатывающий комбинат», бывш. МКК — основан в 1937 как гранитный завод по изготовлению облицовочных материалов из натурального камня (гранита, мрамора и известняка) для набережных, шлюзов и других сооружений канала Москва—Волга;
  • Завод нестандартных деревянных конструкций;
  • Фабрика мягкой мебели MANZANO
  • Винный завод;
  • Фабрика театральных принадлежностей СТД РФ;
  • «Андреевские кондитерские мастерские» — бывш. Долгопрудненский горпищекомбинат;
  • Хлебниковский кирпичный завод;
  • Асфальто-бетонный завод Бетас;
  • Агрофирма «Совхоз „Красная нива“»;
  • Плодоовощная база «Вегетта» (мкрн. Шереметьевский);
  • Фабрика по производству мороженого «Чистая линия»;
  • Техцентр «Долавто».

Спорт

Зимнее плавание

В городе располагается Московская областная федерация закаливания и зимнего плавания.

Клуб зимнего плавания Котовские моржи существует с 1957 г. и находится в одноимённом заливе рядом с водно-спортивной базой «Дельфин».

Футбол

В городе базируется одноимённый футбольный клуб, в сезоне 2015/2016 выступающий в зоне «Запад» Второго дивизиона. Домашние матчи команда проводит на городском стадионе «Салют» (6 000 мест).

В 1992—1998 годах в Долгопрудном базировалась команда «Космос» — ныне «Сатурн-2» (Раменское).

Регби

В Долгопрудном находится Детско-юношеская спортивная школа по регби Долгопрудненские Соколы, основанная в 1996 году. Среди выпускников школы игроки сборной России, участники Кубка Мира по регби 2011 в Новой Зеландии: Денис Антонов и Михаил Сидоров.

На 2013 год 15 воспитанников школы имели опыт выступления в профессиональной лиге Чемпионата России за команды Слава (Москва), Спартак-ГМ (Москва), ВВА и «Академия ВВС» (Монино), Енисей-СТМ (Красноярск), Фили (Москва). Девять — выступали за юниорские и молодёжные сборные U-17, U-18, U-20, на Мировых и Европейских чемпионатах.

Парусный спорт

Детский швертбот-двойка «Кадет» в Котовском заливе.

В городе расположены яхт-клубы «Спартак», Водно-спортивная база «Дельфин», яхт-клуб «Парус», школа парусного спорта «Юность Москвы» и Московский яхтенный порт.

См. также: Категория:Парусный спорт в Долгопрудном

> КВН в Долгопрудном Основная статья: Сборная Физтеха

Из студентов МФТИ, главный корпус которого размещён в Долгопрудном, создана команда КВН, принимающая участие в играх Высшей лиги.

Перспективные города Московской области

Дать однозначный ответ на вопрос о том, где лучше жить в Московской области, невозможно. Здесь многое зависит от индивидуальных предпочтений человека, целей и материальных возможностей. Вполне вероятно, что определиться с выбором поможет небольшой рейтинг городов Подмосковья, которые традиционно считаются лучшими для жизни и перспективными в плане развития по следующим критериям:

  • низкий уровень цен на жилье;
  • транспортная развязка;
  • близость к столице;
  • хорошая экология;
  • низкий уровень безработицы;
  • благополучная криминальная обстановка.

При составлении этого рейтинга учитывалась совокупность всех факторов. Поэтому, города благоприятные для жизни, но с высоким уровнем цен на недвижимость или напряженным трафиком сюда не вошли. Но мы рассмотрим эти варианты чуть ниже.

Официальный рейтинг городов Подмосковья. Рекомендуем посмотреть.

Итак, список шести лучших городов для переезда в Подмосковье выглядит следующим образом.

Одинцово

Одинцово – город, в котором происходит застройка нового жилищного фонда, что влияет на ценообразование рынка недвижимости. В этом городе отличная транспортная развязка, через него проходит железная дорога. Он расположился невдалеке от Москвы. От Одинцово до Белорусского вокзала в столице можно без труда добраться приблизительно за 30 минут. В этом городе развита бытовая, спортивная и социальная инфраструктура, имеется все необходимое для комфортной жизни.

Особенность Одинцова – интересные спортивные объекты, такие как: лыжная трасса, центры хоккея и фигурного катания, бассейн, баскетбольный комплекс. Практически в каждом дворе жилого дома установлены детские площадки и тренажерные комплексы.

Благодаря тому, что город окружен лесами, он славится своей благоприятной экологической обстановкой. При этом цены на недвижимость здесь довольно невысокие.

Одинцово, вид на собор Георгия Победоносца

Апрелевка

Апрелевка – небольшой городок, удаленный от МКАД на 26 км. Интересным вариантом для переезда Апрелевку делает хороший трафик движения в столицу. Благодаря тому, что здесь есть сразу три железнодорожных станции, а также скоростное Киевское шоссе, путь от городка до Москвы можно без труда преодолеть за полчаса.

Инфраструктуру в Апрелевке нельзя назвать очень развитой, но все необходимое для жизни есть. А строительство огромного торгового центра сделало её привлекательной еще и в плане трудоустройства.

Еще один весомый довод в пользу Апрелевки – его экология. Благодаря удачному расположению и отсутствию промышленных предприятий в городе всегда чистая атмосфера.

Апрелевку с Москвой разделяют 44 километра

Жуковский

Жуковский – у этого города есть свои плюсы и минусы для переезда на постоянное жительство. Но судя по отзывам, плюсов гораздо больше, что делает Жуковский привлекательным вариантом. Социальная инфраструктура в целом удовлетворительна. Ощущается некоторая нехватка мест в детских садах, но так как местные власти обязывают застройщиков возводить вместе с новыми микрорайонами и социальные объекты, эта проблема постепенно решается.

Недалеко от города расположен аэропорт и несколько промышленных предприятий. Но экологическую обстановку спасает большое количество лесов, которые окружают город. А так же в его окрестностях много водоемов. Да и сам город очень зеленый, на его территории немало насаждений, которые делают воздух чище. Цены на квартиры не очень высокие из-за того, что нет удобного выезда на федеральную трассу. Зато есть железная дорога, что облегчает передвижение.

Второе название города — Наукоград. В планах — создание в Жуковском Национального центра авиастроения.

Долгопрудный – находится в 25 км от Москвы. К сожалению, в городе не слишком хорошая транспортная ситуация из-за постоянных автомобильных пробок на Дмитровском шоссе, которое связывает Долгопрудный со столицей. Этот фактор снижает цены на аренду и покупку недвижимости в городе, делая их вполне доступными.

Привлекательной жизнь в этом городе покажется тем, кто любит природу, так как рядом с городом расположены водохранилища, лесопарк и водоканал. Социальная сторона города благоприятна, он удобен для жизни.

Особенно интересен Долгопрудный с точки зрения строительства собственного дома.

От Москвы до Долгопрудного — 25 км. Без пробок это расстояние можно преодолеть за 20 минут

Домодедово

Домодедово – строительство к Чемпионату мира 2018 по футболу огромного спортивного центра с тренировочными базами обещает значительно улучшить и без того хорошую инфраструктуру города. Также это даст дополнительные рабочие места.

Благодаря аэропорту в городе отличная транспортная развязка. И опять же, аэропорт дает варианты трудоустройства, что говорит в пользу выбора Домодедова для переезда на постоянное жительство. Хотя жить рядом с аэродромом не слишком спокойно и это надо учитывать, выбирая этот город.

Но с другой стороны, за счет этого фактора цены на рынке жилья Домодедово остаются вполне приемлемыми.

Домодедово занял одну из верхних строчек в рейтинге «Самый благоустроенный город России». Подробнее — в следующем видеосюжете.

Королёв

Королёв – один из ведущих наукоградов страны, что отражается на уровне жизни. В городе низкий уровень безработицы, спокойная криминальная обстановка, отлично развита инфраструктура, высокий уровень образованности среди жителей. Сам город ухоженный и зеленый. К тому же рядом с ним располагается национальный парк «Лосиный остров».

Большой недостаток Королева – плохая транспортная развязка, которая затрудняет выезд из города. Но обнадеживают перспективы, что проблема будет решена местными властями в ближайшие сроки.

Королёв часто неофициально называют космической столицей России

Что нужно учитывать при выборе места жительства

Важно, намечая будущее место жительства в Московской области, решить по какому критерию сделаете выбор. Если принципиально трудоустройство в Москве, то стоит присматриваться к городам с хорошей транспортной развязкой. Если хотите найти работу по месту жительства, то обратите внимание, какие действующие предприятия есть на данной территории.

Научным сотрудникам наверняка будут интересны Королев, Дубна. Также в Подмосковье есть текстильные предприятия, заводы электротоваров. С этой точки зрения могут быть интересны Подольск, Балашиха, Павловский Посад.

Среди привлекательных вариантов называют Дмитров, Красногорск, Видное, Мытищи, Раменское, Звенигород. Цены на недвижимость в этих городах нельзя назвать низкими. Но с другой стороны, привлекательно низкая цена может означать, что вам предложат глухой район. Не стоит ехать туда, где нет ни транспортной развязки, ни возможности трудоустройства на месте, ни более-менее приемлемой социальной инфраструктуры.

Карта экологической обстановки Московской области

Там, где развита промышленность, не слишком благоприятная экологическая обстановка. Поэтому, если вам важен чистый воздух или занятия спортом, стоит рассмотреть такие варианты, как Руза, Истра или Можайск. Там отсутствуют вредные для здоровья предприятия. А также Королёв, Пушкино, Сергиев Посад, где находится множество самых разных спортивных объектов.

Главный недостаток городов Московской области – плохая транспортная доступность. Важный критерий – насколько быстро и удобно добираться из того или другого города на личном автомобиле или общественным транспортом. Маршрутки и рейсовые автобусы не спасают от пробок. Отсутствие прямого железнодорожного сообщения в некоторых городах – существенный минус, который стоит учитывать, выбирая будущее место жительства. Эксперты советуют при выборе нового жилья хотя бы один раз (а лучше несколько) самостоятельно проделать в час пик путь от присмотренного дома до будущего места работы.

Цены на жильё в Московской области

Цены на недвижимость в Подмосковье зависят от степени удаленности от Москвы. Средняя ценовая политика на начало 2019 года – примерно 109 тысяч рублей за 1 квадратный метр в зоне до 5 км от Московской кольцевой дороги. В районах от 6 до 10 км удаленности от МКАД цена будет ниже на 8-10%. Покупая жилье за 16-20 км удаленности от Кольца, сэкономите до 27%.

Учтите, что большинство новых построек находятся именно в этой зоне: 6-10 км от МКАД. Поэтому, взвесьте все за и против и решите, что для вас в приоритете – получить близость к столице или возможность экономии средств.

О реальных ценах на недвижимость в городах Подмосковья смотрите следующее видео.

Цены на продукты и коммунальные услуги будут снижаться по мере удаления от Москвы. Но стоит понимать, что и заработная плата также будет значительно ниже.

Если рассматривать города, расположенные недалеко от Москвы, то можно обратить внимание на следующие:

  • Клин,
  • Рязань,
  • Владимир,
  • Ярославль.
    Изучите рейтинг городов России по уровню жизни и выберите привлекательное для себя место жительства.

>Город Долгопрудный>Видео ролик о городе

Общие сведения и история

Долгопрудный расположен в центре Московской области, с нескольких сторон вплотную примыкает к Москве. Площадь города — 30,52 км².

Название город получил по названию близлежащей железнодорожной платформы Долгопрудная. Ее в свою очередь так назвали в честь Долгого («длинного») пруда на территории усадьбы Виноградово. В 19-20 веках здесь были построены дачи.

Сам город был образован благодаря дирижаблестроительной верфи. Поселение при ней, названное Дирижаблестроем, появилось в 1931 году. В следующем году дирижабли на комбинате начали строиться. Здесь были выпущены самые большие дирижабли, принадлежащие к серии «СССР-В». Также в 30-е годы на комбинате работал такой выдающийся специалист в этой отрасли, как Умберто Нобиле. В 1935 году Дирижаблестрой стал рабочим поселком, а через три года был переименован в Долгопрудный, так как строительство дирижаблей было прекращено. Причиной послужила потеря интереса к этому виду транспорта.

В 1937 году был введен в строй канал Москва-Волга. В системе канала было образовано Клязьминское водохранилище, на котором появился рабочий поселок водников, затем ставший частью города. Спустя три года начала функционировать Центральная аэрологическая обсерватория. В 1946-м возник физико-технический факультет МГУ, который через пять лет стал Московским физико-техническим институтом.

В 1957-м Долгопрудный стал городом, что дало толчок жилищному и инфраструктурному развитию. В 1988 году село Виноградово из Долгопрудного перешло в состав Москвы. Зато спустя пятнадцать лет в состав города вошло село Павельцево и поселок Шереметьевский.

Начиная с 2000 года Клязьминское водохранилище начало застраиваться особняками и яхт-клубами. Из-за них был отрезан от побережья район Водники. Для жителей оставили лишь небольшой пляж. Его планируется благоустроить к 2016 году. Также на нем появятся парк и развлечения.

Город Долгопрудный в Подмосковье: история и достопримечательности

Наверное, почти у любого москвича и жителя Московской области при упоминании названия «Долгопрудный» в памяти сразу всплывает аббревиатура МФТИ — Московский физико-технический институт, или, сокращенно, физтех. Так получилось, что часть моей жизни оказалась связана с этим вузом: когда-то в физтехе преподавала моя бабушка, потом, много лет спустя — я. Но Долгопрудный славен не только МФТИ. Несмотря на то, что в целом город выглядит современным, здесь сохранились интересные памятники старины. Местные жители любовно называют свой город Долгоп, или Долгопа.

♦ По теме: Однодневные экскурсии из Москвы: города, усадьбы, храмы и монастыри

Котовский залив канала имени Москвы в Долгопрудном

Долгопрудный примыкает к границам Москвы. Время от времени появляются слухи, что он будет включен в территорию Москвы. На северо-востоке Долгопрудный граничит с Химками. Естественными границами с северо и северо-запада служит канал имени Москвы, который придает городу особое очарование.

Наиболее ранним археологическим памятником на территории Долгопрудного является курган на западном берегу р. Мерянки, датированный XII веком. Люди постепенно расселялись по этой территории, однако первые письменные упоминания о поселениях здесь относятся к XVI веку.

Старбеево

Самым старым поселением на территории нынешнего Долгопрудного является Старбеево (Тарбеево), расположенное на р. Гнилуши, позднее переименованное по названию реки. Согласно записям от 1573 года, оно принадлежало окольничему князю Петру Ивановичу Татеву. Там стояла небольшая деревянная церковь страстотерпца Егория, с колокольней. Сменив ряд владельцев, в 1729 году усадьба переходит к Александре Григорьеве Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра I. В 1762 году она продала поместье своему племяннику, Александру Алексеевичу Долгорукому. В 1770-е годы ветхий деревянный храм был перенесен ближе к деревне Лихачево и отстроен заново в большем размере (освящен 15/28 декабря 1774 года). В Отечественную войну 1812 года село и церковь были разорены, «в храме … Наполеон лошадей ставил». В 1852 году владельцем Гнилуш становится статский советник, князь А.Д.Львов. В 1930-е годы Георгиевский храм был закрыт, в 1946 году возвращен верующим и вновь закрыт в 1961 году. В 1974 году уникальный деревянный храм был объявлен памятником деревянного зодчества и взят под охрану государства. Однако само строение быстро ветшало. В 1988 году церковь была возвращена верующим.

Адрес храма Георгия Победоносца (1774): г. Долгопрудный, Лихачевский пр-т, 85а

Храм Георгия Победоносца в Старбеево, фото с сайта sobory.ru, автор Илья Смирнов

Спасское-Котово

Другое старинное поселение на территории современного Долгопрудного — деревня Котово (Спасское-Котово) на Клязьме, прежде носившее название Курлыково (или Курылково, Курилково). В 1617 году здесь стояло 11 крестьянских дворов. Тогда же оно было продано дьяком И.В. Щелкановым князю Юрию Сулешеву. В 1676 году владельцем имения становится боярин Иван Борисович Репнин (ум. в 1697 году). В 1684 году здесь была выстроена каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом Преподобного Андрея Критского.

В 1754 году владельцем имения Спасское на Клязьме становится Борис Григорьевич Юсупов. Церковь была освящена, построен господский деревянный дом, разбит сад с плодовыми деревьями. Рядом с церковью устроено кладбище — ныне по его территории проложена автодорога. С 1772 года Спасская церковь превратилась в родовую усыпальницу Юсуповых. Расцвет усадьбы в Спасском-Котове пришелся на рубеж XVIII-XIX веков, когда ее владельцем стал князь Николай Борисович Юсупов: был разбит регулярный парк, устроены пруды, построены оранжереи. Открыли кирпичный завод. В 1850 году к Спасской церкви пристроили южный придел во имя Святого Николая Чудотворца (арх. Василий Дрегалов), освященный в 1853 г.

В 1934 году храм был закрыт и перестроен. По территории бывшей усадьбы прошла автодорога, появился городской парк и жилые кварталы. В 1991 году храм был передан верующим. А о былой роскошной усадьбе напоминают лишь аллеи небольшого парка у набережной водохранилища да беседка-ротонда, построенная уже в наше время.

Храм Нерукотворного Спаса (1684) в с. Котово: г. Долгопрудный, ул. Парковая, д. 1. Сайт: http://spas-neru.orthodoxy.ru

Храм Спаса Нерукотворного в селе Котове

Храм Спаса Нерукотворного в селе Котове (Долгопрудный)

Беседка и парк около пруда в Котове (Долгопрудный)

Долгопрудный: от дирижаблей до Физтеха

Вернемся к истории города Долгопрудного. По Длинному пруду в усадьбе Виноградово было дано название станции Савеловской железной дороги — Долгопрудная. В 1931 году на другой стороне станции был основан поселок Дирежаблестрой. 5 мая 1932 года здесь начал работу дирежаблестроительный комбинат. 7 ноября 1932 года один из дирижаблей, построенных на этом комбинате, участвовал в параде на Красной площади. С 1931 по 1936 год здесь работал прославленный итальянский дирежаблестроитель, исследователь Арктики, генерал Умберто Нобиле (1885-1978).

В 1935 году поселок получил статус рабочего. 29 сентября — 4 октября 1937 году на дирижабле «СССР В-6», построенном в Долгопрудном, был совершен беспересадочный полет по кольцевому маршруту Москва — Новгород — Белозерск — Горький — Ростов — Брянск — Курск — Воронеж — Москва, продлившийся 130 часов 27 минут. В 1938 году поселок был переименован в Долгопрудный, а строительство дирижаблей было приостановлено. В 1940 году была основана Центральная аэрологическая обсерватория.

Одновременно в конце 30-х годов в Долгопрудном появились и другие предприятия: газовый завод (впоследствии — Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза), гранитный завод (Московский камнеобрабатывающий комбинат). В 1937 году в поселке Хлебниково были созданы Хлебниковские судоремонтные мастерские (Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод).

В годы Великой отечественной войны заводы были переориентированы на нужды фронта, который в ноябре — начале декабря 1941 года проходил сравнительно недалеко. 13 жителей Долгопрудного получили звание Героя Советского Союза.

25 ноября 1946 года по инициативе П.Л.Капицы в Долгопрудном был создан физико-технический факультет МГУ, преобразованный в 1951 году в самостоятельное учебное заведение — Московский физико-технический институт (МФТИ, физтех). В 1995 году он был преобразован в государственный университет.

В 1953 году Долгопрудный стал центром Краснополянского района Московской области (просуществовал с 1939 по 1959 год; ныне его территория входит в Мытищинский, Химкинский и Солнечногорский районы), а в 1957 году — городом районного подчинения. В 1963 году статус Долгопрудного изменился на город областного подчинения. В границы города были включены поселения Гнилуши, Котово, Щапово, Лихачево. В 2003 году в черту города вошли рабочий поселок Шереметьевский и село Павельцево.

Сегодня Долгопрудный — современный город, где, однако, сохранилась интересная застройка прошлых лет. К сожалению, транспортные проблемы Подмосковья не обошли его. На Дмитровское шоссе можно попасть, минуя два железнодорожных переезда, около Новодачной и Водников. Здесь почти всегда скапливаются огромные пробки. Еще один выезд из города проходит по Лихачевскому шоссе, где местная «достопримечательность» — огромный мусорный полигон, высокой горой нависающий и над МКАД.

Долгопрудный, ул. Первомайская, 9/4. Первый пятиэтажный дом в городе, построенный в 1935 году. Фото с сайта oldmos.ru

Спасское Котово

1617 год стал годом основания деревушки Курлыково, насчитывающей 11 крестьянских подворий. Принадлежало селение дьяку Щелканову. В 1684 году князь И.Б. Репин, владевший усадьбой в то время, отдает распоряжение о строительстве церкви, получившей имя Спасской и изменившей название селения. С тех пор местечко носит имя «Спасское Котово».

Свой расцвет усадьба пережила в конце XVIII века, когда в права владельца вступил князь Н.Б.Юсупов. Были выкопаны декоративные пруды, построен парк с оранжереями. Важной вехой стало строительство кирпичного завода. Спасская церковь получила предел имени Николая Чудотворца. К сожалению, в настоящее время от некогда процветающего имения остался только храм.

Старбеево (или Тарбеево) было основано на берегу реки Гнилуши и позднее получило её название. Поместье принадлежало в XVI веке князю П.И. Татееву, а в XVIII веке перешло к дочери князя Г.Ф. Долгорукого — А.Г. Салтыковой, которая впоследствии продала усадьбу А.А. Долгорукому. Большой интерес вызывает деревянный Георгиевский храм, позже отреставрированный и перенесённый в деревню Лихачёво, где он и находится до сих пор.

Согласно легенде, в 1890 году Н.П. Малютин проиграл в карты промышленному купцу А.Г. Кузнецову селение Мысово. Именно его семье и принадлежало село до революции 1917 года.

Дом помещика светло — зеленого цвета с винтовыми чугунными лестницами является на сегодня единственным строением усадьбы, которое не разрушило время.

Особый интерес вызывает ажурный балкон, изготовленный из чугуна. Из окон дома открывается красивый вид на Котовский залив. Сейчас здание находится в собственности Долгопрудненского краеведческого музея. В 2016 году оно было полностью отреставрировано. В будущем в Мысово планируется открыть музей.

Усадьба Виноградово

Первые упоминания об усадьбе относятся к XVII веку. Первым владельцем Виноградово был Г.Г. Пушкин — предок А.С. Пушкина. Затем владение перешло в собственность к В.В. Долгорукому, позже продано княжне М. Вяземской, а в 1760 году — генералу-прокурору А.И. Глебову. Последней владелица Виноградово стала в 1911 году московская купчиха М.Э. Банза, при которой большинство зданий были реконструированы. Сегодня в доме Банзы действует санаторий для детей с кардиологическими заболеваниями.

Виноградово лежит в 2 километрах от центра Долгопрудного. Дмитровское шоссе разделило территорию усадьбы на две части. На одной стороне на берегу пруда находится Храм Владимирской иконы Божьей матери, возведенный в 1772-1777 годах. Рядом с маленькой церковью на территории старого кладбища расположена могила одного из владельцев усадьбы — А.И. Глебова. Позади церкви — часовая башня и колокольня.

Основные строения усадьбы находятся по другую сторону от шоссе. На сегодняшний день сохранились два главных дома, конный двор, частично фонтаны, ворота. К сожалению, в настоящее время Виноградово находится в удручающем состоянии. Местоположение: Дмитровское шоссе.

Канал имени Москвы. Парк у канала

Западная граница города проходит по берегу канала Москва — Волга, который был проложен в 1937 году и соединил Волжский бассейн и Москву-реку. Значение канала неоценимо. Он не только обеспечивает Москву водой, но и является важнейшим судоходным путем России.

Длина канала составляет 128 км. В состав его входят 8 водохранилищ. На одном из них, Клязьменском, был построен поселок Водники, который в 1959 году вошел в состав Долгопрудного.

В 2014 году администрацией города было решено благоустроить береговую зону, прилегающую к каналу. И уже в 2015 году здесь появился живописный парк- ныне любимое место отдыха долгопрудненцев. Протяженность парка — 2 км. На его территории находятся велосипедные дорожки, площадки для игр и спорта, детские игровые комплексы, прокат велосипедов, беседки и оригинальные скамейки. Также здесь расположена смотровая площадка. Парк открыт до 23 часов.

Некогда маленький поселок дирижаблестроителей превратился в цветущий город. Он известен не только благодаря Московскому физико-техническому институту, который является учебным заведением мирового масштаба, и не только Центральной Аэрологической обсерватории— единственной научно-исследовательской организации подобного рода в Московском регионе. Много интересного найдут здесь для себя также поклонники истории и пеших прогулок. Город достоин того, чтобы его увидеть!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *