ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ

Репортажи

Теперь прочитаем внимательно достаточно объективную книгу «ФРЕСКИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ» В. Т. ГЕОРГИЕВСКОГО. Как пишет её автор в начале 20 века () : «Нам посчастливилось найти в полузабытом древнем Ферапонтовом монастыре целую стенную фресковую роспись, сохранившуюся почти чудом, принадлежащую кисти … иконописцев Великого Князя Иоанна III, – Дионисия и его сыновей – Феодосия и Владимира, продолжавших дело отца при дворе Великого Князя Василия III, и расписавших гораздо ранее храмы монастырей Пафнутьева Боровского, Иосифова Волоколамского, Спасо-Каменного и др.». В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ потом добавляет, что, скорее всего, это — единственно сохранившие фрески Дионисия и его сыновей («… произведения Дионисия, в таком огромном количестве выполненные им при жизни, почти все, за исключением Ферапонтовских росписей, погибли безвозвратно»). От себя добавлю: учитывая время постройки ряда зданий любимого высшей знатью монастыря (а «сохранились следующие древние каменные храмы и здания: соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая, XV в.; церковь Благовещения с трапезой, 1534 г.; колокольня, соборные паперти и сушило, XVI в.; церковь преп. Мартиниана 1641 г. и св. врата с церквой Богоявления, освященные в 1649 г.») и учитывая время создания самих фресок — вполне даже можно ожидать, что здания и фрески могут открыть глаза на много интересных фактов из жизни доромановской Руси и из истории Православия.

Ферапонтов монастырь.Богородицкий Собор. церковь Св. Мартиниана(фото взято с cultinfo.ru)

Ферапонтов монастырь.Святые врата. Качели

Ферапонтов монастырь.Святые врата
Древнейшей из церквей является здесь соборный храм во имя Рождества Богородицы. » …форма главы… в древности имела шлемовидную (Возможно, что старую готическую? Автор.), лишь слегка луковичную форму и, вероятно, была крыта свинцом». Инициатором строительства древнего каменного соборного храма во имя Рождества Богородицы был архиепископ Иоасаф(Оболенский), он же и пригласил Дионисия (Смотри: Приложение 3. Иоасаф (Оболенский)и «ересь жидовствующих». Автор).
Фресковая живопись покрывает все стены Ферапонтова собора. В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ пишет: «В надписи на софите северной двери Ферапонтова монастыря автором росписи этой называется «Деонисие иконник с своими чады». Имя Дионисия, как выдающегося художника второй половины XV века, до последнего времени (В начале 20 века. Автор) почти неизвестно. Самое раннее по времени сведение о художнике Дионисии находится в житии преп. Пафнутия Боровского, написанном архиепископом Ростовским Вассианом вскоре после смерти преподобного: «сими соугоубными труды церкви же совершенное оукрашение приемлет, еже w живописцы Митрофана и Дионисия их пособников пресловоущих тогда паче всех в таковем деле» . Название Дионисия живописцем, т. е. иконописцем художником «пресловущем паче всех», т. е. знаменитейшим среди всех в то время, показывает ту высокую степень славы, коей пользовался уже в это время Дионисий». В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ считает, что возможно Дионисий приступал к росписи Ферапонтовского храма и два раза: первый в 1482 (что не стыкуется с современным представлением о дате строительства храма. Автор), и в 1500-1502 — повторно (Про второй раз пишет: «Нет никаких известий в летописях и о росписи Ферапонтовского храма, произведенной Дионисием, его сыновьями и его художественной иконописной артелью в 1500–1502 гг., и лишь благодаря древней надписи, сохранившейся на софите северной двери Ферапонтовского храма, современной самому расписанию его, мы узнаем об этой важнейшей художественной работе Дионисия. Роспись Богородичного храма в Ферапонтове в 1500–1502 гг. была, по-видимому, последней крупной работой Дионисия, которую он выполнил вместе со своей художественной артелью, в которой работали его сыновья, Феодосий и Владимир»).
А между этими двумя работами артель Дионисия участвовала в росписи известнейших храмов России, в том числе и Московских. Но мало (можно сказать: почти ничего) что сохранилось от работ этих, кроме росписи Богородичного храма в Ферапонтове. Почему два раза приступали якобы к росписи — не ясно. Может быть только в один – в начале 16 века. Многие исследователи считают, что в 1482 г. Дионисий расписывал храм во имя Рождества Богородицы не в Ферапонтово. Кроме того, «Благовещенский придворный собор два раза подвергался пожарам и был переписан не менее пяти раз, а в нескольких частях и даже более того. Последняя реставрация этой стенописи, произведенная в 1882–1895 гг. иконописцем Сафоновым, была не совсем удачна и, что в особенности печально – она уничтожила многие следы древнейших работ именно Дионисия и Феодосия (Это вообще характерно для «романовских» реставраций. Автор), открытые художником Фартусовым».
Но и про Фартусова В. Т. ГЕОРГИЕВСКИЙ пишет (): «Вот что писали Члены Реставрационной Комиссии Г. Г. Резанов и М. П. Боткин 18-го декабря 1884 г. председателю Комиссии гр. Орлову-Давыдову: «Реставратор вначале вел открытие древней стенописи весьма успешно, но затем дозволил себе отступления, вредные для дела. Может быть, что они были последствием некоторого утомления от долгой и кропотливой работы при снятии нескольких наслоений, так как в последнее время даже в появляющихся пятнах художнику начали представляться формы и очертания, которые, дополняя и дорисовывая, он превращал в головы и фигуры, идущие, однако, в разрез с общей композицией (!). Всматриваясь в них, убеждаешься, что ни один хороший старинный художник не испестрил бы стены головами и руками без всякой связи и смысла… Фартусов-реставратор вошел в совершенно чужую ему роль». (Древн. 1909 г. т. III, 162)». Ещё про Н. М. Сафонова: «… варварски замазал все эти фрагменты открытых Фартусовым фресок, к счастью, им сфотографированным..».(). И лечим, и тут же — калечим. Один художник раскрывал старые слои фресок, но дорисовывал произвольно, что хотел, другой — замазывал раскрытые первым реставратором древние фрески. Беда! Но и после таких реставраций, оказывается, сохранилось многое, и это (многое), возможно, несёт в себе сакральное знание о прошлом доромановской России и Православия. И, возможно, очень интересное знание о прошлом!
Фрески артели Дионисия.
Фрески, как оказывается, удивительные, иногда называют их – «раннехристианскими», и аналогов им по стилю мало: «…недоумение своим необычным стилем возбудили фрески Благовещенского собора конца XV начала XVI в., открытые художником Фартусовым». (). «Ознакомление с фресками сербских церквей XII–XV в. и некоторых монастырей Афона … показало нам немало родственных работам Дионисия черт во фресках и стенописях греческих и югославянских художников (в частности — фрески части сербских церквей XIV–XV в.). Но многие из памятников искусства того времени еще неизвестны науке, даже не обнародованы и не описаны (художественные памятники Болгарских и Румынских церквей и др.)». «Дионисий тщательно прописывает все контуры ликов, делает все «отметки», которые полагаются иконописным каноном».
Ещё одно свойство фресок Дионисия. «В то время как в эту эпоху экспрессия, живость движения, вообще выразительность – являются характерными чертами для всех памятников греческого, греко-итало-критского искусства и даже отдельных памятников древне-русского искусства, у Дионисия эти качества почти отсутствуют… В то время как там все сцены полны жизни и движения, здесь все хранит полное спокойствие, все застыло в церемониальном величии, и в этом случае Дионисий является строгим хранителем древней византийской традиции. Усвоив себе всю прелесть красочных эффектов живописи художников греческих и итало-греческих XIV–XV вв. и даже щеголеватую манеру некоторых из них – удлиненных пропорций, Дионисий остался чужд той экспрессии, той выразительности, того жизненного движения, какие оживляют все сцены в стенописях того времени… В одеждах Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, св. апостолов, пророков, мучеников, преподобных и пр. Дионисий везде сохраняет старую иконописную традицию, выработанную еще Византией и не делает от нее заметных отступлений». И, возможно, это — дополнительное свидетельство того, что фрески Дионисия несут в себе именно древнее реальное знание о прошлом.

Ферапонтов монастырь «Что Ти принесем, Христе»(Собор Богоматери). ()
С другой стороны, одежды на фресках, которые должны быть вроде «ветхозаветные» и «античные в смысле традиционно-принятой ныне истории», Дионисий изображает, как ему современные: как принято было в 15-16 веке н.э. Объяснение историков этому традиционно: «Дионисий не знал, как правильно (ну а они – историки, искусствоведы, конечно, спустя 300-400 лет знают, как правильно! Автор.), рисовал с натуры, вносил своё». «Явное новшество» – белая детская рубашечка (с короткими рукавами), вместо традиционного хитона на Младенце-Христе в картине „Похвала Пресвятыя Богородицы» („Кондак праздника») на южной стене храма (хитон — одежда у древних греков, типа рубашки чаще всего без рукавов).
Также «…реальное вносит Дионисий в традиционное „доличное», с любовью изображая узорные ткани и парчи на одеждах царей, цариц, патриархов, архиепископов и епископов, царедворцев и людей знатных. Здесь Дионисий берет прямо с натуры (только ли с натуры? Автор.)… Дошедшие до нас парчовые ризы, саккосы, царские кафтаны от XV–XVI вв. повторяют на своих материях те орнаментальные лилии, розетки и голубые кресты в кругах, какие мы видим на одеждах в картинах Дионисия. Также много современного художнику, мы видим и в головных уборах „человеческого рода», представленного на картинах: „Покрова Пресвятыя Богородицы», „Похвала Пресвятыя Богородицы», „Страшного суда» и др.»

Росписи Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Всего три имени древнерусских художников, которых на родине справедливо причисляют к великим, можно найти во всех иностранных словарях: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. Любопытно, но последнего французский энциклопедический словарь Ларусс называет «русским живописцем греческого происхождения». Явная ошибка: Дионисий, хотя и носил греческое имя, был русским уроженцем, выходцем из Ростовской земли.

…Будто в награду путнику, проделавшему нелёгкий дальний путь на Русский Север, через сотню километров от Вологды взору открывается скромный и строгий, но пленяющий неброской красотой и гармонией пейзаж. Посреди лесов, на берегу озера, стоит Ферапонтов монастырь — памятник истории, связанный с множеством значимых для России имён, и не менее важный памятник искусства.

Исконно русская земля, впервые упомянутая в летописи в связи с призванием на Русь князя Рюрика, Белозерье знаменито своими монастырями: Кириллов, Нилова пустынь на речке Соре, Горицкий монастырь на Шексне, Новоезерский — на острове посреди Нового озера… Многочисленность обителей и интенсивность протекавшей в них духовной жизни побудили религиозного писателя Андрея Муравьёва назвать этот край «русской Фиваидой на Севере» — по аналогии с египетской пустыней, где некогда селились основатели раннехристианского отшельничества.

Среди древних христианских святынь, почитаемых верующими разных стран, есть карта Палестины — византийская мозаика, созданная в VI веке, в пору правления императора Юстиниана. Речь идёт о настоящей карте, правда, ориентированной не на север, как принято теперь, а на восток (к алтарю — некогда мозаика устилала пол византийского храма). Удивительный документ, позволяющий совершить виртуальное паломничество в Святую землю, сохранился в православной церкви Святого Георгия, расположенной в центре древней Мадабы — тихого городка на территории нынешней Иордании, не раз упомянутого в Ветхом Завете.

На полу храма распростёрто изображение Святой земли, где Иерусалим — центр мироздания, а Голгофа — средостение Вселенной. Изображены Палестина, Мёртвое море, впадающий в него Иордан, часть горы Синай и клочок дельты Нила. Большой фрагмент не уцелел, но карта, вероятно, охватывала ещё и весь Египет, простираясь вплоть до города Фивы в верховьях Нила.

Если бы подобную карту святых мест создавали на тысячу лет позднее, расширив её до Русской земли, принявшей веру Византии, на ней непременно был бы указан монастырь в северном селе Ферапонтово. Это — одна из самых «намоленных» святынь, овеянная легендами, ныне известная далеко за пределами России.

Одно из последних грандиозных творений художника — монументальная стенопись, созданная великим последователем Андрея Рублёва в Северной Фиваиде — Ферапонтовом монастыре, который, к счастью, пощадили войны и революции.

Единственная не утраченная поныне роспись Дионисия позволяет во всех деталях понять характер творчества мастера и в полной мере оценить его талант монументалиста. «Ни в Москве, ни в монастырях вдали от неё от этого „прехитрого, изящного и мудрого иконописца“ почти ничего не осталось». Важнейшее достоинство стенописи, сохранившей «руку» Дионисия, состоит и в «особой его духовной сущности, значимости для России».

Монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря, сподвижником Кирилла Белозерского — Ферапонтом. В 1502 году Дионисий с учениками расписал стены и своды собора Рождества Богородицы. (Позже монастырь получил известность не только благодаря уникальным фрескам, но и потому, что в 1666–1677 г. в нём отбывал ссылку строптивый патриарх Никон.)

Наивысшего расцвета монастырь достиг в XVI веке, став важнейшим центром духовной жизни Русского Севера. Однако расцвет длился недолго: в 1798 году решением Синода обитель закрыли и обратили в приходскую церковь. Прошёл век, и празднование в 1898 году 500-летия Ферапонтова монастыря, публикации о нём историков Ивана Бриллиантова и Николая Успенского способствовали тому, чтобы обитель вернулась в эти стены. Но уже в 1924 году монастырь закрыли вновь. С тех пор на его территории расположился Музей фресок Дионисия — филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Переживший за 70 лет немало тягот, он в 1990-е годы внесён в реестр особо ценных объектов культурного наследия России.

Всемирную известность музею в Ферапонтове принёс его главный экспонат — росписи собора Рождества Богородицы, построенного в 1490 году. Высочайшее художественное достоинство фресок определило их исключительное место в истории русской живописи. Более того, им выпала счастливая судьба: не в пример другим древним памятникам этот комплекс избежал серьёзных утрат и поздних поновлений. Фрески Ферапонтова монастыря — самый ранний ансамбль храмовых росписей Северной Руси, полностью сохранившийся в подлинном облике.

Удивительна «вписанность» Ферапонтова монастыря в природу, которая осталась в неприкосновенности. «Средневековый архитектурно-живописный комплекс чаще всего предстаёт перед нами вырванным из естественной среды, из архитектурного или пейзажного окружения, с которым он так органично, так неразрывно был связан, — пишет искусствовед И. Е. Данилова. — Затерявшийся в современном городе, стиснутый новыми зданиями, подавляющими храм, опутанный электропроводами, в сутолоке автомобилей, он оказывается в ином пространстве, ином временном измерении. Нужно большое напряжение фантазии, чтобы мысленно восстановить оборванные временем связи, чтоб оживить памятник, ставший музейным экспонатом». Ферапонтово сохраняет эти целостные связи. Творения зодчих неотделимы от ландшафта, уцелевшего на протяжении веков: озеро, луга, деревья под бесконечным небом Севера. Вокруг — тишина и уединение, которым не помеха даже многочисленные паломники, собирающиеся в эти «святые места» из самых отдалённых городов и весей.

Фрески, занимающие площадь 600 квадратных метров, написаны в небывало короткий срок — всего за 34 дня. С 6 августа по 8 сентября 1502 года. Очевидно, речь идёт только о живописных работах, без подготовительного этапа. Столь точную дату исследователи установили по надписи, оставленной самими художниками в храме над дверным проёмом (её расшифровка, как и решение многих загадок Дионисия, была делом непростым и нескорым).

«В лето 7010-е месяца августа на 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть подписываться сия церковь, а кончана на 2 лето месяца сентября в 8 на Рождество Пресвятыя владычица нашея Богородица Мария при благоверном князе Иване Васильевиче всея Руси . А писцы Дионисие иконник со своими чады. О владыко Христос, всех царь, избави их, Господи, от мук вечных».

Росписи Дионисия завораживают, светлые краски, преобладающие в его палитре, делают рисунок лёгким и воздушным. Отрешённые и возвышенные образы, написанные Дионисием, «животворны» и светоносны. Безукоризненно точно владея рисунком и ритмом, смело удлиняя пропорции, окрашивая фигуры в изысканные «райские» цвета, мастер создал зримый образ духовного идеала эпохи. Важнейшую роль в его произведениях играли безукоризненно точный, предельно скупой рисунок, ритм и цвет. Колорит — светлый, изысканный. «Цвет, не отягчённый материей, делает среду, окружающую фигуры, лёгкой, прозрачной, предельно одухотворённой» — так предельно скупо и ярко характеризует работу древнего мастера крупнейший в наше время исследователь древнерусского искусства Лев Лифшиц.

Добавим к этому поразительное мастерство композиции, которым был наделён Дионисий. На стенах сравнительно небольшой Рождественской церкви начертано более 260 сцен и фигур, однако в храме не возникает чувства затеснённости, и роспись, часто уподобляемая цветному узорчатому ковру, сплошь застилающему стены и своды, необычайно гармонирует с архитектурными формами.

На стенах соборной церкви Ферапонтова монастыря запечатлён «результат многовекового опыта художественного православного богословия, представление русского общества об образах Царствия Небесного».

Как полагают историки, знаменитый столичный мастер «с своими чады» Феодосием и Владимиром приехал в Белозерье по приглашению влиятельного ростовского епископа Иоасафа, происходившего из знатного рода князей Оболенских ив юности прошедшего в Ферапонтовом монастыре послушание.

Фрески Ферапонтова — ценнейший, однако не единственный шедевр, который оставил «живописец пресловущий». Именно так назван Дионисий в «Житии преподобного Пафнутия Боровского». Из этого документа почерпнуто не только название прошедшей недавно выставки, но и сведения о жизни и работе выдающегося мастера. В отличие от Рублёва Дионисий был не монахом, а мирянином (правда, есть предположение, что незадолго до смерти он принял постриг). Тем не менее именно церковные своды и летописи позволили историкам прочертить «линию жизни» художника и судить об этапах его творчества.

Известно о нём немного, хотя больше, чем о его великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублёве. Рождённый предположительно около 1440 года и умерший после 1503-го, Дионисий впервые упомянут в исторических источниках между 1467 и 1476 годами. Автор «Жития Пафнутия Боровского», архиепископ Вассиан, называет Дионисия и старца Митрофания во главе артели художников, расписавших соборную церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре. Он восторженно именует их «живописцами… пресловущими тогда паче всех в таковем деле». Из работы крупнейшего знатока древнерусской живописи Г. И. Вздорнова узнаём, что позже в это житие был включён нравоучительный рассказ о Дионисии, позволившем себе принести в монастырь «мирское ястие» и наказанном за это «лютым недугом». Дважды исцелённый и вразумлённый аскетом Пафнутием, Дионисий, по мысли автора жития, получил очищение и божественное благословение, столь необходимые для исполнения сложной духовной работы, сопоставимой с молитвами подвижников-монахов.

Сегодня в этом эпизоде неподчинения суровым правилам монастырской жизни и в последующем раскаянии некоторые исследователи видят стремление «иконника» к творческой и человеческой свободе, попытку художника поставить себя выше условностей монашеского быта.

Вопрос о свободе творчества, всегда требующий особой деликатности, тем более сложен, когда речь идёт о художнике Средневековья, связанном условиями строго определённого заказа и жёсткого канона. Хотя бы отчасти дать ответ на подобные вопросы — одна из главных задач выставки. (Кстати, в последний раз подобная ретроспектива — «Дионисий и московское искусство рубежа XV–XVI веков» — состоялась в Русском музее более 20 лет назад, в 1981 году.) Стиль мастера при каноническом характере церковной живописи глубоко индивидуален, отмечен яркостью и своеобразием личности.

Дионисий принадлежал к сословию «боярских детей» и занимал в обществе достаточно высокое положение. Вышел он из знатной фамилии: среди предков художника упоминаются несколько князей. По записям Кирилло-Белозерского монастыря известно, что он возводил свой род к татарину Петру, «царевичу Ордынскому», жившему в Ростове в XIII веке. Учился же он в Москве, в мастерской при Симоновом монастыре, вероятнее всего, у старца Митрофания. Вместе с ним он работал в Боровске над росписью, которая могла привлечь внимание Ивана III, когда великий князь в конце 1480 года посетил монастырь, возвращаясь в Москву после победы над татарами. С этим фактом часто связывают участие Дионисия в создании многоярусного иконостаса для Успенского собора Московского Кремля по заказу духовника Ивана III, крупного церковного деятеля и публициста ростовского архиепископа Вассиана Рыло. Хотя летопись упоминает ещё трёх художников, работавших над иконостасом, возможно, во главе самостоятельных артелей, Дионисий назван первым. Это позволяет предположить, что он и руководил работой над крупнейшим столичным ансамблем, за которую мастера получили огромную по тем временам сумму — «сто рублёв».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ферапонтов Белозерский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Ферапонтов монастырь (значения).

Монастырь

Ферапонтов монастырь


Ансамбль Ферапонтова монастыря

59°57′ с. ш. 38°34′ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Село

Ферапонтово

Конфессия

Православие

Епархия

Московская епархия

Строитель

преподобный Мартиниан Белозерский

Основатель

преподобный Ферапонт Белозерский

Дата основания

1398 год

Основные даты

1398 — 1798
1904 — 1924

Дата упразднения

1924 год

Известные обитатели

Патриарх Никон

Реликвии и святыни

почивающие под спудом мощи преподобных Мартиниана и Галактиона Белозерских

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 531420022730006 (ЕГРОКН). Объект № 3510155000 (БД Викигида)

Ферапонтов Белозерский монастырь на Викискладе

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь — музей и действующий мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыряСобор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Церкви и другие постройки

Изображение Элемент комплекса Дата постройки
Собор Рождества Пресвятой Богородицы 1490 год
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой 1530—1531 годы

1530—1534 годы

Колокольня XVII век
Церковь преподобного Мартиниана 1640—1641 годы

1640 год

Церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над Святыми воротами 1649 год
Казённая палата Середина XVI века
Стены и башни ограды 1870 год

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство:156. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение:156. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь стараниями игумении Таисии (Солоповой) был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок{{подст:не АИ|6|4}2019}.

Ныне службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, в летнее время — в церкви преподобного Мартиниана. Первое полноценное богослужение в соборе Рождества Богородицы за последние десятилетия было совершено 21 сентября 2016 года в престольный праздник Рождества Богородицы настоятелем архиерейского подворья. Русская православная церковь не рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием, как основной.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий (Депутатов) издал определение с 8 июля 2014 года образовать православную религиозную организацию архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» села Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат).

16 июня 2018 года с предстоятельским визитом Ферапонтов монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высказавший пожелание возродить полноценную монашескую жизнь в стенах обители. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, общаясь со СМИ, сообщил, что ничего точно о возрождении обители сказать нельзя, но если даже здесь будет открыт действующий монастырь, то это никак не будет препятствовать нахождению там же Музея фресок Дионисия. 15 октября того же года Священный Синод постановил открыть монастырь.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Кочетков, Лелекова, Подъяпольский, 1994, с. 55.
  2. 1 2 3 4 5 Сарабьянов, 2014.
  3. Кочетков, Лелекова, Подъяпольский, 1994, с. 63.
  4. Семенищева Е. В. Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов монастырь. — М: Историко-просветительское общество памяти преподобного Ферапонта, 2008. -С.11. -ISBN 978-5-903848-01-0
  5. 1 2 3 Выголов В.П., Удралова Н.В. В край белых ночей: Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. Вытегра. Петрозаводск. Кижи. Марциальные воды. Кондопога. Кивач: Путеводител. — Москва: Профиздат, 1986. — 320 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз.
  6. Преп. Мартиниан был игуменом Ферапонтова до 1447 года, когда стал игуменом Троице-Сергиева монастыря.
  7. Проект восстановления восстановления Ферапонтова монастыря как общецерковного центра художественного образования и духовной жизни. Москва, 2005 год. Сайт «Наследие Ферапонтова монастыря».
  8. 1 2 Павельева Л. Просунуть голову и протащить хвост. Шаг за шагом музеи сдают свои позиции Русской православной церкви. Радио Свобода, 30.07.2014.
  9. Указ № 187 «Об образовании Архиерейского подворья „Ферапонтов монастырь“ с. Ферапонтово»
  10. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 15 октября 2018 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  11. Протоиерей Алексий Мокиевский. «Святые камни Русского Севера» // Вест. нац парка «Русский Север». — № 5. — 2007.

Ссылки

  • Ferapontovo.ru — сайт об истории Ферапонтова монастыря, о селе Ферапонтово и его округе
  • Виртуальный тур по монастырю
  • Сайт Музея фресок Дионисия
  • Сайт Ферапонтова Богородице-Рождественского Мартинианова монастыря
  • Ферапонтов монастырь: время великих подвижников (статья; фото монастыря и фресок Дионисия)
  • Сайт Историко-просветительского общества «Наследие Ферапонтова монастыря»
  • Tsipino.ru — Сайт подворья Ферапонтова монастыря

Древнерусская стенопись

Древняя Русь
XI-XII вв.

Псковская земля
XIV-XV вв.

Новгородская земля
XIV-XV вв.

Московская Русь
XV века

Успенский собор на Городке • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря

Русское государство
XVI века

Русское царство
XVII века

Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде — Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: • Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус — первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже — два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века ). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. • Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 — 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. • Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, — здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». • Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…

Общая информация

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь (Ферапонтов монастырь) был основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, и является бывшим православным монастырем в Кирилловском районе Вологодской области. Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт, что становится началом основания на этом месте монастыря. Спустя 20 лет Ферапонт по настоянию князя Андрея Дмитриевича сына Дмитрия Донского под Москвой в городе Можайске основал на берегу Москвы-реки свой второй монастырь — Лужецкий.

В течение 400 лет Ферапонтов монастырь являлся обителью важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края, сохраняя уникальную ценность ансамбля: архитектуру и стенописи «допетровского» времени. Согласно летописям с 6 августа по 8 сентября 1502 г собор Рождества Богородицы с северной стороны был расписан выдающимся представителем московской иконописной школы Дионисием и его сыновьями. Это единственная сохранившаяся роспись главного художника рубежа XV—XVI веков, что и явилось основанием для включения в 2000 г. монастыря в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря (с 1447 по 1455 гг.) Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность и во второй половине XV – начале XVI века становится значимым духовным и культурным центром Белозерья, становится традиционным местом поклонения и вкладов многих князей таких, как Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других.

На рубеже XV – XVI вв. из стен Ферапонтова монастыря вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

Ферапонтов монастырь был местом ссылки крупных церковных деятелей таких, как митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон, которые боролись за главенство церковной власти в государстве. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

После обретения мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, что способствует росту вкладов и доходов.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

Интересные факты о Ферапонтовом монастыре
►Созданные Дионисием росписи Богородице-Рождественского собора находятся в сохранности, хотя никогда не поновлялись со времени создания
►Фрески в Ферапонтовом монастыре являются единственным произведением Дионисия с несомненным авторством. О нем свидетельствует надпись на стене собора Рождества Богородицы
►В музее хранится славянский идол Ярилы, символ плодородия, созданный не позднее IX века.
►Сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, Патриархом Никоном, находящимся в ссылке в стенах монастыря. В настоящее время это кресло находится в экспозиции Кирилло-Белозерского монастыря
►На Бородаевском озере был восстановлен рукотворный остров, который был сложен из камней Святейшим изгнанником Патриархом Никоном. На этом острове в честь 600-летия был установлен Поклонный крест

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. После литовского разорения в середине XVII в. начался период восстановления и монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

Монастырь был возобновлен в 1904 году, но уже как женская обитель и снова был закрыт в 1924 году.

В настоящее время богослужения в Ферапонтово совершаются в надвратной церкви на Святых вратах, служившей некогда домовым храмом Никону, и за пределами монастыря в новой деревянной церкви, освященной в честь преподобного Нила Сорского, а остальные постройки остаются музеем.

Структура архитектурного ансамбля

Ферапонтов монастырь представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени.

Схема Ферапонтова монастыря

(1) Собор Рождества Богородицы (1490г.)
(2) Церковь Благовещения с Трапезной палатой (1534г.)
(3) Казенная палата (XVII в.)
(4) Колокольня (XVI-XVII вв.)
(5) Церковь — усыпальница преподобного Мартиниана (1640г.)
(6) Святые врата с церквями Богоявления и Ферапонта (1649г.)

Монастырь который состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни (XVI-XVII вв.), Казенной палатой (XVII в.) и Трапезной палат. Ранее на территории Ферапонтова монастыря находились монастырские деревянные двухэтажные кельи (от мужской и женской обители) и иные постройки, но, к сожалению, до наших времен они не сохранились. Небольшая часть территории монастыря обнесена невысокой каменной оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами, одними из которых являются Святые врата с церквями Богоявления и Ферапонта (1649г.).

Главной достопримечательностью Ферапонтова монастыря считается Собор Рождества Богородицы (1490г.), так как в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. В 1930-е гг. из собора были изъяты “за низкой художественной ценностью” иконы, написанные также кистью Дионисия. В настоящее время эти иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее.

Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти.

На территории монастыря у южной стены Собора располагается Церковь преподобного Мартиниана Ферапонтова монастыря (1640г.), которая является усыпальницей второго основателя Ферапонтова монастыря.

Как добраться?

До Вологодской области

Из Москвы в Вологду 584 км ~1:20 ч.

В направлении Москва-Вологда-Москва осуществляются авиа-рейсы старейшей компанией АО «Вологодское авиационное предприятие» (с 1928 г.), хотя и не частые — 2 раза в неделю.

*С актуальным расписанием рейсов можно ознакомиться на официальном сайте авиакомпании http://www.avia35.ru

Расписание рейсов с 09 Января 2017 г. по 26 Марта 2017 г.
Номер Рейс Время вылета Время прилета
ВГ-2389 Москва (Внуково, терминал А) — Вологда ВТ 19:00
ЧТ 11:15
ВТ 20:30
ЧТ 12:35
ВГ-2390 Вологда — Москва (Внуково, терминал А) ВТ 08:00
ЧТ 08:45
ВТ 09:30
ЧТ 10:00

Справочная авиакомпании: (8172) 50-77-22.
Касса: (8172) 70-35-03 или (921) 716-35-03. Время работы строго с 08:00 по 19:00 по рабочим дням.
Аэропорт находится в пос. Дорожный Вологодского района, Вологодской области. От аэропорта можно добраться как на такси, так и на общественном транспорте:

  • на такси ~300-400 руб. до центра города
  • на автобусе №36 с/о Авиатор — Архангельская (протяженность маршрута 16,1 км), интервал каждые 20 минут (с 06:47 до 21:44), проходит через весь город, подробнее о схеме движения на вологодском портале http://vologda-portal.ru
  • на автобусе №133, до железнодорожного и автовокзала

Из Москвы в Вологду 584 км ~8:00 — 9:00 ч.

Ежедневно с Ярославского вокзала из Москвы отправляются поезда в Вологду:

  • №016М Москва — Архангельск, стоимость сидячий ~716 руб., плацкарт ~1300 руб., купе ~1950 руб, время в пути 8:17 ч.
  • №376Я Москва — Воркута, стоимость сидячий ~660 руб., плацкарт ~1215 руб., купе ~1680 руб, время в пути 9:06 ч.
  • №126Я Москва — Череповец, стоимость плацкарт ~1899 руб., купе ~3024 руб, время в пути 7:43 ч.
  • №042В Москва — Воркута, стоимость плацкарт ~1900 руб., купе ~2930 руб, время в пути 7:37 ч.

С остальными поездами и расписанием движения поездов можно ознакомиться на сайте https://rasp.yandex.ru

Из Санкт-Петербурга в Вологду 640 км ~11:00 — 12:00 ч.
Ежедневно с Ладожского вокзала из Санкт-Петербурга отправляются в Вологду только один поезд:

  • №072Е Санкт-Петербург — Екатеринбург, стоимость плацкарт ~2113 руб., купе ~3478 руб, время в пути 9:06 ч.

Все остальные поезда отправляются по определенному графику, с расписанием движения всех поездов можно ознакомиться на сайте https://rasp.yandex.ru

Из Москвы 584 км ~7:30 ч.

по пр-т Мира в сторону ш. Ярославское, по ш. Ярославское, а/д Холмогоры/М-8 и А-119 через Переславль-Залесский, через Ярославль в Вологодскую область через Вологду

Из Санкт-Петербурга 640 км ~8:20 ч.
по пр. Невский, ул. Гончарная, пр. Невский и мост Александра Невского в сторону пр. Малоохтинский, по Р-21 и А-114 через Тихвин в сторону 19К-053 Вологодской области через Кириллов

Из Вологды 116 км ~1:40 ч.
по ул. Лермонтова в сторону а/д Холмогоры/ул. Сергея Орлова/М-8, по пр. Победы и ул. Клубова в сторону А-119, по А-119 в сторону ул. Слободская

Из Череповца 120 км ~1:50
по 19К-053 и P5 в сторону ул. Слободская через Кириллов

Из Вологды

Из г.Вологда в с.Ферапонтово — время в пути ~2:30ч.

Стоимость проезда ~250 руб.
Прямого автобуса до Ферапонтова монастыря из Вологды нет, рекомендуемые остановки:
1. Остановка «Ферапонтово» — на трассе Вологда-Медвежьегорск (А-119, до 2013 года Р5), далее пешком до Ферапонтова монастыря 1,5-2 км;
Координаты: 59.9505,38.592063

2. Остановка «Отворотка Кириллов» — перекресток трассы Вологда-Медвежьегорск и Кирилловского шоссе. Далее пешком до Ферапонтова монастыря 5,5 км или на попутном транспорте;
Координаты: 38.589853,59.938340

3. Конечная остановка — автостанция города Кириллова. Далее в Ферапонтово на ином автобусе или такси (машины на автостанции, ~400-450 руб.).
Координаты: 38.554255,59.946652

*Билеты из Вологды в Вытегру сперва продают в Вытегре, после чего они поступают в свободную продажу в Вологде.

Расписание автобусов зима 2016-2017 г.
Направление
автобуса
Время
отправления
Место выхода из автобуса
(остановка)
Дни
следования
Кириллов 07:00 Отворотка Кириллов ежедневно
Петрозаводск 08:10 Ферапонтово кроме ВТ
Чарозеро 09:20 Ферапонтово ВС
Вытегра 10:00 Ферапонтово кроме СР
Кириллов 10:50 Отворотка Кириллов ежедневно
Кириллов 13:00 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 13:10 Ферапонтово ежедневно
Липин Бор 14:05 Ферапонтово ПТ
Вытегра* 15:00 Ферапонтово СБ
Кириллов 10:50 Отворотка Кириллов ежедневно
Кириллов 15:10 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 16:00 Ферапонтово кроме СБ, ВС
Кириллов 16:45 Отворотка Кириллов Пт
Вытегра* 17:10 Ферапонтово ежедневно
Кириллов 17:20 Отворотка Кириллов ВС
Кириллов 18:30 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 19:10 Ферапонтово ежедневно

Бронирование и покупка билетов в Вологде

  • В кассах автовокзала (пл. Бабушкина, 10). Справочная автовокзала г.Вологды +7 (817-2) 75-04-52
  • Бронирование (заказ) билетов по телефону +7 (817-2) 75-30-00. Требуется назвать ФИО и номер Вашего телефона. Билеты нужно выкупить в кассах автовокзала не позднее, чем 20 за минут до отправления рейса
  • Билеты можно заказать и оплатить в течении получаса онлайн банковской картой на странице http://avtovokzal35.ru/routes-to-station. На e-mail и телефон придет подтверждение оплаты. При посадке нужно предъявить кондуктору паспорт и распечатанный билет (или показать сообщение подтверждения покупки билета, пришедшее на Ваш телефон).

С актуальным расписанием движения автобусов можно ознакомиться

Из Череповца

Из г.Череповец в с.Ферапонтово — время в пути ~2:40 ч.
Стоимость проезда ~277 руб.
От автовокзала г.Череповца в сторону села Ферапонтово. С актуальным расписанием движения автобусов можно ознакомиться

Бронирование и покупка билетов в Череповце
Билет можно купить в кассе автовокзала г. Череповец. Справочная автовокзала г.Череповец: (8202) 55-51-33

Прямого автобуса до Ферапонтова монастыря из Череповца нет, рекомендуемые остановки:
1. Остановка «Ферапонтово» — на трассе Вологда-Медвежьегорск (А-119, до 2013 года Р5), далее пешком до Ферапонтова монастыря 1,9 км;
Координаты: 59.9505,38.592063

2. Остановка «Отворотка Кириллов» — перекресток трассы Вологда-Медвежьегорск и Кирилловского шоссе. Далее пешком до Ферапонтова монастыря 5,5 км или на попутном транспорте;
Координаты: 38.589853,59.938340

3. Автостанция города Кириллова. Далее в Ферапонтово на ином автобусе или такси (машины на автостанции, ~ 400-450 руб.).
Координаты: 38.554255,59.946652

Из Кириллова

Из г.Кириллов в с.Ферапонтово — время в пути ~0:25 ч.

Бронирование и покупка билетов в Кириллове
Билет можно купить в кассе автостанции г.Кириллов, ул. Гагарина, д. 94. Время работы:05:30 — 19:00, обед 11:30 — 13:30. Справочная автовокзала г.Кириллов +7 (81757) 3-13-22, +7 (817-57) 3-13-33, +7 (951) 743-02-68

С актуальным расписанием движения автобусов можно ознакомиться

Прямой автобус из г.Кириллов до Ферапонтова монастыря ходит редко — два раза в неделю, во вторник и в четверг, время отправление в 8:30 и 14:00. Но можно доехать до с.Ферапонтово по проходящей мимо трассе, рекомендуемые остановки:
1. Остановка «Ферапонтово» — на трассе Вологда-Медвежьегорск (А-119, до 2013 года Р5), далее пешком до Ферапонтова монастыря 1,9 км;
Координаты: 59.9505,38.592063

2. Остановка «Отворотка Кириллов» — перекресток трассы Вологда-Медвежьегорск и Кирилловского шоссе. Далее пешком до Ферапонтова монастыря 5,5 км или на попутном транспорте.
Координаты: 38.589853,59.938340

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Ансамбль Ферапонтова монастыря

В Средние века Ферапонтов монастырь, расположенный в 20 километрах от Кириллова, между Паским и Бородаевским озерами, славился как обитель благочестия и просвещения. В наши дни он известен на весь мир благодаря уникальному архитектурному ансамблю и фрескам Дионисия, который создал целое художественное направление в древнерусской живописи. Здесь же находится Рождественский храм — самый древний из каменных храмов Русского Севера и единственное в России сооружение ХV века, в котором древние фрески сохранились нетронутыми. На площади около 600 м² размещено более 300 сюжетов. В 2000 году Ферапонтов монастырь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1. Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490 год), прежде всего, знаменит росписями Дионисия.
2. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1534 год) строился на пожертвования царя Василия III в честь рождения наследника — будущего царя Ивана Грозного. Под этим храмом находится обширное помещение, в нем некогда размещались монастырские кухня и трапезная.
3. Церковь Мартиниана (1640 год) возведена над гробницей бывшего игумена и освящена в его честь.
4. Церкви над Святыми вратами — одна в честь Богоявления Господня (1649 год), другая — во имя преподобного Ферапонта — последние крупные каменные постройки в обители.
5. Казенная палата (ХVI век) — массивное двухэтажное здание под двускатной кровлей, расположенное справа от Святых врат.
6. Шатровая колокольня Ферапонтова монастыря. Дата ее постройки неизвестна, но по архитектурным формам она скорее может быть отнесена к ХVII столетию.

Небольшой Ферапонтов монастырь — одно из тех мест, которые навсегда остаются в памяти. Согласно церковному преданию, эта древняя обитель была основана после чудесного явления Богородицы иноку Симонова монастыря Кириллу. Тот поделился откровением с постриженником Ферапонтом, происходившим из боярского рода Поскочиных. Вместе они решили отправиться на берега Белого озера. Здесь иноки нашли холм, с трех сторон окруженный озерами. Кирилл узнал явленное ему в видении место и сказал: «Се покой мой в век века, здесь поселюсь, как изволила Пречистая». Путникам в то время уже исполнилось по 60 лет. Ферапонт недолго прожил на Белом озере, продолжив поиски молитвенного уединения. В 1398 году в живописном месте, на холме, меж двух озер выкопал он себе первую землянку. Скоро вокруг нее собралась небольшая община. Старец-игумен не только духовно наставлял братию, но и выполнял самые тяжелые послушания: колол дрова, носил воду. Упокоиться в основанной им обители преподобному Ферапонту не пришлось. По просьбе князя Андрея Михайловича он отправился в окрестности Можайска, чтобы основать Лужецкий монастырь. Там же с 1426 года покоятся его мощи.

Долго ученики Ферапонта ждали нового духовного наставника. Им стал Мартиниан, ученик Кирилла Белозерского. Глубоко образованный, талантливый переписчик Мартиниан собрал в монастыре, который он возглавлял четверть века, обширную для того времени библиотеку. Известен он и тем, что поддержал свергнутого с престола и ослепленного князя Василия Темного. Вернув себе московское княжество, тот в благодарность предложил Мартиниану игуменство в Троице-Сергиевой лавре.
При Мартиниане же перестроили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенную в 1409 году. А каменной она стала уже при его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. По преданию, молодой князь Оболенский услышал на своем свадебном пиру от юродивого, протянувшего ему цветочный венок: «Вот тебе, Иванушка, архиерейская шапка». Вскоре молодая княгиня умерла при родах, а ее опечаленный супруг принял монашеский постриг в Ферапонтово под именем Иоасафа. Немалые средства он пожертвовал на главный храм монастыря — каменный Рождественский собор, строительство которого было завершено в 1490 году. А двенадцать лет спустя московский иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием расписали храм. Дионисий — крупнейший после Андрея Рублева художник Древней Руси. Его кисти принадлежали фрески в Пафнутиевом Боровском, Иосифо-Волоколамском, Павлово-Обнорском монастырях, но сегодня в неизменном виде они сохранились лишь в Ферапонтово.
Роспись Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божьей, так и богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.
Цвета фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная композиция должна настраивать паству на молитвенный лад.
Подобно другим северным монастырям Ферапонтово служил и темницей для непокорных. Десять лет провел здесь в ссылке реформатор Никон, лишенный патриаршего сана. Бывший «Великий Государь всея Руси» сам построил себе келью. Когда опальному патриарху режим немного смягчили, он, желая оставить потомкам память о своих обидах, своими руками насыпал на дно озера крупных камней. На получившемся небольшом острове установил крест с надписью: «Сей Животворящий Крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за Слово Божие и за святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме». Злопыхатели обвиняли опального иерарха, любившего проводить время на острове, в общении с диаволом. Якобы тот являлся к патриарху в образе змия и сообщал все, что говорилось про Никона в народе. Власти также противились лечению местных жителей, которые, прослышав о его даре целителя, толпами повалили в монастырь. По евангельской традиции Никон читал над ними молитвы и помазывал освященным маслом. Отвечая на обвинения, он свидетельствовал, что «от этого его лекарства милость Божия и исцеление многим людям бывало, а про то он не слыхал, чтоб от его лекарства кто умер». Однако следственным властям, посланным Собором 1676 года, велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось».
В следующем, XVIII столетии, монастырь постепенно приходил в упадок, а в конце и вовсе был закрыт по решению Синода. Известный писатель Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Ферапонтово в середине ХIХ века, оставил о нем такие воспоминания: «Так величава наружность Ферапонтовой обители и так живописно ее местоположение, что нельзя не пожалеть о ее запустении».


«Вид Ферапонтова монастыря», литография с акварели Ф.Д. Иванова, 1809
На литографии XIX в. Ферапонтов монастырь изображен спустя 11 лет после закрытия.

Видимо, подобные мысли приходили в голову не только ему, и в декабре 1903 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. На этот раз здесь открылся женский монастырь. Туда по благословению игумении Леушинского монастыря Таисии перебрались несколько сестер. Не успели инокини восстановить обитель, как наступили смутные революционные времена. В 1918 году настоятельницу Ферапонтова игуменью Серафиму расстреляли, но монастырь окончательно закрыли лишь в 1924-м.
Современный музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990 года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую некогда отвели для молитв патриарху Никону.
По словам поэта Юрия Кублановского, «пока звонят колокола у Сергия Радонежского, в Кириллове, в Ферапонтове… хочется верить, что ферапонтовское „послание“ Дионисия, чудом до нас дошедшее, чудом нам возвращенное, не только наше прошлое, но и залог чаемого всеми нами русского возрождения».
Секрет мастера
У специалистов вызывает большой интерес удивительная сохранность цвета фресок Дионисия. Согласно одной из легенд, мастер собирал для их изготовления разноцветные камешки на берегу монастырского озера.
Этой легенде нашлось продолжение: якобы, когда в 1946 году началась реставрация Успенского собора Московского Кремля, Управление коменданта Московского Кремля отправило экспедицию по сбору красящих камней «для лучшего восстановления палитры художника Дионисия». Секретная экспедиция собрала в Ферапонтово более тонны камней и глины и доставила в Москву тоже в условиях повышенной секретности.

«Патриарх Никон с клиром», середина XIX в.

В 1666 г. на Московском церковном соборе патриарха Никона лишили патриаршества и священства и сослали простым монахом в Ферапонтов монастырь. Здесь у него была собственная церковь, где служили его приближенные.

Фрагмент иконы «Пророк Аарон», мастерская Дионисия, из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря, 1502

Одновременно с росписями соборной церкви Ферапонтова монастыря в мастерской Дионисия создавали иконостас. До нашего времени сохранились иконы деисусного чина, местного, пророческого и праотеческого рядов.
Святыни Ферапонтово
— мощи прп. Мартиниана Белозерского. Почивают под спудом в одноименной церкви;
— мощи прп. Галактиона Белозерского. Почивают под спудом под колокольней справа от входа;
— мощи архиепископа Иоасафа. Почивают в ногах прп. Мартиниана. Надгробие находится слева на солее в Мартиниановской церкви;
— чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница». Написана на Афоне в начале прошлого века для возобновленного монастыря;
— подризник преподобного Мартиниана;
— фелонь, в которой служил св. прав. Иоанн Кронштадский в Ферапонтовом монастыре.
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, д. 8

Ферапонтов монастырь вошел в десятку самых популярных у туристов объектов ЮНЕСКО

Аналитическое агентство ТурСтат рейтинг самых популярных у туристов объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России по результатам анализа их посещаемости. В десятку вошел ансамбль Ферапонтова монастыря в Кирилловском районе.

Монастырь, который располагается на невысоком холме между Бородаевским и Паским озерами, был основан преподобным Ферапонтом в 1398 году в период расширения политического влияния Московского великого княжества. В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. Надпись о времени создания росписи и ее мастерах была впервые приведена в книге И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398–1898». Расположенная на поверхности арки северного входа собора, она сообщает о времени создания (1502 г.) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады».

Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия 1502 года включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В архитектурном ансамбле монастыря находится Музей фресок Дионисия – основные экспозиции располагаются в Трапезной палате, подклете Трапезной палаты, временные выставки демонстрируются в Казенной палате. Главным объектом показа являются росписи собора Рождества Богородицы, созданные Дионисием и его сыновьями.

В комплекс памятников Ферапонтова монастыря входят собор Рождества Богородицы, 1490 год; церковь Благовещения с трапезной палатой, 1530 – 1531 годы; Казенная палата, 1530 годы; церковь преподобного Мартиниана, 1641 год; надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта, 1650 год; колокольня, 1680 годы; ограда, XIX – XX век.

В топ-10 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России, популярных у туристов, вошли: Московский Кремль и Красная Площадь в Москве, исторический центр Санкт-Петербурга и группы памятников, историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде Московской области, исторический центр Ярославля, исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей, Кижский погост в Карелии, ансамбль Ферапонтова монастыря в Вологодской области и историко-культурный комплекс Соловецких островов в Архангельской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *