ГОРОД САКИ КРЫМ

Сакский район Автономной Республики Крым расположен в степной зоне на западном побережье Крымского полуострова. Здесь удачно сочетается приморский и степной климат. Такое сочетание позволяет Сакскому району занимать одно из первых мест в Крыму по количеству солнечных дней в году.
Сакський район
+38 (06563)
Население: ≈ 78307 чел (2011)
Площадь: 2257 км² Пл. населения: 34,7 чел./км²
Адрес администрации: 96500, АР Крим, м. Саки, вул. Леніна,15 / тел (06563) 236-61
Карты города Саки и района

С каждым годом Сакский район приобретает все большую популярность среди отдыхающих. И это не случайно: в прибрежной зоне района нет ни одного промышленного предприятия, загрязняющего окружающую среду. Морские пляжи Сакского района являются одними из наиболее экологически чистых в Крыму.

Район знаменит большим количеством соляных озер, богатых лечебными грязями. Целительные свойства сакских грязей известны с давних времен – самые первые упоминания о них встречаются в произведениях древнеримского писателя-эрудита Плиния. Богатые месторождения лечебных грязей и наличие минеральных источников делают Сакский район идеальным местом для всех, кто хочет не только отдохнуть, но и оздоровиться.

История района уходит корнями в глубокую древность. Как поселение, Саки известно с времен завоевания этого края царем Понта Митридатом Евпатором. В те времена Саки называли городом «Парасин», что означало «владеющий землей, которая вылечивает раны». Интересные факты из истории региона можно узнать, посетив музей «Кара-Тобе», а также раскопки древнегреческой крепости Евпаторион недалеко от с. Прибрежное.

В Сакском районе проживает 78,7 тыс. чел., при этом район является многонациональным. Согласно статистическим данным, в районе преобладает русское население (46,2 %), на втором месте по численности находятся украинцы (31,5 %), также проживает много крымских татар (17,5 %). Район состоит из 24 сельской общины, которые объединяют 1 посёлок городского типа —Новофёдоровку, 78 сёл и 3 посёлка.

Город Саки, являющийся центром района, сам в его состав не входит, а подчиняется непосредственно Киеву, так как входит в число городов республиканского подчинения. Всего таких городов в Автономной Республике Крым насчитывается одиннадцать. Саки находятся на расстоянии 46 м от Симферополя.

Сакский район — история.

О Саки, как месте жительства людей, известно с далекой древности, а конкретнее, эта территория начинает активно осваиваться и заселяться со времен завоевания этого региона Митридатом Евпатором царем Понтийским во ІІ веке до н. э. Документальные свидетельства и данные археологических раскопок, проводимых на территории Сакского района подтверждают тот факт, что греки владели здесь колониями, именно они начали добывание соли для ее дельнейшей транспортировки в Грецию. Интересно, что греки сразу отметили лечебные свойства сакских грязей. Именно в эту пору Саки называли «Парасин», то есть город «владеющий землей, которая вылечивает любые раны». В произведениях древнеримского писатели Плиния (II ст. до н. э.) встречаются упоминания о лечебных свойствах сакских грязей.

В то время, когда Крымский полуостров вошел в состав Российской империи (1783 год), территория Сакского района была заселена представителями самых разных народов: греки, татары, частично русские. Люди, населяющие Саки, занимались, по большей части, соледобычей. Существует несколько версий относительно этимологии города Саки. Некоторые считают, что свое современное название город Саки получил во времена правления императрицы Екатерины II. Дело в том, что «саками» персы именовали скифов, а так как при Екатерине II античность была в моде, эта связь послужила основой для названия города. Существует другое мнение, согласно которому, слово «сак» переводится с татарского языка как «здоровье», а в греческом языке это слово обозначает «охраняющий, оберегающий». Следовательно, название Саки подразумевает целебные свойства грязей ее соленых озер.

Со временем, известия о лечебных свойствах сакских грязей стали распространятся по территории центральной части огромной империи. Организованное сверху, начало лечения грязями Сакского озера датируется 1827 годом. Только в 1880 году в Сакском районе, стараниями местного земства, был открыт курорт. В 1917 году после свершения Октябрьской революции, курорт перешел в ведение государственных властей.

Свой современный районный статус и современные границы Сакский район получил в 1935 году. До этого года все населенные пункты района находились в составе Евпаторийского района. 26 января 1935 вошло в силу постановление Президиума КрымЦИК «Об образовании новой административной территориальной сети Крымской АССР». Именно в рамках данного административно-территориального преобразования был образован Сакский район. Сам Саки получил статус курортного поселка и стал районным центром.

В отличие от других районов Автономной Республики Крым, Сакский район не богат историческими памятниками, но и здесь можно встретить интересные объекты истории. Так двадцать лет назад в селе Геройском был создан мемориальный комплекс, посвященный подвигу Героев Советского Союза, погибших смертью храбрых во время освобождения села от немецко-фашитских захватчиков. В рамках мемориального комплекса действует сельский музей, в котором собрано более трехсот экспонатов. Также в состав комплекса входит холмы Славы – захоронения останков советских героев, на его территории разбит Парк Памяти, где на постаменте воздвигнут танк Т-34.

История события, которое стало идейной основой создания мемориального комплекса, трагична, но преисполнена отвагой, смелостью, непобедимостью советского солдата. В 1944 году девять солдат советской армии: И. Т. Тимошенко, М. М. Абдулманапов, М. А. Задорожный, П. А. Иванов, П. В. Велигин, Н. И. Поддубный, В. А. Ершов, Г. Н. Захарченко, А. Ф. Симоненко — отбивались от батальона немцев. Девять солдат выдержали семь атак врага за два часа боя. Последняя, восьмая атака велась уже в рукопашную. В ходе неравного противостояния с немцем, восемь героев погибли. В живых, но тяжелораненый остался только один солдат В.А. Ершов.

В целом, многонациональный Сакский район имеет немало страниц, повествующих о героической истории района, о его традициях, о труде талантливых и трудолюбивых людей. Благодаря усилиям этих людей, их созидательной энергией, их мудростью и профессионализму в районе созданы благоприятные условия для ведения и развития всех отраслей народного хозяйства.

Современность Сакского района, туризм и отдых

Сакский район — один из крупнейших сельскохозяйственных районов на Крымском полуострове. Как и полагается, преобладающая часть земли, возделана под хозяйственную деятельность. Так, из 156,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий 121, 4 тыс. га занимает пашня. Основным направлениями сельскохозяйственной отрасли Сакского района являются растениеводство и животноводство. В растениеводстве преобладающую часть занимает производство зерновых культур, которыми засевается около 50 % пашни ежегодно, до 10 % хозяйственной земли занимает подсолнечник, а 720 га овощи. 25 % пашни заняты для выращивания кормовых культур. Животноводство Сакского района представлено пятью отраслями: производством мяса, молока, свиноводством, овцеводством, птицеводством.

В районе действует собственная перерабатывающая база. Она представлена в формате цехов, занятых переработкой семян подсолнечника. Это также мельницы, пекарни, крупорушки, цех по переработки рыбы, два винодельческих завода.
На сегодняшний день в сельской сфере Сакского района действуют около более 20 сельскохозяйственных кооперативов, 2 общества с ограниченной ответственностью, 2 частные предприятия, и открытое акционерное общество, а также 380 ферм. Крупнейшие предприятиями в этой сфере – это племптицезавод им. Фрунзе и ОАТП «Крымский». Оба предприятия занимаются производством яиц и племенного молодняка.

Промышленность Сакского района представлена несколькими крупными предприятиями, производящими различную продукцию. Особенностью Сакского региона является нахождение на его территории карьеров, в которых происходит добыча камня-ракушечника, используемого при строительстве жилых домов. На сегодняшний день действуют больше 50 карьеров по добыче камня-ракушечника. Поэтому неудивительно, что в районе действуют множество предприятий, специализирующихся на производстве строительных материалов. ЗАО «Евпаторийский ЗСМ» производит известняк строительный, камень известняковый и строительный раствор. Открытое акционерное общество «Крыминвестстрой» занимается производством сборного железобетона и бетонных изделий, камня известнякового. ЗАО «Сакский ЗСМ» также реализует камень известняковый и известняк флюсовый. МП «Север» занимается добычей камня-ракушечника. Помимо этого, на территории Сакского района разрабатывается около 30 месторождений по добыче пильных известняков. Работают 19 малых предприятий по добыче пильного камня-ракушечника. Самые крупные из них – ЧП «Пчелка», МП «Вектор», МП «Север», МП «Детрит».

Промышленность Сакского района тесно связана с сельским хозяйством. Так, филиал №17 Государственного Торгового Дома «Крещатик» занимается обработкой винограда. В районе действует ОАО «Комбикормовый завод», производящий пшеничную муку, макаронные изделия и хлеб.

В Сакском районе действуют несколько глубинных буровых скважин (до 1200 м) по добыче минеральной воды, так популярной как в Крыму, так и за его пределами. Это — Ессентуки-17, Столовая Крымская.

Помимо прочего, Сакские озера богаты запасами поваренной соли (приблизительно 10 миллионов тонн). Соль Сакских озер обладает прекрасными пищевыми качествами.

В последнее время Сакский район приобретает популярность как курортный регион. Дело в том, что побережье Сакского района является одним из самых экологически чистых в Крыму. Причина кроется в том, что возле морских пляжей Сакского района отсутствуют какие либо промышленные предприятия, загрязняющие окружающую среду. Соляные озера наполнены лечебными грязями, чьи целебные свойства при лечении опорно-двигательного аппарата, гинекологических и других заболеваний известно с давних времен.

Сохранилось средневековое поверье, рассказывающее о чумаке, прибывшем в Украину за солью. Волы пожилого чумака застряли в грязи озера, пожилой мужчина на протяжении все ночи топтался в грязи своими больными ногами, пытаясь вытащить воз. Приехав домой, чумак заметил, что боль в ногах, мучавшая его на протяжении многих лет, прошла.

Во многих селах Сакского района находятся базы отдыха и пансионаты, предоставляющие комфортабельные условия для людей, желающих отдохнуть и поправить свое здоровье. Стоит отметить, что Саки единственный курорт на территории бывшего Советского Союза, чья инфраструктура приспособлена для принятия инвалидов, передвигающихся на колясках.

Относительно современного состояния культурной инфраструктуры следует отметить следующее. В настоящее время в Сакском районе действуют 45 сельских клубов, В районе существуют 25 коллективов художественной самодеятельности, которые носят звание «Народный» и «Образцовый». На территории района действуют 55 библиотек, 3 музыкальные школы.

Учитывая, что преобладающая часть населения Сакского района – это сельские жители, то в районе в качестве приоритетного направления в работе отдела культуры избрано развитие культуры села. Курс развития культуры села оформлен в специальную программу, рассчитанную на многолетнюю реализацию.

Стоит также отметить, что Сакский район является не только одним из самых крупных районов на территории Автономной Республики Крым, но также первым по количеству школ. На сегодняшний день в районе действуют 37 общеобразовательных школ, в их число входит 4 начальных и 1 вечерне-сменная школа. В соответствии с реализацией программы, направленной на создание условий обучения детей в соответствии с их родными языками, в школах Сакского района ежегодно расширяется сеть классов с украинским и крымскотатарским языками обучения. В данное время в 12 школах существует 32 класса с украинским языком обучения, а в 5 школах -17 классов с крымскотатарским языком обучения, в 4 школах обучение осуществляется на трех языках.

В районе функционирует два внешкольных учреждения. Первое из них — это Детская Юношеская Спортивная Школа, в которой действуют 41 группа, где занимаются 740 детей. Также осуществляет свою работу Центр Детского и Юношеского творчества, в котором действуют 35 кружков, где обучаются 700 детей. В целом, внешкольное образование охватывает 18 % детей, что является достаточно высоким показателям для района, где преобладающую часть населения составляют сельские жители.

Политическая история саков

29 Июля 2013 31156

Известны войны саков с персами. В источниках, например, освещается борьба Кира с сакской царицей Томарис. С саками воевали и другие цари из династии Ахеменидов. В 519—518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Античный автор Полиэн пишет, что Дарий во главе огромного войска вступил в земли саков. В безводной пустыне войско едва не погибло, Дарию удалось спасти армию, но в целом поход был неудачным. Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах. В составе персидской армии саки воевали в Египте, Греции, отличи­лись в битвах при Фермопилах, показали чудеса храбрости в битвах при Платеях.

Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского, который, разгромив и под­чинив державу Ахеменидов, начал завоевание Средней Азии. В 330—327 гг. до н. э. Александр Македонский захватил столицу Согда Мараканду и направился к Сырдарье, которая была своеоб­разной границей между оседлыми жителями и кочевниками. На левобережье Сырдарьи располагались города, которые Александр захватил и поставил в них свои гарнизоны.

На другом берегу сосредоточились силы саков, ждавших подхо­дящего момента, чтобы вступить в бой с греками. Жестокость греко-македонских войск, которые при занятии сырдарьинских народов «всех мужчин перебили, женщин, детей и прочую добычу забрали», вызвала народное восстание в Средней Азии, жестоко подавленное.

По приказу Александра на Сырдарье был построен город, названный Александрия Асхата (Александрия Крайняя). Город был задуман как опорный пункт на северо-восточной границе нового государства. Постройка его вызывала беспокойство у саков. Саки обстреливали греков из луков с другого берега реки. Александр, в свою очередь, приказал обстрелять кочевников из катапульт, заставил их отступить, а затем, быстро переправившись с войском, стал их преследовать. Однако преследование чуть было не обернулось поражением, и войско греков вновь вернулось в город. Сам Александр во время этой вылазки, видимо, был ранен или болел. Так неудачей закончилась попытка Александра Македонского разгромить и подчинить себе сакские племена, жившие за Яксартом (Сырдарьей).

И в дальнейшем сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. В частности, они принимали участие в сложении Парфянского государства, в разгроме Греко-Бактрийского царства и формировании Кушанской империи, игравших важную роль в истории IIIв. до н. э. — IIIв. н. э.

Археологические памятники саков. Важнейшим источником истории сакских племен, их материальной, духовной культуре являются археологические памятники — могильники, наскальные рисунки, клады сакских вещей. Исследования археологов позволили открыть яркую, самобытную культуру саков в разных регионах Казахстана.

Центральный Казахстан. На территории Центрального Казахстана, некогда занятой андроновской культурой эпохи бронзы, в I—IIIвв. до н. э. сложилась так называемая тасмолинская культура, получившая свое название по имени хорошо обследованных могильников урочища Тасмола. Исследования проводили X. Маргулан, М. К. Кадырбаев2.

Особенностью устройства курганов этой культуры является наличие у некоторых из них каменных гряд или, как их условно называют «усов». Такие курганы представляют собой сложный погребальный комплекс из каменных сооружений нескольких вариантов. Обычно к основному кургану (большому) примыкает или находится на расстоянии с восточной стороны малый курган, от которого на восток отходят две дугообразные гряды шириной 5—2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В большом кургане под насыпью находится погребение человека в грунтовой яме, в малом кургане под насыпью захоронена лошадь с деревянной посудой.

В расположении курганов по отношению друг к другу имеются варианты: малый курган иногда расположен южнее, стоит на вершине большого или вовсе отсутствует. Устройство самих гряд до конца не выяснено. В одном случае это были приставленные один к другому каменные ящики, в другом — кольца, в третьем — вымостки. Однако очевидно, что они выполняли ритуальные значения. Наиболее крупные могильники сосредоточены в предгорьях Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау, Улутау, Арганаты.

В развитии тасмолинской культуры выделяются три этапа. Первый охватывает VII—VI вв. до н. э. К нему относятся могильни­ки Тасмола, Карамурун, Нурмамбет. Курганы имеют земляные или земляные, смешанные с камнем, насыпи.

На втором этапе, в V—III вв. до н. э. традиции в погребальном обряде сохраняются, но исчезает обычай захоронения лошадей.

На третьем этапе — III—I вв. до н. э. — сохраняются прежнее устройство и форма курганов, но в могилах появляются глиняные шаровидные сосуды с уплощенным дном.

Западный и Северный Казахстан. На степных и лесостепных просторах расположены десятки могильников, принадлежавших, по одной версии, савроматским племенам аорсов и роксоланов, по другой — исседонам.

В Волго-Уральском междуречье скопление могильников отмечено по берегам Большого и Малого Узеней, в районе Камыш-Самарских озер по берегам рек Илек, Чаган, Утва, Орь, Эмба. В северных районах Казахстана могильники сосредоточены в бассей­нах Тобола и Ишима. Большинство курганов имеет земляные насыпи, а наиболее крупные окружены рвом. Реже встречаются курганы с каменной насыпью или смешанной из земли и камней. Под насыпью устраивалась могильная яма, причем, под одной насыпью погребали несколько умерших, либо хоронили покойника в насыпи более древнего кургана. Богатые курганы выделялись своими размерами, имели насыпи диаметром 50—60 м, высоту 3-4 м.

Все памятники относятся к двум хронологическим этапам. Первый датируется VII—V вв. до н. э. и охватывает время существования савроматской культуры; второй — соответственно IV—II вв. до н. э. и сопоставляется с сарматами.

Происхождение савроматов исследователи связывают со срубной и андроновской культурами, поскольку в ней сохраняются многие традиционные черты прошлой эпохи, такие, как обычай трупосожжения, наличие в насыпи над могилами колец из камней, орнамент на глиняной посуде.

Характерной чертой всех памятников Западного и Северного Казахстана было то, что могилы ориентированы на запад с востока, а умершие погребались не в могилах, а на специально подготовленных площадках под насыпью кургана. В женских погребениях археологи часто находят каменные столики-жертвен­ники на ножках, богато украшенные резьбой. Это были своеобраз­ные переносные алтари огня.

Высокого совершенства у савроматов достигло прикладное искусство. Из золота, серебра и бронзы искусные мастера отливали и штамповали бляхи для украшения конской сбруи, мужских поясов и одежды.

Среди раскопанных савроматских памятников Западного Казах­стана наиболее яркие материалы были получены из курганных некрополей верховий р. Илек, где находились захоронения племенных вождей, военной аристократии и жрецов ранних кочевников Западного Казахстана и Южного Приуралья3.

Восточный Казахстан. Многочисленные сакские могильники расположены на Алтае в долине Иртыша и ее притоков, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая, большие, или «царские», курганы сосредо­точены в Чиликтинской долине. В горных районах, богатых выходами камня, насыпи курганов каменные, в долинах верхнего Прииртышья для насыпей служила земля с галькой, в равнинных районах среднего Иртыша — насыпи курганов земляные. Видимо, в Восточном Казахстане обитали племена аримаспов и «стерегущих золото грифов».

В своем развитии культура сакских племен Восточного Казахстана прошла три этапа: майэмирский (VII—VI вв. до н. э.), берельский (V—IV вв. до н. э.) и кулажургинский (III—I вв. до н. э.).

В конце майэмирского периода появляются захоронения всад­ника с конем. В долине Чиликты был раскопан хорошо известный Чиликтинский курган, входивший в состав большого курганного могильника. Все курганы могильника относятся к «царским». Тринадцать имеют насыпи диаметром до 100 м и высоту 8—10 м, другие — соответственно от 20 до 60- м и высоту до 5 м. Это было кладбище родовых, либо племенных вождей, на котором хоронили не одно столетие.

Раскопанный курган (Чиликтинский курган), исследованный известным археологом С. С. Черниковым, дал интереснейший материал по культуре и искусству саков Восточного Казахстана.

Диаметр кургана составлял 66, а высота 6 м. Курган был ограблен в древности, поэтому картина его сооружения, погребаль­ных конструкций, обряда захоронения неполная.

Под насыпью в центре кургана находилась яма размером 7, 10 х 8,30 м, глубиной около 1м. В могильную яму впущена деревянная конструкция (камера) размером 4,8 х 4,6 м и высотой 1,2 м, сложенная из двух рядов лиственниц и перекрытая сверху одним рядом. На полу лежали останки двух погребенных.

Находок было много, среди них 13 бронзовых наконечников стрел, двуперых со втулкой. Сохранились кусочки колчана, сделан­ного из шкуры оленя или лошади, снятой с ноги. Шкуры сшиты сухожилиями, колчаны украшены золотыми бляшками в виде оленей. Олени изображались с поджатыми к брюху ногами и закинутыми на спину рогами. Уши и глаза украшены бирюзовыми вставками.

Найдено много бляшек, украшавших одежду, в виде орла, свернувшейся в кольцо пантеры. Из золотой фольги вырезаны фигурки кабана. Интересны бляшки в виде птиц с распростертыми крыльями. Много бляшек геометрической формы, в виде ромби­ков, треугольников, узких полосок.

Датируется Чиликтинский курган VII—VI вв. до н. э.

Семиречье и Южный Казахстан. Это крупнейший регион заселений сакскими племенами — тиграхауда в Семиречье и массагетов в Приаралье на Сырдарье.

Одним из центров расселения саков была Илийская долина. Именно здесь находились некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тургенский, Кегенский и Алексеевский4.

Сакская культура Семиречья в своем развитии прошла два этапа: ранний (VIII—VI вв. до н. э.) и поздний (V—III вв. до н. э.). Наиболее полные представления о царских памятниках позднего этапа дает Бесшатырский могильник, относящийся к середине I тыс. до н. э., и курган Иссык. Могильник Бесшатыр находится на правом берегу р. Или, в урочище Шилбыр и состоит из 31 кургана. Все курганы могильника делятся на две группы: большие — диаметром от 45 до 105 м, высотой 6—18 м, средние — соответствен­но 25—40 м,- высотой 5—6 м и малые — 6—20, высотой до 2 м. Большой Бесшатырский курган и сейчас поражает своими размера­ми: диаметр его насыпи 104, высота — 17 м. Под насыпью Первого Бесшатырского кургана находилась деревянная постройка, сделан­ная из бревен тяньшанской ели. Она состоит из погребальной камеры и коридора-дромоса. Стены постройки стожены из 15 рядов бревен, сверху перекрытых накатом из таких же бревен. Еще выше были положены камышовые маты, связанные веревками. После совершения захоронения, коридор был заложен камнем.

Курганы могильника разграблены, но грабители не смогли забрать все. Найдены короткие железные кинжалы-акинаки, ос­татки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел. Датируются могильники V в. до н. э.

Одним из замечательных сакских памятников Семиречья явля­ется курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находя­щегося в 50 км восточнее г. Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау. Диаметр кургана 60, высота 6 м. Под земляной насыпью два захоронения — центральное и боковое. Центральное разграб­лено, боковое осталось непотревоженным. Могила, куда был поставлен деревянный сруб из обтесанных бревен тяньшанской ели, размерами 2,9 х 1,5 м и глубиной 1,5 м. Пол уложен из 10 хорошо подогнанных досок. Как удалось установить, часть пола, на котором лежал покойник, была застлана матерчатой подстилкой, украшенной мелкими золотыми бляшками. На ней когда-то лежал труп на спине, головой на запад, в полном парадном облачении, с оружием. По определению антропологов, умершему было 17—18 лет, рост 165 см.

У южной стены стояла деревянная посуда: четыре прямоуголь­ных блюда, черпак и миска. У западной стены стоял глиняный краснолощеный кувшин и миски. Тут же лежали серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой сделан в виде головы цапли, серебряная чаша (фиал) с восьмилепестковой розеткой на дне, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков. За головой умершего стояла еще одна позолоченная чаша, в которой лежали золотые бляхи в виде когтя и клюва хищной птицы — магические талисманы. У левой руки погребенного лежала стрела с позолоченным древком и золотым наконечником. Рядом — нагайка, ручка которой обернута золотой лентой, а в обшитой золотом туалетной кожаной сумочке лежало бронзовое зеркало и кусочек охры.

Покойник был одет в замшевую красную куртку, от которой сохранились маленькие кусочки, сплошь обшитую золотыми треугольными бляшками, имитирующими пластинчатый доспех. Кожаные, заправленные в сапоги, штаны украшены кантом из золотых бляшек, голенища кожаных сапог обшиты треугольными бляшками, борта куртки — рядом блях в виде оскаленной морды барса, а талия была стянута кожаным поясом с нашитыми массивными злотыми бляхами. Всего их тринадцать — три в виде фантастичес­кого существа с коне-оленегрифоном и 10 блях — в виде головы лося.

Голову погребенного украшал высокий кожаный колпак с злотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами, изобража­вшими горы, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного барана — архара.

На шее умершего — гривна, концы которой украшены головками барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками. На двух пальцах надеты перстни — один с гладким щитком, другой с изображением головы человека в нимбе из лучей.

На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных вкрасный цвет ножнах. Меч железный, он имеет серповидное навершие ручки. Слева подвешен кинжал-акинак. На железном его клинке посередине из золота выполнено изображение извивающихся змей. Ножны кинжала украшены накладными пластинка­ми, одна с изображением коня, другая — оленя. Датируется курган Иссык IV в. до н. э.

Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по раскопкам могильника Тегискен. Раскопки сакских могильников Уйгарак и Южный Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VII—V вв. до н. э. Насыпи курганов песчаные, под ними находились два типа погребальных сооружений: погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах5.

Похороненные в могильнике Уйгарак принадлежали к верхуш­ке саков-массагетов.

При раскопках обнаружен многочисленный погребальный ин­вентарь: лепная глиняная посуда и керамика, сделанная на гончар­ном круге южного происхождения, каменные жертвенники и оселки — точильные камни. В одном захоронении обнаружен железный меч в деревянных ножнах, украшенных бляхами в виде волков, остатки конской узды — удила с псалиями.

Много изделий прикладного искусства: изображения животных, золотые бляшки с изображением оленя, сайгака, лошади, горного козла, льва, барса, хищных птиц. Культура саков Приаралья занимала как бы промежуточное положение между двумя культур­ными ареалами — европейским и сибирским.

Культура массагетов достигла своего расцвета в середине Iтыс. до н. э. Это было время становления в Приуралье Хорезмийского государства. Экономические и культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли в это время высокого уровня. Под влиянием оседлой культуры у саков возникли оседлые поселения и города. К их числу относятся открытые археологами городища Чирик-Рабад и поселение Бабиш-мулла на Жанадарье и поселение Баланды на Инкардарье. Рядом с ним обнаружены остатки древней ирригации. В планировке, фортификации этих населенных пунктов прослеживаются традиции оседлой культуры древнего Хорезма.

© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

История Казахстана

Изучение и изложение этой проблемы целесообразно начинать с изучения роли сакских племен в истории в целом, в истории Казахстана, в частности. В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока сформировались государства Ассирия и Мидия. В VI в. на смену Мидийской державе приходит государство Ахамейидов. Основателем его явился Кир (второй), который в 550 г. до н. э. создал огромную державу. В состав Ахаменидского государства в промежутке 530 —522 гг. до н. э. входили Парфия, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Сака. Так написано в Бехистунской надписи, высеченной по приказу царя Дария. Кто же такие были саки? Севернее бактрийцев, согдианцев и хорезмийцев, на степных просторах Казахстана, согласно сведениям древних источников, в частности Авесты, обитали кочевые «туры с быстрыми конями». Туры в персидских источниках именуются саками, что значит «могучие мужи». В сочинениях же греческих авторов они фигурируют под названием «скифы». Это название вошло в историю как синоним кочевников. Письменные источники делят саков на:

— саков-тиграхауда (носящих остроконечные шапки);
— саков-хаомоварга (изготавливающих напиток хаома);
— саков-парадарайя (заречные саки);
— саков-аримаспы («стерегущие золото грифов»)

Саки известны в истории как племена воинственные. Так, Геродот и другие авторы пишут о войнах персов и саков, о победе саков над ахаменидским царем Киром. Саки в составе персидской армии Дария I, которому удалось их подчинить, воевали в Египте, Греции и отличались в битвах при Фермопилах. Одна из ярких страниц истории саков связана с приостановлением продвижения великого завоевателя Александра Македонского на Восток. Скопления сакских могильников, в том числе и царских, обнаружены на берегах Таласа, Шу, Или в предгорной зоне Киргизского, Заилийского и Джунгарского Алатау, в горных долинах Кегена и Нарынкола. Одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, находящийся в 50 км восточнее Алма-Аты. Сакская культурная общность прослеживается в погребальных сооружениях и обрядах, типах керамических изделий, предметах быта, искусстве, идеологии, вооружении, конском снаряжении и т. д. В целом, сакский или сако-скифский «звериный стиль», сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Сакские племена вели преимущественно скотоводческое хозяйство и находились в стадии перехода к кочевому образу жизни (эпоха ранних кочевников). В языковом отношении они идентифицируются как восточно-иранские племена. Одновременно в письменных источниках этого времени содержится упоминание некоторых племен, предположительно локализуемых на территории Казахстана. К ним, в частности, относятся тура, даха, сака, сакатиграхауда, массагетов, савроматов, дериватов, сарматов, аланов, аорсов, исседонов и др. Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во П в. дон. э. усуни подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (куньбаг—князь над князьями). В китайских источниках оно называлось «Усунь-го» (Усуньское государство). Основная их территория располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по Шу и Таласу. На Востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней — Чигучен («Город красной долины») находилась на берегу Иссык-Куля. Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что усуни принадлежали к восточноиранским племенам. Другие предполагают, что усуни были предками тюрок. Название «Уйсун» носит одно из крупных казахских племен. Археологические данные, письменные источники свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

Одним из крупных образований на территории Казахстана, оставившим заметный след в истории, является государство Кангюй. Впервые Кангюй упоминается в письменных источниках 2 в. до н. э. Согласно их сведениям, Кангюй можно локализовать на юге Казахстана, с центром на Средней Сырдарье. Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участки Шелкового пути — от Ферганы до Приаралья, шедшего по Сырдарье. Сложным остается вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению ряда исследователей, они были тюркоязычными. Другие же полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине 1 тыс. н. э. под влиянием тюркских племен стали изменять свой антропологический облик и язык. Они также считают, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков. В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам. Первая была распространена в Ташкентском оазисе. Вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау до Таласа. Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине 1 тыс. н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государственное объединение — Кангюй. Оно играло важную роль в истории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими, культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.

В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувшего народа ассоциируется своинственностью, с жестокостью и варварством. Гунны во главе с Атиллой производили опустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римской империи. Все это общеизвестные события европейской истории. Менее известны — азиатские племена гуннов, обитавшие в Центральной Азии, в том числе и на территории Казахстана. Хронологические рамки их действий определяются последними веками до нашей эры и первыми веками нашей эры. В исторической литературе азиатские, казахстанские гунны известны под именем «хунну» или «сюнну». «Возвышение дома Хунну», как называют это событие древние хроники, было связано с именем Модэ шаньюя, который, придя к власти, в 206 году до н.э. осуществил ряд завоеваний и победоносных войн. В 55 г. до н. э. произошло разделение могущественного гуннского государства на две части: южную и северную. В северо-западной Монголии, вблизи озера Кыргыз-Нур властитель северных гуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях он был и с Китаем. Острое соперничество шло между южными и северными гуннами. Разрядил обстановку властелин государства Кангюй, который пригласил предводителя северных гуннов в Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Усиление Чжичжи серьёзно беспокоило Китайскую империю. После того как дипломатическим путем не удалось нейтрализовать вождя северных гуннов, он был убит китайцами, а резиденция разгромлена.

Вторая волна переселения хунну началась в 93 г. н.э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие. Таким образом, они проникли на Сырдарью, в Приаралье, Центральный и Западный Казахстан. В 4 в. н.э. хунну и другие, увлекаемые ими кочевые племена, достигли южно-русских степей, дошли до Дуная и поселились в Венгрии под именем гуннов. По мнению большинства исследователей, хунну были прототюрками и с их проникновением в Казахстан связано начало тюркизации восточно-иранских племен кангюев. Появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, распространение письменности знаменовало собой переход гуннов к новому этапу — классовому обществу и государству.

Таким образом, процесс этногенеза на индоиранской основе древних обитателей Казахстана, продолжавшийся около двух тысячелетий, был задержан в конце 1 тыс. н. э. нашествием ряда кочевых племен восточно-иранского (сэ, усуни и др.) и, возможно, тохарского (юечжи) происхождения, а затем необратимо прерван миграцией сюнну и каких-то других инозтнических, тюркских этнических групп. На рубеже нашей эры Казахстан являлся местом проживания различных иранских и тюркских племен. В известных китайских летописях, созданных (91-104 гг. н. э.) «Ханнаме» и «Тарихнаме» пишется, что в 1 — 3 в. до н. э. Усюны, Канглы, Аланы (Янсай), Алщины были крупными государствами. В связи с этим вряд ли можно сомневаться в том, что, жившие в то время племена «саки», «усюны», «канглы», «аланы», составили основу и стержень последующих тюркских народов. Некоторые тюркские народы имеют название кайсак-казах, саха, в то же время внутри племен аргын, кипчак, керей встречаются ветки под названием «соктогалык», «бессак», «сахулы», «борсак», карсак». Не является ли это продолжением сакского этнонима с древнейших времен до наших дней?

Вообще к истории «саков», названных впервые персами, «азиатских скифов», названных греками и включившихв свой союз племена Северной Индии, Ирана, Причерноморья, следует относиться весьма серьезно. Ибо они составили основу не только тюркских народов, их влияние было более шире. Но среди саков земледельцев, купцов, обработчиков руды ведущими были кочевые. За воинственность, строгость и суровость они были названы «кас сахами» (сравните: кассахи, казахи). В 8-7 в. д. н. э. саки имели дипломатические отношения с Ассирией, Индией, Персией. Геродот пишет о царице саков Томирисе, которая организовала отпор персидскому царю Киру (558-529), пытавшемуся завоевать степь. Греческий историк Полион, описывая продолжение агрессивной политики нашедшего смерть Кира, его последователем Дарием I в 518, описывает героический поступок предводителя саков Ширака, который подобно известному нам позднее Сусанину, введя в заблуждение большую военную силу персов, погибает вместе с ними в степи. Около пяти веков (с 204 г.д.н.э.- 216 г.н.э.) в степи господствовали гунны. Древние китайские источники утверждают, что название «хунну» они получили в связи с рекой Орхон, с которой тесно связана их история. Европейские летописи зафиксировали их как «гун». Западные гунны, двигаясь из глубин Азии, в казахской степи смешались с усюнами, канглами, аланами. Их потомки известны как огузы, гузы, кипчаки, карлуки. Гунны, проживающие на территории Китая, далее окитаизировались и вошли в состав дунганов и манчжуров. Гунны под предводительством Атилла, включая в себя аланов, антов германских племен, совершая «великое переселение народов», достигают Дуная, а дальше в Рим, способствуя падению великой Римской империи.

Необходимо отметить, что, благодаря этому продвижению, народы угро-финны, славянские, германские племена освободились от закрытой формы хозяйства и перешли в феодальные отношения. Великий поэт Магжан Жумабаев в стихотворении «Пророк», считая себя потомком гунна, в подстрочном тексте дает разъяснение синониму «гун — как предок тюрков». Востоковеды Н. Аристов и А. Бернштам считают гуннов стержнем тюркского этногенеза. Но отсюда нельзя делать поспешный вывод о том, что гунны прямые предки тюркских народов. Речь идет о том, что гунны составляют важнейшую ветку древа этногенеза тюркских народов. Следовательно, племена, составлявшие в дальнейшем основу казахского народа, действовавшие в Великой степи, несмотря на то, что они были тюркскими или вошедшими в их сорта в монголизованные, китаизированные, индоевропейские или другие племена, все они вместе образовали государство, вносившее в мировую цивилизацию серьезный вклад наряду с Китаем, Римской империей, Ираном и др. В связи с этим нелишне будет привести высказывание крупнейшего востоковеда В. Радлова о том, что кочевой образ жизни степняка «особенно возвышает их чувство собственного достоинства и воинственный, рыцарский дух, до сих пор присущий всем казахским племенам». Известен такой случай. К персидскому царю Дарию, покорителю крупнейшей империи Вавилона, однажды обратились его поданные: «Страна у нас каменистая, степная, трудно добывать воду. Мы завоевали многие прекрасные страны с удивительно мягким климатом, почему бы нам не перебраться туда, где хороший климат?» Ответ был таков: «Земля, природа, климат закаливают и формируют характер народа. Если бы мы не жили здесь, мы бы не завоевали пол-мира. Потому, нельзя допускать переезда».

Абдижапар Абдакимов

Республика Казахстан на карте

Полезно знать

  1. Добраться до Сак можно как из Симферополя, так и из Анапы. Мой опыт поиска дешевых билетов в Крым и обратно смотрите в этой статье. Как добраться из нового аэрпорта Симферополя . Также, возможно, вам пригодиться статья про Единый Билет, если вы поедите сюда на поезде.
  2. Чтобы грамотно выбрать жилье в Саках, рекомендую эту статью для ознакомления. Как удачно найти и забронировать недорогое жилье в Крыму читайте в этой статье.
  3. До некоторых пляжей и достопримечательностей можно добраться только на своем авто. Если у вас его с собой нет, то в этой статье я писал как грамотно выбрать компанию для аренды автомобиля в Крыму
  4. Если вам придеться заскучать от лежачих морских процедур, то есть два варианта: активно-экстремальный и нестандартно-поучительный. Выбирайте сами.
  5. А что там у Севастопольцев с ресторанами вы знаете?

Как видите, друзья, отдых в городе Саки, несмотря на его откровенно провинциальный вид и маленькую площадь может быть не просто хорошим, а замечательным! Подробнее об этом курорте я писал в этой статье.

Если у вас возникнут вопросы, пишите в комментариях или в обсуждениях в нашей группе. И не забудьте подписаться на мой блог!

Отдыхая в Саки, не забывайте опрогулках в близлежащие города и чудесных пляжах Евпатории и Севастополя.

Возможно вас заинтересует:

  1. Морские прогулки в Крыму: где, что, почем?
  2. Лучшие отели Крыма в одном обзоре
  3. Аренда авто в Крыму — как бы чего не вышло)
  4. Booking — аренда отелей в Саки и Turum — в частном секторе
  5. Интерактивная карта пляжей Крыма — map.visitcrimea.guide
  6. Достопримечательности Саки
  7. Туры в Саки из городов России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *