КОЛОСОВСКИЙ ЗАМОК В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Усадьба Колосово

Усадьба Колосово расположена недалеко от города Алексина Тульской области на берегу Оки. Ее история связана с двумя владельцами, Чертковым и Пасхаловым. В настоящее время усадьба находится в полуразрушенном состоянии.

Это было давно. Большая усадьба Чертковых в Колосове, скрип карет у крыльца, бравурные звуки бала. «…Лакеи в щиблетах и ливреях, с гербовыми позументами по всем швам, официанты во фраках и белых галстуках, а лестница и приемные комнаты убраны тропическими и цветущими растениями из собственных его оранжерей, тянувшихся одна за другой…». Пестрая толпа гостей, восхищенная и «многоблюдным» обедом, приготовленным «столичными ваятелями», и радушным приемом, и грациозной, приветливой хозяйкой бала, и, конечно же, замечательным ансамблем усадьбы — величественным и в то же время удивительно интимным и человечным.

«Проживал тогда г. Чертков в живописном своем поместье при широкой по заграничному обстановке, что зовется «vie de chateau»: все у него было на изящно-роскошной ноге и «en grand», хотя бы завтра принимать царскую фамилию… Местность в Колосове очаровательна. Дом господствует над крутым и высоким берегом Оки, а по более отлогому его склону раскинут пространный и превосходно планированный парк. Зрителю мнится, что он не в России, а перенесен на берега Рейна. Тотчас же за Окою, из-за темной чащи далеко тянущегося бора, выглядывают колокольни и кресты Алексинских церквей… Из приемных комнат второго этажа Колосов-ского замка (каковым можно назвать и потому, что при въезде во двор, утрамбованный, по-заграничному, речным гравием, возвышается, примыкая к строению, башня с часовым боем) устроены вместо балкона или лестницы отлогие два спуска к цветникам, и все это вместе, при бальном освещении, с открытыми из зала окнами, в теплую сентябрьскую ночь озаряющем ближние цветочные клумбы, а затем, в отдаленности, лунное отражение, игриво трепещущее над поверхностью Оки,- все это вместе придавало балу театрально-декоративный характер, изменившийся не менее эффектно, когда при лучах восходящего солнца аккорды оркестра слились с идиллическим звуком рожка: пастух выгонял в поле стадо».

Вот так проходили праздники в усадьбе Колосово. В доме привыкли к гостям и, заслышав скрип колес, спешили, чтобы встретить приехавшего. «При въезде в липовую аллею, засаженную в два ряда с каждой стороны и ведущую от Большой Алексинской дороги к Колосовскому дому, горели в подобных случаях два огромных фонаря на каменных столбах, у железных ворот, и это гармонировало как нельзя больше с вельможническою обстановкой всей усадьбы».

Хозяин Колосова, Дмитрий Александрович Чертков, камер-юнкер двора, предводитель дворянства Тарусского уезда, занимал должность попечителя калужских богоугодных заведений. Был он человеком «раздвоенным», две стороны жизни которого пребывали не в явной гармонии, а как бы втайне друг от друга. Сталкивающиеся с ним по службе отмечали ревностный формализм и педантичную исполнительность и в то же время охотно посещали Колосово, где Чертков оказывался милым человеком, приятным собеседником, «образцовым мужем и отцом».

Удивляться этому не приходится. Российская жизнь, где уже не было места «декабристской» нравственной цельности, создала распространенный тип «чиновника-философа», соизмеряющего свои слова, шаги и устремления с неким невидимым барьером. Яростное служебное рвение, которое совершенно исключало личное воззрение, потребность погружаться в водоворот светской жизни, привычка к роскоши и богатству сочетается в человеке этого типа с сознанием бесполезности первого, пустоты второго и незначительности третьего. Художественный строй усадьбы как нельзя более наглядно отражает это соединение, казалось бы, несоединимого.

Ансамбль усадьбы был построен в первой четверти XIX века отцом Д. А. Черткова, штабс-капитаном Александром Дмитриевичем Чертковым, на совершенно пустом месте (в документах XVIII века Колосово — деревня, в которой нет владельческой усадьбы).

Устроена усадьба «во всем блеске затей, вывезенных тогда под впечатлением недавней поездки Чертковых за границу». Она включает несколько обширных изолированных и замкнутых хозяйственных комплексов, расположенных по обеим сторонам центральной аллеи-проспекта. Парадная зона усадьбы состоит из главного дома, полностью перестроенного в конце XIX века, и двух фланкирующих парадный двор флигелей.

По ним можно представить облик всей чертковской усадьбы. Их строгая и сдержанная архитектура, являющаяся характерным образцом русского ампира александровского времени, вносит в пейзаж черты классической упорядоченности, крупного масштаба и монументального образного строя. Прямоугольные вытянутые флигели почти лишены декора. Их простые оштукатуренные стены монументальны, а сама архитектура подчеркнуто объемна. Ритм безукоризненных по пропорциям оконных проемов развивает единую тектоническую тему стены. Лишь кованые ажурные металлические зонты над входами вносят необходимый здесь элемент «жилой» теплоты.

Облик главного дома был монументализирован теми же средствами, что и флигели. П-образное в плане здание отличалось простыми и крупными членениями, гармонично сочетавшимися с гладью стен. Только обращенный к Оке и парку фасад имел «ротонду с колоннадой под куполом», придававшую монументальному архитектурному звучанию патетически-величавый оттенок.

В конце XIX века усадьба переходит к К. Н. Пасхалову. Ушли в прошлое пышное времяпрепровождение, мечтательная грусть, страсти, противоречия, да и весь житейский уклад русской дворянской усадьбы первой половины XIX века. Гнетущая атмосфера беспросветной пустоты, скуки, сомнений в смысле жизни и деятельности, крах народнических иллюзий — таковы темные стороны российской действительности конца XIX века. В поиски путей ее преобразования включились и многие представители русской художественной культуры, которые, преодолевая буржуазную прозу в жизни и в мышлении, пытаются с помощью искусства сотворить новый мир.

В Колосове на месте старого классицистического чертковского дома появляется новое, «готическое» здание (1890-е гг.). Его внешний облик отражает уже не пассивное, рядившееся в эклектические одежды воспоминание о прошлом, а вдохновенное архитектурное мечтание о вечном царстве красоты.

По сравнению с ампирными флигелями облик дома кажется особенно светлым и одухотворенным, но в то же время цельным, не разрушающим гармонию ансамбля. Главного фасада в привычном понимании здесь нет, и архитектурный замысел раскрывается только в процессе движения по интерьерам, парку и парадному двору.

Целой системой пилонов и пинаклей выделен парковый фасад, к которому ведет парадная лестница с видовыми площадками, бассейном и фонтанами. Кульминацией свободной композиции здания является угловой башнеобразный объем, объединяющий живописно распределенные архитектурные массы, в число которых первоначально входила также одноэтажная пристройка зимнего сада (не сохранилась). Эта пристройка, соединявшая дом с восточным флигелем, резко усиливала реализм общего архитектурного решения.

Интерьеры колосовского дома не менее впечатляющи, чем фасады. Особенно эффектна группа помещений, включающая мрачноватый вестибюль первого этажа, парадную лестницу и аванзал, наполненный льющимся сверху, из огромного стеклянного фонаря светом. Эта оригинальная световая композиция (освещение входных помещений) обыгрывается еще и тематически: аванзал решен в виде атриума античного дома.

Чтобы впечатление было полным, проемы входов в парадные помещения украшены большими «уличными» порталами. За ними — разнообразный мир архитектурной фантазии: готическая столовая с темными панелями и кессонами потолка, сводчатая «романская» комната, классицистический зал и гостиные. Красота творит здесь свой собственный мир — мир одухотворенный и философски насыщенный, способный реализовать внутреннюю свободу человека.

адрес:
Тульская область, Алексинский район, Колосово, в 4 км севернее г. Алексина.

vladimirdar


Всего 31 фото
Усадьба в Колосово имеет свою давнюю любопытную историю. Владели ей дворянские фамилии — Чертковы и Пасхаловы. Очень хочется назвать усадьбу графской для романтизма, но не выйдет) А теперь, все по порядку. Сюда в Колосово мы с alxlavнаправились из Алексина, побывав на исторической Ильинской горе и насладившись другими достопримечательностями этого интересного провинциального городка Тульской губернии. Далее под катом история этой готической усадьбы в Колосово, любопытные фото этого эклектичного сооружения и осеннего усадебного парка в его буйном осеннем великолепии.
Замечание: поскольку пост получился настолько большой, что ЖЖ не принял его целиком, пришлось разделить моё повествование о Колосово на две логичные части:
первая часть — внешние впечатления и ощущения от усадьбы и чудной природы усадебного парка, а
вторая часть — исследование руин замка, любопытные детали истории этого места и мои пространные рассуждения о судьбах подмосковных усадеб…)
От Алексина до этой усадьбы всего 6 км, но по выезду из города «демонические» проселочные Тульские дороги резко приостановили скорость нашего передвижения до уровня бредущего пешком странника. Такие отечественные дороги воспевал еще Гоголь в «Мертвых душах», а ведь у него образ дороги как раз и является способом познания русской жизни для обличения современных пороков общества и предсказания его будущего… И все же, неуклонно и с прибаутками, мы продвигались через тернии к основной цели этого нашего путешествия – знаменитой Усадьбе Колосово…

Хозяин Усадьбы, Дмитрий Александрович Чертков, камер-юнкер двора, предводитель дворянства Тарусского уезда, занимал должность попечителя калужских богоугодных заведений, владел многими населенными имениями с 7150 десятин земли и 1065 душами. Родился он в 1824 году, воспитывался в Императорском Царскосельском лицее и был довольно разносторонней личностью.
Первый ансамбль усадьбы был построен в первой четверти 19-го века ещё отцом Дмитрия. «Он включал несколько обширных изолированных и замкнутых хозяйственных комплексов, расположенных по обеим сторонам центральной аллеи-проспекта. Парадная зона усадьбы состояла из главного дома и двух фланкирующих парадный двор флигелей. Облик главного дома был «монументализирован» теми же средствами, что и флигели. П-образное в плане здание отличалось простыми и крупными членениями, гармонично сочетавшимися с гладью стен. Только обращенный к Оке и парку фасад имел «ротонду с колоннадой под куполом», придававшую монументальному архитектурному звучанию патетически-величавый оттенок». Однако нас не интересует сейчас облик той усадьбы, поскольку он был кардинальным образом изменен уже новым её хозяином.
02.

После смерти Дмитрия Александровича в конце 19-го века усадьба в Колосово переходит Клавдию Никандровичу Пасхалову. В 1890-х годах он строит на месте старого классического чертковского дома совершенно новое… готическое здание замка…
На фото слева — Дмитрий Александрович Чертков, справа — Клавдий Никандрович Пасхалов.
03.

К.Н. Пасхалов родился в 1843 году в дворянской семье боевого кавказского офицера. Пытался писать, изучал историю, был действительным членом Историко-Родословного Общества в Москве, принимал участие в деятельности Русского Собрания, «Кружка Москвичей», состоял почетным членом Русского Монархического Союза и интеллектуального штаба московских монархистов — Русского Монархического Собрания. Позднее он был избран почетным членом Калужского отдела Союза Русского Народа (СРН) — крупнейшей монархической организации. Был противником революции 1905 года, предвидел Первую Мировую войну 1913 года и в эти военные годы жил в Алексине, иногда выезжая в свое имение в Колосово. По натуре он был передовых взглядов, большим любителем искусства, модником и оригиналом. После революции, несмотря на то, что не поддержал новую власть, гонениям не подвергался и умер своей смертью в 1924 году.
04.

А что же усадьба? Замок Пасхалова представлял собой особое явление. В нем не было привычного парадного фасада. И, архитектурный замысел хозяина раскрывался по мере продвижения по залам замка с его пышными интерьерами к парадному двору и самому парку этого усадебного ансамбля. Кульминацией свободной композиции этого эклектичного сооружения является угловой башнеобразный объем со стилизованными готическими башенками, чем то напоминающими мне ялтинское Ласточкино гнездо.
05.

Давайте, все же, осмотримся. Площадь усадьбы очень большая. Не зная, куда идти можно поначалу здесь затеряться. Вокруг множество разных строений Алексинского гидрометеорологического техникума, однако, многочисленные липовые аллеи все же неуловимо напоминают о том, что мы в старой дворянской усадьбе. Наконец, выходим к главному дворцу усадьбы Колосово. Замок впечатляет сразу. Что-то романтическое и теплое поднимается в душе при взгляде на него, но разруха и запустение сразу же вносят свою грустную нотку в это непривычное для глаз унылое зрелище.

06.

При въезде в усадьбу со стороны Большой Алексинской дороги расположены две большие липовые аллеи в два ряда. Для встречи именитых гостей на каменных столбах железных ворот когда-то зажигали два огромных фонаря.
07.

Слева от основного здания усадьбы видно довольно современного вида строение, пристроенное к основному объему. Это пристройка когда-то была дворцовой капитальной оранжереей, а в советское время на её фундаменте построили актовый зал для учащихся техникума.
08.

Еще левее, к нему перпендикулярно примыкает старый восточный флигель усадьбы со старой покосившейся деревянной башенкой с часами без стрелок.
09.
Справа – обычный двухэтажный обитаемый барак совершенно унылого и мрачного вида. Когда-то это был западный усадебный флигель, который предназначался для прислуги, а в советское время здесь размещался музей и кабинеты научных сотрудников техникума. Горстка играющих рядом с флигелем детей разного возраста говорила о том, что люди здесь проживают постоянно.
10.
На перилах крыльца западного флигеля нас встретил огромный величавый серый кот с белой грудкой. Внимание сразу же переключилось на него, ибо это был не просто кот, а Существо, мгновенно поразившее воображение своей какой-то необычайной внутренней цельностью, проникновенным глубоким и мудрым взглядом, в котором отражалась Вечность… Хранитель замка — одно слово! Вел себя кот очень достойно, величаво и не проявив никакого видимого интереса, медленно и внимательно окинул нас взглядом человека познавшего Смысл Жизни) Фотосессию он перенес совершенно спокойно, погруженный в свой внутренний мир, позволив поймать в его облике именно то, что чувствовалось изначально. Дети сообщили, что кота зовут Альфик, и в их словах улавливалась доля необычного почтения к этому мистическому созданию…
11.
Что интересно, Елизавета Васильевна, жена Клавдия Никандровича, не имея детей, очень любила кошек. Одна из комнат замка была отдана целиком этим милым животным. Там жило более десятка кошек, за которыми тщательно ухаживали и кормили молоком от одной коровы… Вот так!…)
Когда Его Сиятельство дал понять, что аудиенция закончена мы, спохватившись, продолжили осмотр самого замка.
Сейчас на территории перед дворцом разбиты огороды и теплицы местных жителей, ну совсем ничего романтического) Обходим основное здание справа. На фото хорошо ощущаются масштабы дворца.
12.
13.
14.
А это уже фасад замка, что смотрит в сторону парка. Хозяин уделял именно этой части здания особое внимание.
15.
Дворец впечатляет именно с этой стороны. Нельзя забывать, что в начале 20-го века въездная «дорога» в Алексин была речной — по реке без конца курсировали пароходы от Серпухова до Калуги и Орла, так что не удивительно, что Пасхалов больше внимания уделил фасаду, обращённому «на улицу», чтобы сразу показать себя во всей красе. Очевидно, этот фасад замка хорошо просматривался с Оки.
16.
Перед лестницей в парк, а точнее того, что от неё осталось, виден остов первого паркового фонтана.
17.
Спускаемся по старым неровным белокаменным ступеням. Когда то здесь от дома, вниз по склону, располагался целый каскад парковых строений состоящих из двух круглых фонтанов, бассейна с балюстрадой и каменных лестниц .

18.
Находясь в усадебном парке, возникает сильное неосознанное желание вдохнуть всей грудью свежего прозрачного воздуха напоенного ярким осенним солнцем. Фокус твоего взгляда расширяется и хочется охватить им всю эту парковую зону. Именно в этот момент проскакивают какие-то неосознанные картины из прошлого этих затейливых и красивых когда-то парка и усадьбы.
Кстати, по некоторым данным (форум Алексин-град) в замке существовал подземный ход. Вход в него начинался якобы прямо под этой лестницей и выходил к берегу Оки. По свидетельствам очевидцев ход был с кирпичными арочными сводами, а выход из него у Оки до сих пор можно увидеть и, что хозяин усадьбы скрывался однажды через этот подземный ход от красных. Но, скорее всего, подземный ход если и был, то начинался в самом здании замка, и должен быть проходить под лестницей, фонтанами по прямой к Оке, это было бы наверное логично конструкционно. И мне кажется, что это уже современная легенда. Эти сведения мне не были доступны на момент пребывания в усадьбе, а то ведь я бы не утерпел и попытался все же найти выход из подземелья со стороны Оки)
По другим, более достоверным сведениям, скрывался от красных управляющий Пасхалова, что более вероятно) Реальные факты и живые свидетели говорят о том, что подземный ход все же существовал. Усадьба ведь построена буквально на залежах мраморовидного известняка (так называемого «тарусского мрамора»), и камень для большой части капитальных построек усадьбы добывался прямо на стройплощадке. Поэтому весьма вероятно, что какие-то остатки горных выработок могли впоследствии быть оборудованы и под иные цели. Но это версия, так же, как и то, что подземный ход мог на самом деле являться лишь частью инженерных сооружений дома и парка. Пасхалов был большим затейником по этой части, он устроил в доме калориферное отопление, в оранжерею с улицы подавалась вода, а каскад фонтанов на самом деле являлся сложнейшей конструкцией, которую тоже необходимо было постоянно содержать в образцовом порядке.
19.
На этом старом фото можно представить, как дворец выглядел когда то. К.П. Пасхалов имел крупное хозяйство: девяносто рабочих лошадей и несколько выездных троек по мастям: серые, рыжие, гнедые и вороные. На двух животноводческих фермах содержалось около 230 голов крупного рогатого скота. Тепличное хозяйство, паровая мельница, пасека, рыбные пруды, фруктовые сады и зерновые посевы давали хороший годовой доход. Что было то было! Теперь понятно, откуда у него были деньги на содержание такого масштабного и хлопотного хозяйства и его светский образ жизни. Говорят, по отзывам старожилов, работать крестьянам у Пасхалова было комфортно, все были довольны.
20.
Это остатки фундаментов большого паркового бассейна и фонтанов у подножия парковой лестницы. Сейчас, по всей видимости, это место используется для пикников местными жителями)
21.
Парк перед замком сильно запущен и только старая лиственничная аллея напоминает о том, что мы спускаемся к высокому берегу Оки по еле угадываемой парковой дорожке.
22.
23.

24.
Погода, на удивление, наладилась и представляла собой типичное бабье лето. Солнце искрилось на желтых кленовых листьях и все, что хотелось делать – так это впитывать красоту и благодать этих мест.
25.
До края высокого берега Оки, оказалось, идти совсем не долго.
26.
Спускаться вниз к реке мы не стали — было сыро, существующая лестница к Оке сходу не нашлась и, немного постояв и обсудив между собой, что после этого спуска, у реки также была когда-то парковая зона усадьбы, мы решили возвратиться к замку и исследовать его изнутри.
27.
28.
Пройтись по парковой аллее, даже шагая по высокой и густой осенней траве, составляло одно большое и несказанное удовольствие.
29.
30.
Еще один ракурс фасада замка, смотрящего на парк.
31.
Продолжение повествованиия о Колосово — во второй части моего поста.
Источники и дополнительная информация:
Интересный исторический очерк об усадьбе в Колосово в двух частях:
Часть 1 — Усадьба Черткова: http://www.ru-regions.ru/?p=649
Часть 2 — Усадьба Пасхалова: http://www.ru-regions.ru/?p=650
Интересный и подробный пост lobgott о Колосово в Живом журнале. Оттуда же и фото дворцового буфета из красного дерева): http://lobgott.livejournal.com/24728.html
Об усадьбе Колосово в сообществе ЖЖ «Готическая архитектура»: http://moscow-gothica.livejournal.com/16926.html
Форум «Алексин-град» о подземном ходе усадьбы: http://www.alekcin.ru/forum/15-1-1
Блог на myslo.ru «Заброшенные Тульские усадьбы»: http://myslo.ru/club/blog/gulbarij/10w6ITJHmkGno-9DtRoh2w
Оттуда же — старые фото Черткова и Пасхалова.
Пост alxlav о путешествии в Колосово: http://alxlav.livejournal.com/23672.html
Фото старых интерьеров Усадьбы в Колосово от Людмилы Гайдуковой: http://vk.com/album-9986776_93467789
«Потерянный памятник» — замечательная лирическая зарисовка-воспоминание Людмилы Гайдуковой об усадьбе в Колосово: http://proza.ru/2008/08/16/286
Выражаю особую благодарность Людмиле Гайдуковой, историку и краеведу оказавшей мне добрую помощь в прояснении многих любопытных деталей об усадьбе Колосово из первых источников.
Выражаю благодарность alxlav спланировавшего эту занимательную и полную таких разных впечатлений поездку по Тульской губернии.
Вторая часть

zamki_mira

Оригинал взят у ser_rubtsov в Колосовский замок. Тульская областьСело Колосово находится примерно в 10 км. от города Алексина. Дорога там не очень хорошая, а мне пришлось еще и сделать крюк, потому что по навигатору я уперся в шлагбаум.

Именно здесь на берегу Оки находится усадьба 19-го века, построенная в готическом стиле, которой первоначально владел Дмитрий Александрович Чертков, камер-юнкер двора, предводитель дворянства Тарусского уезда, чей отец и воздвиг на голом месте первое усадебное здание. Затем она перешла в руки статского советника Клавдия Никандровича Пасхалова, который и переделал ее в замок готического стиля.

Когда-то это усадьба поражала своим внешним видом и выглядела вот-так:

Во время революции усадьба была разграблена и, как это часто встречается, здесь вначале было организована школа, а в дальнейшем передана Алексинскому гидрометеорологическому техникуму. Где-то читал, что с конца 70-х она находится под государственной охраной, как объект культурного наследия, но судя по тому, что я увидел своими глазами, это все неправда.

Современное состояние здания:



Башня:
Главная изюминка это усадьбы, а для меня и основная цель поездки, это сохранившаяся до наших дней деревянная часовая башня:
На башне сохранился ржавый циферблат:
Местные жители используют ее для размещения телевизионных антенн:
Прямо под башней разместилось разместилось, вы не поверите, офис Почты России:
Если заглянуть внутрь главного здания усадьбы, то мы увидим, что там ничего кроме разрухи не осталось:
Самое удивительное, что, судя по фото, которые я нашел в сети, что еще лет 10 назад здесь можно было лицезреть перекрытия и интерьер. Но, как прочитал на одном из сайтов: «В начале 2004 года, два пожара, а может быть и поджога, уничтожили остатки исторических интерьеров, обвалилась крыша главного корпуса, но прежде из здания бесследно «исчез» уникальный кессонный потолок, выполненный из ценных пород дерева.»
Сейчас, мы можем смотреть на то, что внутри только по небольшому количеству фотографий довольно плохого качества:
Рядом стоящее здание сохранилось чуть лучше, но сюда добрались любители пописать не стенах:
Вид на часовую башню из здания:
Это напоминает бойницу:
Остатки водостока:
Можно заглянуть в подвал:
Здесь что-то выдолбили из стены:
Окна:
Рядом со зданием в траве можно увидеть отвалившуюся деревянную дверь:
Когда-то в это клумбе были цветы, а не мусор :
Вид со стороны прилегающего парка, ступени изрядно разрушены и заросли:
Похоже на кусок колонны, которая стояла вдоль лестницы:
А это кирпичные куски ограды, которые местные жители используют уже для построения своих заборов:
Напоследок небольшая панорама всего фасада:


Колосовский замок

Колосовский замок или усадьба Колосово расположен в деревне Колосово, неподалеку от г. Алексин, Тульской области. Хозяин Колосова, Дмитрий Александрович Чертков, камер-юнкер двора, предводитель дворянства Тарусского уезда, занимал должность попечителя калужских богоугодных заведений. Ансамбль усадьбы был построен в первой четверти XIX века отцом Д. А. Черткова, штабс-капитаном Александром Дмитриевичем Чертковым, на совершенно пустом месте (в документах XVIII века Колосово — деревня, в которой нет владельческой усадьбы). Устроена усадьба ʺво всем блеске затей, вывезенных тогда под впечатлением недавней поездки Чертковых за границуʺ.


Она включает несколько обширных изолированных и замкнутых хозяйственных комплексов, расположенных по обеим сторонам центральной аллеи-проспекта. Парадная зона усадьбы состоит из главного дома, полностью перестроенного в конце XIX века, и двух фланкирующих парадный двор флигелей. В конце XIX века усадьба переходит к К. Н. Пасхалову. В Колосове на месте старого классицистического чертковского дома появляется новое, ʺготическоеʺ здание (1890-е гг.). По сравнению с ампирными флигелями облик дома кажется особенно светлым и одухотворенным, но в то же время цельным, не разрушающим гармонию ансамбля. Главного фасада в привычном понимании здесь нет, и архитектурный замысел раскрывается только в процессе движения по интерьерам, парку и парадному двору. Целой системой пилонов и пинаклей выделен парковый фасад, к которому ведет парадная лестница с видовыми площадками, бассейном и фонтанами. Интерьеры колосовского дома не менее впечатляющи, чем фасады. Особенно эффектна группа помещений, включающая мрачноватый вестибюль первого этажа, парадную лестницу и аванзал, наполненный льющимся сверху, из огромного стеклянного фонаря светом. После роковых событий 1917 года усадьба была разграблена бандой налетчиков. Позднее на базе имения была организована сельскохозяйственная школа. С 1949 года эта школа была преобразована в Алексинский гидрометеорологический техникум, который располагается там до сих пор. После постройки в конце прошлого века нового учебного корпуса техникума, Колосовский замок оказался брошенным на произвол судьбы и в настоящее время находится в аварийном состоянии. В начале 2004 года, два пожара, а может быть и поджога, уничтожили остатки исторических интерьеров, обвалилась крыша главного корпуса, но прежде из здания бесследно ʺисчезʺ уникальный кессонный потолок, выполненный из ценных пород дерева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *