КОСМО ДАМИАНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ КРЫМ

Для чего посещать это место

Добираться в эти места нелегко, здесь не увидеть традиционных церквей и больших храмов, однако, эти святые земли продолжают привлекать многочисленных паломников.

История обители удивительная и не простая. Неиссякающий святой источник бил здесь с самых древних времен. По преданию святые целители Косма и Дамиан, были сосланы из Рима в дальнюю Тавриду. Свои последние дни они провели именно здесь у целебных вод Савлух-Су.

В народе жила молва о волшебной силе источника и 14 июля окрестные жители стекались к этим местам, чтобы почтить святых чудотворцев. В середине XIX века готовилось строительство небольшого скита, но случилась Крымская война. К счастью, монастырь все же начали строить после ее завершения в 1857 году. Первым настоятелем был игумен Макарий. Обитель расширялась, возводились храмы, жилые и хозяйственные постройки. Но жизнь в этих диких местах была сложной. Вокруг были скалы и леса, свободные участки земли встречались редко. Все стало приходить в упадок после кончины настоятеля. В самом конце XIX века монахи были распущены и создан женский монастырь.

Его расцветом стало начало XX столетия. Сюда приезжал сам Николай II со своей семьей. Он верил, что целебные воды исцелят его сына. Из царской казны на нужды монастыря были выделены большие средства. Недалеко от обители также проложили шоссе, получившее название Романовское.

В советское время монастырь был закрыт, а братия постепенно изгнана. В Великую Отечественную войну все постройки обители были уничтожены. Сохранилась только Царская часовня 1913 года, в которой часто молился сам царь Николай.

Возрождение монастыря пришлось на 90-е годы прошлого века. Сейчас главное монастырское подворье расположено в Партените, а у источника живут немногочисленные монахи. Тут хранятся уникальные реликвии — икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей, икона Божьей Матери Иерусалимской.

Целебный источник продолжает привлекать многочисленных верующих. По традиции больше всего паломников стекается в эти места 14 июля на торжественные богослужения в честь святых Космы и Дамиана.

История монастыря

Монастырь основан в 1856 г. стараниями архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, который во время своего путешествия по святым местам Крыма посетил источник Святых Косьмы и Дамиана. Легенда гласит, что родник появился благодаря молитвам святых врачей-чудотворцев Косьмы и Дамиана, которые находились в этих краях. Вода этого источника считается целебной.

Но в 1898 г. монастырь был закрыт, и вновь открыт в этом же году как женский.

5 октября 1923 года на заседании Президиума КрымЦИКа постановили : «Согласиться с заключением НКВД Крыма — монастырь ликвидировать, а имущество передать НКСО под трудовые колонии». «Вслед за этим местным Алуштинским властям было дано распоряжение произвести все необходимые действия по ликвидации монастыря и передаче бывших монастырских зданий в ведение НКСО Крыма. Здесь решено было разместить колонию имени М. И. Калинина для инвалидов и престарелых. В ходе проведения ликвидации монастыря 12 декабря 1923 года оба его храма были закрыты и опечатаны, ключи от них переданы в Алуштинский райисполком, и богослужения в церквях больше не совершались.»

Монастырь закрыли, а в его помещениях разместили Управление крымского Государственного заповедника. В 1920-х годах вблизи монастыря погиб от рук бандитов лесник Гарбуз Митрофан Гаврилович. Похоронен близ монастыря. Во время Великой Отечественной войны все здания бывшего монастыря были разрушены. Осталась невредимой только часовня над святым источником.

Возрождение обители началось 14 июня 1994 года, когда архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил праздничную литургию в часовне над святым источником.

Монастырь действующий. Здесь находится иконы: икона Божией Матери «Иерусалимская», написанная и освященная на Святой Горе в Греции, и икона Святых Косьмы и Дамиана с частицами их мощей. На территории монастыря находится источник Савлух-Су.

История

Синодальным указом от 4 мая 1850 г. архиепископу Иннокентию было сообщено, что последовало высочайшее соизволение на открытие Бахчисарайского скита с киновиями; в том числе и киновии у источника св. Космы и Дамиана. В том же году архиепископ Иннокентий ходатайствовал об отводе 4 десятин земли около источника для учреждения Космодамиановской киновии, и через полтора года этот участок был отмежеван от лесной казенной дачи. Впоследствии, в 1872 г., по царскому указу было отмежевано еще 19 десятин от той же казенной дачи.

Временно, до открытия киновии, в 1851 г., попечителями источника св. Космы и Дамиана были назначены настоятель Феодоро-Стратилатовской церкви в Алуште священник Дмитрий Черняев и староста — купец Андрей Коротенко. Ясным зимним утром, в конце декабря попечители отправились верхом к источнику. Место было пустынно и безмолвно. На снегу виднелось множество следов оленей и коз, спускавшихся на водопой, следов же человека не было вообще. Отец Димитрий освятил воду в источнике, молясь о здравии царя и всех православных христиан.

Несмотря на полученное разрешение, киновия открылась нескоро. В 1853 г. началась Крымская война, в 1854 г. в Крыму высадились англо-французские войска и осадили Севастополь. В это тяжелое время архиепископ Иннокентий продолжал посещать Крым. Его не покидала мысль об открытии киновий. Нужно было изыскивать средства на устройство обители. В консисторском деле по Космодамиановской киновии оговаривалось: «Киновия на содержание из казны не получает, а содержится от доброхотных даяний богомольцев». Начало строительству обители положил симферопольский купец I гильдии, потомственный почетный гражданин, староста кафедрального Александро-Невского собора в Симферополе Иван Потапович Санютин. Он долгое время страдал от лихорадки, нервного расстройства и слабости всего организма. После купания в источнике Санютин исцелился. В благодарность святым угодникам этот достойнейший человек дал обет выстроить малую церковь над источником с двумя купальнями, а поблизости — несколько келий, как для монахов, так и для богомольцев. Основатель Бахчисарайского Успенского скита и крымских киновий, архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий завещал 100 акций Общества пароходства и торговли. Акции эти были разделены между скитом и киновиями. На долю Космодамиановской киновии пришлось девять акций, которые были проданы, а на вырученные 5 тысяч рублей приобретены 5-процентные государственные билеты на имя киновии. Проценты с этого капитала шли на содержание обители.

После окончания Крымской войны, в 1856 г., из Бахчисарайского Успенского скита был направлен первый строитель киновии иеромонах Макарий, возведенный впоследствии в сан игумена. (10 сентября 1857 г. иеромонах Макарий был назначен первым настоятелем, и, таким образом, Космодамиановская киновия получила окончательное административное устройство.) Строительство киновии начиналось почти с нуля. Не было средств для найма рабочих, монахам приходилось делать все своими силами. Но тем не менее, результаты были поразительными. Прибыв к источнику, он вместе с монахом Игнатием незамедлительно принялся за сооружение малой деревянной церкви по рисунку, переданному архиепископом Иннокентием. Многие жители Симферополя помогали им своими пожертвованиями, и через год церковь была уже готова к освящению. К сожалению, архиепископ Иннокентий умер, не дождавшись этого желанного события.

Неизвестно, как обустраивалась бы киновия, если бы не поистине подвижнический труд и усилия первого настоятеля, о. Макария, сделавшего исключительно много для монастыря. Многие имена забыты, утрачены могилы, и простая справедливость требует сохранить память о людях, всю жизнь посвятивших святому делу.

Многих привлекала сюда личность о. Макария, относившегося ко всем с любовью и кротостью. Несмотря на бедность обители, о. Макарий не отказывал никому из желающих поселиться здесь. Но оставаться в монастыре могли только люди трудолюбивые. Ленивые быстро покидали его.

Число братии увеличивалось, необходимо было строить новые кельи. Приходилось рубить лес, доставлять кирпич для печей, стекла для окон и прочее. Настоятель сам работал киркой и топором, пешком ходил за покупками в Симферополь. Он никогда не делал никаких распоряжений по работам в обители: чем был занят о. Макарий, тем занимались и монахи.

Здоровье о. Макария было подорвано тяжелым физическим трудом, он тяжко страдал от туберкулеза, развившегося после падения на лестнице Успенского монастыря. Заболевшего настоятеля поместили в симферопольскую больницу при странноприимном доме Таранова-Белозерова, где 18 сентября 1878 г., в 4 часа утра, о. Макарий скончался. Из приюта Таранова-Белозерова тело о. Макария, сопровождаемое всем городским духовенством, перенесли в кафедральный Александро-Невский собор. После чина погребения оно было отправлено для предания земле в Космодамиановскую киновию. О. Макария похоронили в церкви Преображения Господня, в притворе у западных дверей. Вокруг могилы поставили чугунную решетку, а на самой могиле в 1880 г. сооружена большая мраморная плита.

В 1874 г. на средства доброхотных жертвователей была построена вторая монастырская церковь во имя Преображения Господня, деревянная, теплая, с двухъярусным иконостасом. Обе церкви были, согласно консисторским записям, «утварью снабжены посредственно».

Строительство монастыря продолжалось. В 1891 г. над источником вместо первой деревянной часовни была построена каменная, красивая и удобная для богослужения. В центре часовни, возвышаясь над полом, располагался небольшой каменный резервуар, в который был заключен источник. Наполняя резервуар, вода с шумом стекала в большой деревянный бассейн, находившийся в закрытом помещении и служивший купальней для богомольцев. Купальня разделялась на две половины — мужскую и женскую. Несмотря на низкую температуру воды (+8° С), многие богомольцы купались в бассейне, прочие же ограничивались частичным омовением. Вода в бассейне не была стоячей, так как он был постоянно полон, и лишняя вода стекала. Имелось и специальное приспособление, при помощи которого можно было полностью менять всю воду в бассейне всего за 25 минут. В часовне, из самого источника, брали воду для питья.

Космодамиановский монастырь был мужским 43 года, с 1856 по 1899-й. Если первые двадцать лет, во время управления монастырем игуменом Макарием можно было назвать временем процветания монастыря, то последующие 23 — временем упадка.

В июле 1899 г. епархиальным начальством был получен указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря в женский. Из Топловского Параскевиевского женского монастыря была переведена в Космодамиановский благочинная м. Варсонофия, назначенная игуменией. Двадцать пять насельниц во главе с монахиней Варсонофией переселились в бедную обитель у подножия Чатырдага.

Под руководством игумении Варсонофии монастырь стал совершенно неузнаваем. Космодамиановская церковь и другие постройки были капитально отремонтированы. Для укрепления террасы, на которой стояла большая церковь, была возведена каменная подпорная стена длиной в 40 саженей. Были выстроены несколько новых келий, просфорня, хлебопекарня, мастерская, прачечная, амбар с закромами, сенник на 1000 пудов, две гостиницы на двадцать номеров для приезжих. В 1913 г. в честь 300-летия царствования Дома Романовых была отреставрирована часовня над источником.

В 1907 г. в Симферополе открылось Космодамиановское подворье, находившееся на полпути от хутора, что являлось очень удобным при перевозке урожая в монастырь и при поездках по делам хуторского хозяйства. Это подворье, которое жители Симферополя называли «монашеской церковью», ныне не существует.

Космодамиановская киновия была одной из самых уважаемых и любимых обителей Крыма. Неоднократно посещали киновию российские императоры. Отдельная запись из архива консистории сообщает, что «киновия эта в октябре месяце 1873 года два раза была осчастливлена посещением Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича, а в 1880 году в третий раз киновия была осчастливлена посещением Их Императорских Высочеств Государя Наследника Александра Александровича вместе с Государыней Цесаревной Мариею Феодоровною, ныне Божию Милостию мирно и мудро царствующих, где они изволили пробыть с 14-го по 18-е октября». Царская чета прожила эти несколько дней в скромном домике монастырского настоятеля. 25 октября 1911 г. монастырь посетил император Николай II, молился у источника св. Космы и Дамиана и пил святую воду.

В 1870-х годах по указу Александра III неподалеку от Космодамиановского монастыря выстроили царский охотничий домик. С 1910 г. к царскому домику, а следовательно, и к монастырю, стали прокладываться улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. В 1913 г. был организован заказник императорских охот в Крыму.

В 1920 г., вскоре после установления советской власти в Крыму, наступил последний, самый тяжелый и горький, период жизни монастыря. Январский 1918 г. декрет об отделении церкви от государства успешно осуществлялся и на полуострове. Национализация монастырей Крыма проводилась с начала 1920-х годов, а к середине 20-х обозначилась тенденция к полной их ликвидации. За 1922 г. в Крыму было ликвидировано 74 церкви разных культов, а также 4 монастыря, 3 находились в стадии ликвидации. В Космодамиановском монастыре устроили колонию инвалидов имени Калинина; она просуществовала до 1924 г., после чего инвалидов перевели в новую колонию, бывший Кизилташский монастырь. Из монахинь организовали артель, где числилось 42 человека. Церкви были опечатаны, но практически монахини продолжали жить монастырской жизнью.

В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан декрет «О Крымском Государственном заповеднике и лесной биологической станции». Президиум КрымЦИКа постановил: «Косьмо-Дамиановский монастырь со всеми постройками передать Крымскому заповеднику. Артели монашек, проживающих в настоящее время там, разрешить остаться до 1-го апреля 1924 г.». Руководство заповедника потребовало удалить с его территории колонию инвалидов, мотивируя это тем, что в заповеднике никто, кроме его персонала, не должен проживать. Именно поэтому КрымЦИК передал бывший монастырь заповеднику и предложил Народному комиссариату социального обеспечения перевести инвалидов в другое место. Монахинь руководство заповедника не тронуло, о чем немедленно было доложено высшим инстанциям. В июне 1924 г. в докладной записке наркому В.С. Брезовскому работник НКСО Н. Вегнер сообщал: «Инвалиды переведены, а вот монашки там остались, и как видно, и не думают оттуда уходить, ибо заповедник им отпустил земли для огорода и поляну для засева огорода. Кроме этого, хотя на одной из церквей и находится печать, но печать не установленного образца и ключи церковных дверей находятся у монашек. Но этого мало: монашки устроили новую церковь там. Для этого в бывшей просфирной они устроили престол, алтарь и т. д., происходят новые пострижения, рукоположения и т.п.

Исходя из всего вышеизложенного, я предлагаю довести до сведения СНК и Кр.ЦИКа, что, во-первых, постановление о ликвидации бывш. Косьмо-Демьяновского монастыря Алуштинским церковным столом не исполнено, и, во-вторых, что заповедник, когда говорил, что на территории заповедничества никто из посторонних не должен проживать, — лгал. С инвалидами и НКСО он не мог жить, а с монашками жить может. Они ему не мешают, и он им дает землю под обработку».

Видимо, не только монахини противились закрытию монастыря. Ялтинский РИК в мае 1925 г. жаловался в Центральное административное управление Крыма: «Церковный Стол ЯлтРИКа сообщает, что в делах бывшего Косьмо-Дамиановского монастыря, ныне находящегося в ведении Крымгосзаповедника, имеется отношение ЦАУ-Кр. от 8.IV-24 г. о ликвидации 2-х храмов Косьмо-Дамиановского монастыря и выселении монахов. Однако, б. Алуштинским райисполкомом указанное в отношении не было исполнено и монашки в числе 20 человек продолжают проживать в своих кельях при монастыре, где также проживает иеромонах Романченко Павел, находящийся на службе в Крымгосзаповеднике, монашки же образовались в трудовую артель».

Однако пришел конец и этому. Преображенская церковь была использована для устройства клуба Крымзаповедника, в Космодамиановском храме открылся естественно-исторический музей, а в часовне с купальней предполагалось устроить инкубаторий для вывода мальков форели. Один из советских путеводителей по Крымскому заповеднику сообщает нам: «В годы гражданской войны монастырь был прибежищем контрреволюции. После освобождения Крыма от врангелевцев и интервентов до 1923 года монастырь существовал под видом «монашеской трудовой артели» и имел тесную связь с татарскими контрреволюционными националистами. При ликвидации монастыря здесь было найдено много оружия и боеприпасов». Думается, комментарии излишни.

Во время Великой Отечественной войны были уничтожены царский охотничий домик и все постройки бывшего Космодамиановского монастыря, кроме часовни над источником.

Спустя 70 лет после закрытия монастыря Указом Президента Республики Крым № 50/94 от 26 апреля 1994 г. Симферопольской и Крымской епархии возвращены территория и постройки монастыря. В Совете по делам религий при Кабинете Министров Украины вновь зарегистрирован устав монастыря Космы и Дамиана. 14 июля 1994 г., в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем в часовне над святым источником была отслужена праздничная литургия.

Сейчас в монастыре подвизаются монахи и иноки, проходять богослужения. После открытия был построен храм в честь Св. Мчч. Косьмы и Дамиана, проведен капитальный ремонт в братском корпусе. Отреставрирована часовня.

С 2006г. началось строительство подворья Пресвятой Богородицы в пгт. Партенит. На данный момент построены два храма в честь иконы Божьей Матери «Всецарица» и Святого Иоанна Готфского; заканчивается строительство колокольни и часовни в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; продолжается строительство Братского корпуса, помещения богодельни, паломнического приюта. С Божьей помощью в следующем году планируется строительство Собора Успения Пресвятой Богородицы.

Описание

Подворье

Храм подворья в поселки Партенит

Из-за удолености монастыря и запрета в заповедной зоне вести хозяйственную и строительную деятельность. По Благословению Высокопреосвященийшего Митрополита Лазаря было принято решение о создании подворья монастыря.

Изначально оно было создано на небольшом клочке земли в частном доме гражданки Степаненко, пер. Крутой 7. Участок был маленький и в труднодоступном месте для строительства. Тогда по ходатойству Митрополита Лазаря и местных властей в 1996г. был выделен участок на месте расформерованной военной части (Фрунзенское шоссе 1а) для строительста и развития подворья монастыря.

Свое развитие и созидание подворье получило в 2004г. с приходом нового наместника монастыря Св. Мчч. Косьмы и Дамиана: иеромонаха Маркелла (ныне Архимандрит Маркелл).

На данный момент идет полно-маштабное строительство подворья. Уже построины два храма в честь: иконы Божьей Матери «Всецарица» и Святого Иоанна Готфского; произведено частичное обустройство территории и насаждение клумб и газонов; в марте 2013г. намечается окончание строительства колокольни и часовни в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; продолжается строительство Братского корпуса, помещения богодельни, паломнического приюта и т.д. С Божьей помощью в следующем году планируется строительство Собора Успения Пресвятой Богородицы.

На подворье трудятся и подвизаются монахи, иноки, послушники монастыря, идет неусыпная молитва, регулярно в обоих храмах проходят службы, молебны, панехиды – возрождается духовная жизнь.

Адрес: Крым, пгт. Партенит, пл. Иоанна Готфского, Фрунзенское шоссе 1а

Проезд:

С ж.д. вокзала г. Симферополя ходят прямые маршрутки Симферополь – Партенит.

С автовокзала г. Алушты регулярно ходят автобусы Алушта – Партенит.

С автовокзала г. Ялты регулярно ходят автобусы Ялта – Партенит.

Подробная схема проезда к подворью

Где остановиться

  • Гостиница «Москва»

Небольшая частная гостиница «Москва» в центре Алушты, в 250 м от Центральной Набережной.

Номера: Комфортабельные номера разных категорий: от однокомнатных двухместных «стандартов» с балконами до двухкомнатных номеров категории «люкс» и апартаментов.

Адрес: г. Алушта, ул. Горького, 8

Телефоны: +38 (06560) 3-10-08

  • Гостиница «Алушта»

Гостиница «Алушта» расположена в 50 м от центрального автовокзала Алушты, в 10 минутах ходьбы от центральной морской набережной и пляжной зоны. Полностью реконструирована в 2004 году. Естественный мелкогалечный пляж, расположенный в Профессорском уголке.

Номера: 110 двухместных номеров и 5 двухместных полулюкса, рассчитаны на 230 человек. В каждом номере балкон, где при желании можно установить за дополнительную плату еврокровать и спать под открытым небом.

Адрес: г. Алушта, ул. Октябрьская, 50

Телефоны: +38 (06560) 5-52-13, 5-50-49, 5-50-62

  • Отель «Ренессанс»

Пятиэтажный современный корпус отеля «Ренессанс» в Алуште расположен у подножья горы «Кастель», в 100 м от моря. На территории имеется площадка для отдыха, барбекю и шашлыков, уютная сауна с комнатой отдыха и небольшой открытый бассейн. В гостинице функционирует европейский лифт.

Номера: Современные двух- и трехместные номера категории люкс, полулюкс, стандарт. На 5-ом этаже расположен «пентхауз» — апартаменты с 32-х метровой терассой с видом на море. Автономное водоснабжение.

Адрес: г. Алушта, Профессорский уголок, ул. Набережная, 24-а

Телефоны: +38 (06560) 2-30-28, (050) 398-63-66, 657-52-82

Монастырь у источника: сложная история становления

«Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному массиву Чатыр-Даг, с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.

Имеются также сведения, не подтвержденные научными доказательствами, что в Средние века у источника уже был небольшой храм, но он исчез, как и многие другие, когда христианское население «выдавливалось» с полуострова. Не исчез только источник! Слава о его целебных свойствах не умирала в народе и всегда 14 июля, в день святых Космы и Дамиана, сюда стекались люди с окрестных районов, причем и христиане, и татары.

В середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель, но помешала начавшаяся Крымская война. И только по ее окончании, в 1857 г., монастырь начал строиться. Его первым настоятелем на долгие годы стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.

Но жить здесь было очень непросто. Вокруг – крутые склоны и густой лес, свободной земли практически не было. Каждое маленькое достижение давалось с большим трудом. Все держалось на воле Макария, а после его ухода из жизни (могила настоятеля находится на территории обители) здесь начался упадок. В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию и открыли тут женскую обитель. Долгое время она славилась тем, что здесь находились на перевоспитании малолетние преступницы.

Дальнейшая судьба Космо-Дамиановского монастыря

Начало XX века ознаменовалось его расцветом, но теперь уже женского. В 1911 г. здесь побывал царь Николай со своей семьей. Надо сказать, что члены царской семьи оказывались тут и раньше, еще при Александре. По велению самодержца, монастырскому комплексу выделили большие средства, а главное – провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно шло мимо обители – из Алушты в Ялту. Николай надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. Тогда же приняли решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты, ставшие основой нынешнего Крымского горнолесного заповедника.

На территории этой монастырской достопримечательности Алушты пребывали в те времена две выдающиеся для верующих людей иконы — Божией Матери Иерусалимской и Святых Космы и Дамиана. Во вторую были вмонтированы части мощей святителей. В годы советской власти Космо-Дамиановский монастырь в Алуште закрыли, монашек постепенно изгнали. Огромный урон обители принесла война с фашистами. Немцы, опасаясь действия партизан, уничтожили и взорвали все без исключения здания, находящиеся на ее территории. Осталась только каменная часовня возле самого источника, сейчас это единственное сооружение, уцелевшее здесь с XIX века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *