МИХАЙЛО КЛОПСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Сельцо. Троицкий Михаило-Клопский монастырь.

В 1412 г. в новгородской летописи указывается о постройке деревянной Троицкой церкви на Клопске. Возможно, к этому времени монастырь уже существовал. Деревянный храм простоял около 7 лет, в 1419 г. его заменил каменный храм, возведенный при игумене Феодосии. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. — наличие подцерковья.

Ансамбль Клопского монастыря в основном сложился в 60-70-е гг. XVI в. Троицкий собор и трапезная с Никольской церковью своими архитектурными особенностями напоминают многочисленные более ранние постройки Новгорода и его окрестностей, в которых отчетливо сказались московские веяния. О возведении Троицкого собора Новгородская третья летопись под 1562 г. сообщает, что в Клопском монастыре разобрали старую каменную церковь Святой Троицы, где находились мощи преподобного отца Михаила Клопского Чудотворца и во звели новую церковь по велению великого князя Ивана Васильевича, который выделил пятьдесят рублей из своей казны. В новой церкви был устроен гроб Михаила Клопского. О постройке трапезной летописных данных не имеется, но упоминается в писцовых книгах под 1581 г. каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной. Бесстолпный храм и, решенный как одностолпная палата, трапезный зал на едином подклете — характерный образ такого типа сооружения XVI в. Троицкий собор четырехстолпный с тремя апсидами. Основной объем был завершен тремя главами.

Многоглавие, исчезнувшее из практики новгородского храмового строительства в XII в., возобновляется в XVI в., но уже на общерусской типологической и стилистической основе. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть (галерея) во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания. Еще одна черта общерусского храмового строительства этого периода — многопрестольность Троицкого собора. Эта особенность свойственная целому ряду храмов близких по времени Клопскому собору. Храм строился повелением царя Ивана Грозного и, по крайней мере, отчасти на его средства. Посвящение приделов Иоанну Лествичнику и Федору Стратилату указывает на стремление снискать небесное покровительство царским сыновьям — Иоанну и Федору. В остальных посвящениях также обнаруживается характерный для царя Ивана круг молитвенных тем, связанных с обращением к Троице, Богоматери, Иоанну Предтече и местному чудотворцу.

Самые значительные искажения здания связаны с ремонтными работами начала XIX в. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, поновлению подверглась настенная живопись конца XVII — нач. XVIII вв. Тогда же были построены настоятельские покои, братские кельи, трехярусная колокольня над восточными воротами и каменная ограда. В 1964-65 гг. под руководством архитектора Л.В.Красноречьева в Троицком соборе были проведены первоочередные консервационные работы. В настоящее время монастырь передан епархии, является действующим. Проводятся реставрационные работы.

По материалам статьи В.А. Булкина, доц. СПбГУ

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. 7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. 8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею, 10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. 11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. 18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, 20 ибо гнев человека не творит правды Божией. 21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. 22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. 26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие. 27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.»
Соборное послание апостола Иакова. Глава 1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *