МОНАСТЫРЬ В СМОЛЕНСКЕ

К матушке Макарии

Святой источник Илии Пророка в Темкинском районе Смоленской области неразрывно связан с именем, жизнью, служением Богу и людям схимонахини Макарии.

Схимонахиня Макария (в миру — Феодосия Михайловна Артемьева) родилась 11 июня 1926 года в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской области. Крестивший ее иеромонах Василий сказал при крещении: «Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет». И действительно, с полутора лет у девочки заболели ноги, а с трех она уже могла только ползать.

В восьмилетнем возрасте Феодосия заснула летаргическим сном, который продолжался в течение двух недель. Очнувшись, Феодосия рассказывала, что в то время, когда ее безжизненное тело лежало в «мертвецкой» в больнице, душа, сопровождаемая Ангелом-хранителем, путешествовала в райских обителях. Феодосия поведала, как плакала и просила Царицу Небесную исцелить больные ножки или оставить ее в раю, как Владычица Небесная отвечала ей, что она пригодится на земле…

Во время войны Феодосию, брошенную всеми своими родственниками, взяла к себе насельница Вяземского Аркадьевского женского монастыря Наталия.

В возрасте 20 лет Феодосия Артемьева была пострижена в послушницы с именем Тихона. А в 1978 году игумен Донат постриг монахиню Тихону в схиму, дав ей новое имя — Макария, в честь Макария Великого (Египетского).

Получившая от Пресвятой Богородицы дар исцеления людей, схимонахиня Макария старалась оказать помощь всем обращающимся к ней. А таких было немало. «Одни ехали к ней на машинах, другие добирались на поездах и автобусах. Приезжали русские, украинцы и белорусы, татары, евреи и цыгане, православные и те, кто не исповедовал никакой религии. Все они ехали с одной лишь целью — получить исцеление от физической или духовной болезни..», — вспоминал духовный сын старицы Макарии.

И всякий раз непременной составляющей чудесных исцелений было использование воды из источника Илии Пророка, которую схимонахиня Макария освящала своими молитвами…

Несколько раз к Макарии приезжал Юрий Гагарин. «…Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребенок. Я ему тогда сказала: „Больше не летай, тебе нельзя летать!“ Он не послушал меня, а тут его постигла в скорости смерть…», — позже рассказывала схимонахиня.

Узнав о гибели космонавта, старица попросила приехавшего к ней священника заочно отпеть погибшего Юрия Гагарина у нее дома.

18 июня 1993 года схимонахиня Макария мирно отошла к Господу. Последними словами ее были: «Поститесь, молитесь, в этом спасение…»

Старица Макария похоронена на сельском кладбище села Темкино Смоленской области. Рядом с крестом в память о схимонахине был установлен памятный знак с изображением Гагарина.

Место, где должен был быть родник, указала сама матушка Макария.

Она говорила: «Когда меня не будет, приезжайте на источник и берите водичку, и она вам будет помогать. Я дюже молюсь об этом Илье Пророку…»

До самой своей смерти матушка Макария следила за тем, чтобы источник был в надлежащем порядке, нанимала рабочих для чистки и обустройства родника.

После ее смерти было принято решение построить над святым источником часовню в честь пророка Илии. Также была построена купальня, где можно обливаться святой водой. По сложившемуся поверью, воду из источника, как правило, ставят на могилу матушки Макарии, чтобы она зарядилась ее энергией и приобрела особо целебные свойства.

Такова история одного из самых известных святых мест Смоленщины.

Тёмкино — Гагарин

Много лет подряд паломники устремляются в маленький городок Тёмкино на границе Смоленской и Московской областей. Это место прославлено жизнью и делами великой подвижницы духа матушки Макарии (Артемьевой, 11.06.1926 – 18.06.1993), которая помогала многим людям советами и исцеляла своей молитвой. Доподлинно известно, что матушку посещал и первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Напротив кельи матушки устроен храм Божьей матери Одигитрии, а на могилку подвижницы до сих пор приезжает много людей. В настоящее время готовятся документы для канонизации подвижницы. Считается, что масло и вода с могилки обладают чудесными свойствами. Также в Тёмкино находится источник пророка Илии, вода в котором насыщена серебром. Источник широко известен своими целительными силами среди верующих. Интересны для путешествующих и духовные памятники города Гагарина: Казанский храм и храм Вознесения. Также в Гагарине похоронен игумен Никон (Воробьев), который известен среди верующих многочисленными наставлениями своим духовными чадам. Автобус до Темкина ходит по пятницам в 16.00, цена билета – 371 рубль. В остальное время нужно добираться через Вязьму. От Вязьмы несколько раз в день ходит автобус до Темкина. Проезд обойдется вам еще примерно в 100 рублей.

Десногорск

Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте» — центр духовной жизни Десногорска.Фото: Михаил ЕФИМКИН

Самый молодой город нашей области Десногорск сегодня все чаще становится местом паломничества. В 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил на главной площади города собор в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте», который стал центром духовной жизни Десногорска. Храм известен своими чудотворными иконами Казанской Божьей Матери и Воскресения Христова, которая не так давно «просветлела», чудесным образом обновилась на глазах верующих. До освящения собора в Десногорске действовала лишь небольшая деревянная церковь святителя Стефана Великопермского. Неподалеку от Десногорска находятся два святых источника: в честь Казанской Божьей Матери, с купелью, который известен уже около 300 лет, и источник Серафима Саровского, который был благоустроен при поддержке Смоленской АЭС. Также в храме находится ковчег с мощами от всех оптинских старцев. До Десногорска автобус ходит примерно каждые два часа, с 6.10 до 19.15. Цена – 250 рублей. До источника Серафима Саровского каждые 40 минут вас довезет маршрут Десногорск-Николаевское за 10 рублей.

Болдино В Дорогобужском районе Смоленской области находится один из известных монастырей России — Свято-Троицкий Болдин монастырь. Он был основан в XVI веке преподобным Герасимом Болдинским неподалеку от Старой смоленской дороги. Герасим Болдинский известен в истории православия многочисленными духовными подвигами и даром исцеления больных.

Свято-Троицкий Болдин монастырь известен во всем мире.Фото: Михаил ЕФИМКИН

История Болдинского монастыря долгая и сложная, он много раз разрушался и восстанавливался. После Великой Отечественной войны реставрационными работами в Болдино руководил известный реставратор Петр Барановский. Подлинное возрождение обители началось в начале 90-х гг. прошлого века стараниями тогда еще митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

В 2001 году при расчистке руин Троицкого собора, главного храма обители, были обретены мощи преподобного Герасима Болдинского, память которого почитается 14 мая. Полное восстановление Троицкого собора было завершено лишь в прошлом году, и сегодня Болдинский монастырь – это поистине одна из самых красивых и значимых обителей нашего края. До Дорогобужа автобусы ходят почти каждый час. Билет стоит 180 и 216 рублей, через Кардымово или через Сафоново. Но вот от Дорогобужа до Болдина можно добраться только на частнике. Вязьма — Хмелита Древний русский город Вязьма известен в России не только благодаря своей насыщенной военной истории, но и трепетным отношением вязьмичей к православной вере. В Вязьме особо почитают преподобного Аркадия Вяземского, который жил в XI веке, но до сих пор в городе около Троицкого собора сохранился камень, у которого молился подвижник. Считается, что именно благодаря его молитвам в радиусе 30 км от Вязьмы совершенно не водятся змеи, хотя вокруг города много болот.

В усадьбе Хмелита находится Казанский храм.

В Вязьме расположен Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским, который в течение 7 лет молился на месте шайки разбойников и 7 лет после этого строил монастырь. Жемчужина обители – трехшатровая церковь Одигитрии. Подобных церквей в России сохранилось всего шесть. Интересна для верующих и усадьба Грибоедовых «Хмелита», в которой находится Казанский храм. А неподалеку от усадьбы, в д. Мартюхи, находится храм Федора Стратилата, в котором поминаются все погибшие воины. У д. Всеволодкино строится первый в России монастырь в память о погибших солдатах Великой Отечественной войны. Автобусы до Вязьмы ходят с 11.00 до 19.00. Билет стоит 275 рублей. Рославль Старинный русский город Рославль известен своим Спасо-Преображенским мужским монастырем, который был основан в XVI веке. В Спасо-Преображенском монастыре хранятся местночтимый образ святой Великомученицы Варвары и список с чудотворной иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы, а также частицы мощей Преподобных старцев Оптинских.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рославле.

В Рославле можно посетить так называемую Бурцеву гору, детинец древнего Рославля, где сидел смоленский князь Роман Мстиславович, который построил также церковь Петра и Павла в Смоленске. Около Рославля есть два святых источника: новоустроенный у д. Максимково, который освящен в честь Серафима Саровского, и древний источник с купелью у села Луги, которое прославлено явлением образа святителя Николая.

Автобусы на Рославль идут почти каждый час с 9.10 до 18.10. Билет — 183 рубля.

Однажды, молясь в глубокой ночи, преподобный Герасим услышал звон множества колоколов. Благовест повторился и на вторую, и на третью ночь. Святой отправился на колокольный звон. Неподалеку он обнаружил поляну близ речки, поразившую его своей необычной красотой. Здесь, под ветвями могучего дуба, подвижник и приютился, назавтра же поставив крест. Так было положено основание Болдину монастырю.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь – это мужской монастырь, в деревне Болдино в Смоленской области в 18 километрах от города Дорогобужа.

Относится монастырь к Смоленской Епархии русской православной церкви

Герасим Болдинский – монах русской православной церкви. Основал мужской монастырь

1490 В этом году появился на свет Герасим Болдинский, в миру Григорий

Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 году в Переяславле-Залесском. Уже с детства посещал храм. Мальчика приняли в Горецкий храм послушником, где он и принял постриг. Герасим молился, соблюдал посты, помогал в строительстве храмов и келий.

Затем Герасим решил жить в отшельничестве, подальше от земной суеты. Поселился жить в лесу со зверями и змеями. Очень много раз на него нападали разбойники и жестоко избивали его, но он терпел и только лишь молился.

«Однажды, — читаем в Житии святого, — проходившие мимо свирепые люди… ругались на преподобного, зло били и влачили его».

Существует предание, что Герасима просили быть крестным Ивана Грозного

Подвижник часто голодал и мерз в своей маленькой и ветхой хижине. Чтобы не пропасть от голода, он ставил при дороге кузов для сбора милостыни и жил подаянием добрых путников.

Buttons

И был у него один защитник: на дереве, под которым стояла келья преподобного, свил себе гнездо ворон, взявший на себя, в отсутствие преподобного, охрану его жилища и кузовка. Бывало, ворон своим криком отгонял не только человека, пытающегося украсть у святого кусок хлеба, но и голодного, свирепого медведя.

После того, как Герасим заложил основание монастырю, местным жителям это совсем не понравилось. Они обратились к начальству с просьбой посадить в тюрьму подвижника. И наместник не в чем, не разобравшись, посадил Герасима за решетку.

Но Господь не оставил праведника. Когда вершился неправедный суд, в келью вошел посланник от государя. Он хорошо знал отца Герасима. Увидев святого, посланник поклонился ему и попросил благословения. На вопросы же изумленного наместника сказал, что это великий подвижник стоит перед ними в унижении. Тогда же наместник пал к отцу Герасиму в ноги, прося прощения.

«Суд над преподобным привел не к унижению, а к прославлению имени Герасима»

говорится в Житии святого.

65 лет Столько было отцу Герасиму, когда он умер

Он испросил позволения построить обитель, о чем впоследствии говорил:

«в пустыне сей, зовемой Болдино, в нейже разбойницы живяху, в Дорогобужском уезде, в лето от Рождества Христова 1528 года, Божиим изволением и помощию создах обитель сию, общежительный монастырь».

Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков, основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние свои наставления.

В житии святого мы можем видеть эти слова:

«Помните, — увещевал многочисленных учеников преподобный Герасим, — обеты ваши, которые произносили перед Богом, сохраняйте ангельский образ и отрекайтесь от мира…».

1 мая 1554 Преподобный Герасим скончался на 65 году жизни

День памяти преподобного Герасима 5 августа (переходящая) в день Собора Смоленских Святых

Похоронен преподобный Герасим был в Троицком соборе Болдинского монастыря.

Из дошедших письменных источников известно, что мощи преподобного почивали под спудом, так что даже при сооружении нового собора на месте прежнего захоронение не потревожили.

Почему старца Герасима уже после кончины отнесли к святым?

Произвели вскрытие могильной ямы 17 июля 2001 года. Анализ извлекаемого грунта показал, что захоронение пребывало совершенно нетронутым.

Это говорит о том, что мощи Герасима были нетленны. И после извлечения все в этом убедились.

2-3 февраля 2016 Преподобного Герасима включили в месяцеслов Русской Православной Церкви

После было определено Архиерейский Собором Русской Православной Церкви, 2-3 февраля 2016 года имя Преподобного Герасима было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

История создания Троицкого монастыря уходит еще в 1528 год

Монастырь был построен на берегу реки Болдинки. Создана обитель была в 1528 году.

Началось развитие монастыря очень активно. От начала постройки до 17 века строились храмы, набиралась братия.

В 1580-1590-х годах в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь.

Федор Савельевич Конь — известный и легендарный из русских зодчих средневековья. Автор каменных строений в Болдинском монастыре в 1580-90 гг. Памятник установлен в Смоленске

Затем в 1611 году монастырь был захвачен поляками. В это время в нем размещался католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 года.

С 1656 года монастырь вновь был освящен как православный. В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы.

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе сделали зерновое хранилище.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов.

В зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 года во время Великой Отечественной войны при отступлении, немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством Петра Барановского.

Петр Барановский — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Участвовал в реставрации Болдинского монастыря

В 1991 году Троицкий Болдин монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Спасо-Вознесенский женский монастырь (Смоленск)

Монастырь основан иезуитами в 1630-х годах. После вхождения Смоленска в состав Московского государства в него были переведены старицы Оршанского Кутеинского монастыря, а сам он преобразован в женский православный монастырь.

По преданию, в 1660-е годы в монастыре воспитывалась мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина, дочь переведённого в Смоленск полковника Кирилла Полуектовича Нарышкина. Этот факт, впервые изложенный смоленским краеведом И. И. Орловским (1869-1909), оспаривается современными исследователями. Есть основания полагать, что родители Натальи Нарышкиной похоронены на кладбище при Вознесенском монастыре (могила не сохранилась).

В 1693 году старая деревянная церковь была разобрана, и, по указу Петра I, началось строительство каменной Вознесенской церкви. Её заложил московский зодчий О. Старцев (1693-1694), строил московский зодчий Д. Калинин, заканчивал строительство К. Мымрин (1701-1704). Работы под их руководством вели каменщики из ярославских крестьян и смоленские стрельцы. Средства на постройку церкви были выделены из казны. Строительство осложнилось повреждениями, которые в 1697 году нанёс недостроенной церкви сильный ураган. По указу Петра I, в числе пострадавших от стихии и восстанавливаемых в первую очередь объектов находились и постройки Вознесенского монастыря.

Адрес: г. Смоленск, ул. Коненкова, 9

Телефон: 8 (4812) 35-05-69

Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь

Первое летописное упоминание о мужском монастыре великомученика Димитрия Солунского относится к 1576 году. Известно, что он имел значительную территорию, так что болдинская братия арендовала у него пойменные луга, пруд и мельницу.

Начиналась обитель с деревянных церквей св. Димитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы.

В начале XVII века он был разрушен польско-литовскими захватчиками.

В 1703 г. на высоком холме, называемом Дмитровский вал, началось строительство каменного трехпрестольного храма во имя Святого Духа, с приделами в честь Рождества Богородицы и Димитрия Солунского на месте ранее существовавшей Дмитриевской церкви. Деньги на это пожертвовали дорогобужские посадские люди Петр Кондратьев и Демид Иванов. Письменные источники утверждают, что в Духовской церкви находились чудотворные иконы: образ Николая Чудотворца и икона Иерусалимской Божией Матери древней византийской живописи, от которой дорогобужане получали исцеление от телесных и душевных недугов. Сейчас от этого храма ничего не осталось. Во время Великой Отечественной войны прямым попаданием авиабомбы он был полностью разрушен. От других приделов сохранились стены, от колокольни – фундамент. После войны оставшиеся строения приспособили под больничный комплекс. Со временем здания пришли в полное запустение.

В 90-е годы XX в. болдинские монахи во главе с архимандритом Антонием (Мезенцовым) взялись за возрождение монастыря.

Адрес: Смоленская обл., Дорогобужский р-н, г. Дорогобуж, ул. Интернациональная, 16

Троицкий мужской монастырь (Смоленск)

Древнейшее упоминание о Троицком монастыре относится к 1462 году, он получил свое название в память о древнем Троицком монастыре на реке Кловке. В 1632 году доблестный защитник Смоленска от короля Сигизмунда III, воевода Шеин, с многочисленными войсками пришел под Смоленск, чтобы отнять город у поляков. Его подвижник, князь Прозоровский расположился в Троицком монастыре, устроив там укрепленный лагерь с мостом через Днепр. В августе 1633 года Прозоровский, тесненный поляками, вынужден был оставить свой лагерь. Уходя, он взорвал порохом монастырь. После этого монастырь на Кловке навсегда прекратил свое существование. Ныне существующий Смоленский Свято-Троицкий монастырь возник не на месте прежнего Кловского монастыря, а в самом городе, близ Соборной горы.

Адрес: г. Смоленск, ул. Большая Советская, 8 А, 9, 11

Спасо-Вознесенский женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Смоленская митрополия, Смоленская епархия
Настоятельница:
игумения Елисавета (Киселева)

Храмы монастыря:

  • Собор Вознесения Господня
  • Церковь Ахтырской иконы Божией Матери
  • Церковь Екатерины

eparxysmolensk@mail.ru 8 (4812) 35-05-69 Адрес: г. Смоленск, ул. Коненкова, 9 Идет
История:

Монастырь основан иезуитами в 1630-х годах. После вхождения Смоленска в состав Московского государства в него были переведены старицы Оршанского Кутеинского монастыря, а сам он преобразован в женский православный монастырь.

По преданию, в 1660-е годы в монастыре воспитывалась мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина, дочь переведённого в Смоленск полковника Кирилла Полуектовича Нарышкина. Этот факт, впервые изложенный смоленским краеведом И. И. Орловским (1869-1909), оспаривается современными исследователями. Есть основания полагать, что родители Натальи Нарышкиной похоронены на кладбище при Вознесенском монастыре (могила не сохранилась).

В 1693 году старая деревянная церковь была разобрана, и, по указу Петра I, началось строительство каменной Вознесенской церкви. Её заложил московский зодчий О. Старцев (1693-1694), строил московский зодчий Д. Калинин, заканчивал строительство К. Мымрин (1701-1704). Работы под их руководством вели каменщики из ярославских крестьян и смоленские стрельцы. Средства на постройку церкви были выделены из казны. Строительство осложнилось повреждениями, которые в 1697 году нанёс недостроенной церкви сильный ураган. По указу Петра I, в числе пострадавших от стихии и восстанавливаемых в первую очередь объектов находились и постройки Вознесенского монастыря.

Считается, что в облике собора сказались черты архитектуры петровского времени. Собор двухэтажный, на первом этаже располагается церковь прп. Сергия Радонежского. Екатерининский придел – небольшой одноглавый храм – пристроен в 1764-1765 годах в формах раннего классицизма. Надвратная церковь Ахтырской Божьей Матери возведена в 1830 году по проекту губернского архитектора Альшевского в классическом стиле.

В конце 1920-х годов здание Вознесенского собора было отдано под клуб рабочих типографии. Колокола пошли на нужды индустриализации, судьба иконостаса и часов с колокольни неизвестна. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. Отреставрирован в 1968-1969 годах (по проекту Г. М. Аптекина и В. В. Шеко), интерьер (по проекту С. В.Шестопала) приспособлен под выставочный зал.

В 2004 г. решением Священного синода открыт Спасо-Вознесенский женский монастырь.

В 2006 г. монастырю передана церковь великомученицы Екатерины исторического Вознесенского монастыря. В 2009 году монастырю передан второй этаж Вознесенского собора и храм Ахтырской Божией Матери.

6 октября 2010 г. решением Священного Синода на должность настоятельницы Спасо-Вознесенского женского монастыря с возложением наперсного креста по должности назначена монахиня Елисавета (Киселева).

В настоящее время обитель активно восстанавливается. Так, 8 августа 2010 г., в праздник Всех Святых, в земле Смоленской просиявших, состоялся чин освящения звонницы и поднятия колоколов возрождающегося Спасо-Вознесенского женского монастыря. Новая звонница на данный момент является самой большой в Смоленской епархии – она насчитывает 14 колоколов. Колокола были отлиты в лучших мастерских Балтийского литейного завода. Самый большой колокол весит 5 тонн, а общий вес звонницы составляет более 10 тонн.

В начале сентября 2010 года освящён и установлен главный купольный крест Спасо-Вознесенского женского монастыря, который имеет 4 метра в высоту и 3 метра в ширину.

В монастыре совершаются богослужения, при обители работает епархиальная швейная мастерская и иконописная мастерская.

>Монастыри и храмы

Монастыри

Авраамиев монастырь

Авраамиев монастырь был основан по повелению царя Алексея Михайловича после 1654г. До этого времени на месте Авраамиева мужского монастыря находился мужской Ризположенский монастырь, полностью разрушенный во время польско-литовского нашествия. Монастырь находится у самой крепостной стены, в юго-восточной части крепости, близ бывших Авраамиевских ворот.
Собор Спаса Преображения – единственный сохранившийся храм монастыря – первоначально был деревянным, а в 1755-1756гг. был перестроен в камне на пожертвования купца Б.Пискарева. Спасский собор – превосходный образец барокко, его стены богато украшены наличниками, карнизами и фризами, картушами и фронтонами. Венчает храм маленькая главка на двойном барабане-восьмерике. Очень красива двойная фигурная лестница, ведущая ко входу в собор.
В 1728 году при монастыре была открыта духовная семинария – первое учебное заведение в Смоленске. В 1773 году построили Введенскую церковь, а в 1782г. на месте обветшавшей деревянной Георгиевской церкви выстроили новую каменную. Эти храмы не сохранились.
От монастырских построек уцелели только главный храм – Спасо-Преображенский, здание семинарии, настоятельский и братский корпуса, фрагменты ограды. Сейчас монастырь снова действующий, в нем ведутся работы по реставрации.

Адрес: Смоленск, ул. Жукова, 22
Телефон: (4812) 38-13-07

Вознесенский монастырь

Вознесенский монастырь был основан в 1515г. по повелению царя Василия III. Изначально все постройки монастыря были деревянными, и только в конце XVII века обитель обстроилась в камне. В годы польского владычества в Смоленске здесь находился иезуитский монастырь (кляштор). После освобождения Смоленска, в 1667 году в город прибыл на службу стрелецкий полковник Кирилла Полуэктович Нарышкин – отец будущей царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. По преданию, именно в Вознесенском монастыре Наталья Нарышкина обучалась грамоте. Неизвестно точно, так ли было на самом деле, но Петр I оказывал обители особое покровительство, жертвовал богатые подарки. По его указу главный храм монастыря был перестроен в камне. Монастырский Вознесенский собор строился в 1693-1700гг. по чертежам специально присланного из Москвы «государева мастера» — зодчего Осипа Старцева. Строил храм другой московский зодчий – Данила Калинин. В соборе был богато украшенный резной барочный иконостас работы «иноземца» Юрия Бека. В нижней церкви собора сохранялся иконостас прежнего деревянного храма Вознесения Господня.
Маленькая придельная Екатерининская церковь, примыкающая к собору, была построена в 1787г. Во время наполеоновского нашествия монастырь был сожжен французами. В 1830г. по проекту архитектора Алышевского была построена надвратная Ахтырская церковь в стиле классицизм.
В книге С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» о монастыре сказано так: «В монастыре хранятся: напрестольный серебряный крест, Евангелие, потир и кадило, подаренные царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В навечерие Сыропустной недели в монастыре торжественно поется канон святой Пасхи. В праздник Вознесения сюда бывает крестный ход из городского собора. При монастыре школа и больница».
В советское время монастырь был закрыт. Сейчас в Вознесенской церкви располагается выставочный зал, где устраиваются экспозиции художников Смоленской области, Беларуси и др., проходят выставки из музейных фондов.
Адрес: Смоленск, ул. Коненкова, 9а

Троицкий монастырь

Троицкий мужской монастырь был основан во второй половине XVII века, сразу после того, как Смоленск вернулся в состав России. Во времена польского владычества здесь стоял базилианский монастырь. Троицкой новую обитель назвали в честь древнего Троицкого монастыря на Кловке, взорванного в 1633г. во время осады Смоленска московскими войсками.
В 1672-1675г. был построен каменный Троицкий собор В 1697г. он был сильно поврежден ураганом и полностью перестроен в стиле раннего барокко в 1727г. Это изящный храм с одной высокой главкой на барабане-восьмерике, возвышающийся над оградой с воротами, выходящей на центральную городскую улицу. Троицкий собор стал образцом для барочных храмов Смоленска, строившихся в XVIII веке. С южной стороны собора пристроена каменная усыпальница, где погребены выдающиеся люди Смоленска, в том числе митрополит Сильвестр Крайский. Через дорогу от собора находится монастырская колокольня, построенная в 1720-1730-х гг.
Церковь Зачатия Анны построена в 1767г. в стиле позднего барокко. Ее украшают необычные наличники, сама же она выглядит несколько приземистой, широкой. Это был больничный храм монастыря.
В советское время монастырь был закрыт, в 1930г. изъяты все колокола. Во время Великой Отечественной войны здания монастыря сильно пострадали. Сгорел настоятельский дом, где бывал Петр I – от этого здания остались только кирпичные подвалы. В сохранившихся зданиях размещались государственные учреждения. Сейчас храмы бывшей обители занимают администрация Смоленского государственного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника и музей «Смоленский лён».

Адрес: Смоленск, ул. Большая Советская, 9-11

Храмы

Домонгольские храмы

Церковь Петра и Павла на Городянке

Церковь Петра и Павла на Городянке была построена в 1146 году, в годы правления князя Ростислава Мстиславовича, в его резиденции за Днепром. Эта датировка – традиционная, хотя есть и другая версия исследователей – 1170-е годы. Одноглавый четырехстолпный храм сложен из тонкого, плоского кирпича – плинфы, и богато украшен резными деталями: полуколонками, изящными фризами. При этом сам храм выглядит мощным и крупным, за счет своих пропорций и высокого, широкого светового барабана с двенадцатью узкими арочными окнами. Пол был устлан глазурованной керамической плиткой, стены и своды богато расписаны. На стенах древнего храма исследователи обнаружили граффити, датируемые концом XII века.
Вотчинная княжеская церковь вскоре, уже в конце XII века, стала приходской (точнее, «сотенной») – в заднепровском торговом предместье Смоленска, Тетеревниках. Храм был обстроен галереями с трех сторон.
В XVII веке, когда Смоленск был захвачен поляками, церковь Петра и Павла претерпела существенные изменения. Ее превратили в костел, внутреннее убранство сильно изменили, растесали окна, а вплотную к зданию архиепископ Лев Кревза-Ржевусский выстроил свой дворец – рядом с храмом разместилась его резиденция. Позднее, после освобождения Смоленска, эти польские палаты стали частью новой церкви Варвары, а вплотную к бывшим палатам поставили высокую шатровую колокольню.
В 1812 году храм был сильно поврежден огнем. Пожар был так силен, что оплавил колокола. Часть церковного имущества спас священник Зубовский, возвративший все в храм после ремонта. Реставраторы XIX века заменили древнюю главу храма, сохранив при этом основание барабана XII века.
После революции храм был передан в ведение музея, службы продолжали вестись в Варваринской церкви. В 1924 году появилась надежда на полноценную научную реставрацию храма, и за четыре года здесь провели масштабные исследования. Однако реставрация так и не началась, и в 1936 году в полностью закрытом храме (последних служителей репрессировали) разместился архив. Только в 1962-1963гг. под руководством Петра Барановского храм был отреставрирован и возвратил свой первоначальный облик, его отделили от Варваринской церкви, и теперь мы можем видеть его практически таким же, каким видели более 900 лет назад этот величественный храм жители древнего Смоленска.

Адрес: Смоленск, ул. Кашена, 20
Телефон: (4812) 21-88-33

Церковь Иоанна Богослова на Варяжках

Церковь Иоанна Богослова на Варяжках (или во Вражке) была поставлена в 1173 году у переправы через Днепр и была когда-то похожа на стоящую напротив церковь Петра и Павла: одноглавая, с галереями и притворами, сложенная из тонкого кирпича-плинфы, с резными украшениями. Археологи предполагают, что это место непростое – раскопки показывают, что здесь в те времена мог находиться княжеский двор смоленского князя Романа Ростиславича.
Церковь перестраивалась, так что от древней постройки сохранились только стены, но на угловой лопатке с северо-восточной стороны храма был обнаружен рельефный крест, выложенный из плинфы. Храм окружала галерея-усыпальница, были пристроены два придела. В XVIII веке «тщанием» сначала майора А. Васильевского и мещанина Никифора Верзина, а позднее, в 1786 году, епископа Парфения, были полностью переложены своды и столпы храма, поставлен барабан-восьмерик в барочном стиле, с маленькой главкой. Древние окна-бойницы были либо заложены, либо растесаны.
В советское время церковь была закрыта, сильно пострадала во время войны. В 1980-х годах в ней размещался склад стройматериалов Смоленских реставрационных мастерских. В мае 1993г. ее передали верующим, а с 1995 года возобновились службы. Ремонт проводился в основном на средства областного департамента культуры, планируется восстановить разрушенную колокольню, но пока что работы не окончены, и интерьер храма сверкает нерасписанной белизной всего объема и небольшим новеньким иконостасом…

Адрес: Смоленск, ул. Б. Краснофлотская, 15
Телефон: (4812) 38-89-80

Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани

Церковь Михаила Архангела – одна из древнейших церквей Смоленска, была построена в 1180-1197гг. князем Давидом Ростиславичем в его загородной резиденции. Это точная датировка, указанная в летописи в сообщении о смерти князя, где описывается построенный им храм: «Сам бо сяков обычай имеетъ — по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полуночной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнены».
Первоначально церковь, по-видимому, носила название «Чуда архистратига Михаила», а вот происхождение названия «Свирская» точно не установлено. Исследователи считают, что это либо одно из посвящений какого-либо придела, либо (что менее убедительно) – от названия «Северская».
До XVII века история храма практически неизвестна. После 1634 года, когда Смоленск был занят поляками, на городском плане (составленном Годиусом) церковь показана как полуразрушенная, и заново отреставрирована она была, по всей вероятности, только после возвращения Смоленска России. Тогда появился в храме новый придел Алексия человека Божия – покровителя царя Алексея Михайловича.
В XVIII веке храм снова капитально реставрировался, был заново расписан (в том числе и снаружи), однако, несмотря на изменения, сохранил и стройность вертикальных пропорций, и основную изначальную композицию. Сильнее исказили храм перестройки XIX века. В 1920-х годах он был закрыт и использовался как склад. Война нанесла ему немалый урон – была утрачена кровля, и около двадцати лет после войны храм пустовал, постепенно разрушаясь. В 1964 году по проекту П.Д. Барановского (он занимался подробным исследованием храма в 1920-1948 гг.) в храме восстановили кровлю, но до полной реставрации было еще далеко.
Ученым-реставраторам, которым в 1978 году было поручено восстановление уникального памятника, предстояла труднейшая работа: памятник в тяжелом состоянии, никаких полноценных и достоверных сведений (тем более чертежей) – нет. Шаг за шагом, руководствуясь следами на срубленной древней кладке, делая шурфы, исследователи смогли вернуть памятнику облик, максимально приближенный к первоначальному. Были обнаружены даже сохранившиеся росписи XII века. Сложнее всего было восстановить полностью утраченный в советское время иконостас. Работы по восстановлению памятника длились несколько десятилетий, и только к 2000-м годам они были завершены. Сейчас мы можем видеть этот великолепный храм в виде, близком к изначальному, а на фасадах – фрагменты сохранившейся кирпичной кладки XII века.

Адрес: Смоленск, ул. Парковая, 2а
Телефон: (4812) 38-08-65

Соборная гора

Успенский кафедральный собор

Успенский собор в Смоленске был построен в 1677-1740гг. Первый собор на этом месте заложил еще в 1101 году сам Владимир Мономах. Собор стал первым каменным зданием в Смоленске, не раз перестраивался – в том числе внуком Мономаха князем Ростиславом, пока в 1611 году уцелевшие защитники Смоленска, целых 20 месяцев оборонявшиеся от войск польского короля Сигизмунда III, напоследок, когда поляки все же ворвались в город, взорвали пороховой погреб. К сожалению, погреб располагался прямо на Соборной горе, и взрыв практически разрушил древний храм, похоронив под его обломками многих смолян и древние усыпальницы смоленских князей и святых.
В 1654 году Смоленск был возвращен России, и набожный царь Алексей Михайлович выделил из казны целых 2 тысячи рублей серебром на возведение нового главного храма в Смоленске. Остатки древних стен под руководством московского зодчего Алексея Королькова разбирали больше года, а в 1677 году началось строительство нового собора. Однако из-за того, что архитектор нарушил заданные пропорции, строительство приостановилось до 1712 года. В 1740 году под руководством архитектора А.И.Шеделя работы закончились, и храм был освящен. В первоначальном виде он простоял всего лет двадцать, — сказалось наличие разных архитекторов и постоянные перемены в проекте. Кончилось это обрушением центральной и западной глав собора (всего их было тогда семь). Верх восстановили в 1767-1772гг., но уже с простым традиционным пятиглавием, которое мы теперь и видим.
Этот собор не просто виден отовсюду, он еще и по-настоящему огромен – вдвое больше Успенского собора в Московском Кремле: 70 метров высотой, 56,2 метра в длину и 40,5 – в ширину. Отделка собора выполнена в стиле барокко как снаружи, так и внутри. Интерьер собора поражает своей пышностью и роскошью. Работы по росписи храма длились 10 лет под руководством С.М.Трусицкого. Великолепный иконостас 28 метров в высоту сохранился до наших дней, а вот главная святыня – икона Божией Матери Одигитрии – пропала в 1941 году.
Соборная колокольня, меркнущая на фоне громадного храма, построена в 1763-1772 гг. с северо-запада от собора. Она поставлена на месте прежней колокольни, и в основании сохранились старинные фундаменты. В то же время была выстроена ограда собора с тремя высокими воротами, по форме напоминающими триумфальные арки. От центральной улицы наверх, на Соборную гору, ведет широкая гранитная лестница того же времени, завершающаяся гульбищем.
Собор пощадило и время, и войны, прошедшие через Смоленск. Наполеон после взятия города даже приказал выставить охрану, поразившись великолепию и красоте собора. Сейчас собор действующий, в нем ведутся службы.

Адрес: Смоленск, Соборный Двор, 5
Телефон: (4812) 38-07-57

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *