МОНАСТЫРИ В ПОДМОСКОВЬЕ

Содержание

Действующие монастыри

# Изображение Название Тип Время основания Местонахождение
1 Александро-Невский монастырь женский 1895 Талдомский район, село Маклаково
2 Белопесоцкий монастырь женский 1498 Ступинский район, город Ступино
3 Бобренев монастырь мужской 1381 Коломенский район, село Старое Бобренево
4 Борисоглебский Аносин монастырь женский ставропигиальный 1823 Истринский район, деревня Аносино
5 Борисоглебский монастырь мужской XV век Дмитровский район, город Дмитров
6 Брусенский монастырь женский 1552 Коломна, город
7 Введенский Владычный монастырь женский 1360 Серпухов, город
8 Вознесенская Давидова пустынь мужской 1515 Чеховский район, поселок Новый Быт
9 Воскресенский Новоиерусалимский монастырь мужской ставропигиальный 1656 Истринский район, город Истра
10 Высоцкий монастырь мужской 1374 Серпухов, город
11 Екатерининская пустынь мужской 1658 Ленинский район, город Видное
12 Зосимова пустынь женский 1826 Наро-Фоминский район, посёлок Зосимова пустынь
13 Иосифо-Волоцкий монастырь мужской ставропигиальный 1479 Волоколамский район, село Теряево
14 Казанский Колычевский монастырь женский 1885 Егорьевский район, город Егорьевск
15 Колоцкий монастырь женский 1413 Можайский район, деревня Колоцкое
16 Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь женский ставропигиальный 1887 Ленинский район, посёлок санатория «Горки Ленинские»
17 Лужецкий монастырь мужской 1408 Можайский район, город Можайск
18 Николо-Берлюковская пустынь мужской 1719 Ногинский район, село Авдотьино
19 Николо-Пешношский монастырь мужской 1361 Дмитровский район, посёлок Луговой
20 Николо-Радовицкий монастырь мужской 1584 Егорьевский район, село Радовицы
21 Николо-Угрешский монастырь мужской ставропигиальный 1380 Дзержинский, город
22 Ново-Голутвин монастырь женский 1800 Коломна, город
23 Покровский Хотьков монастырь женский ставропигиальный 1308 Сергиево-Посадский район, город Хотьково
24 Покровско-Васильевский монастырь мужской 1885 Павлово-Посадский район, город Павловский Посад
25 Саввино-Сторожевский монастырь мужской ставропигиальный 1398 Звенигород, город
26 Свято-Троицкая Сергиева лавра мужской ставропигиальный 1337 Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад
27 Серафимо-Знаменский скит женский 1912 Домодедово, городской округ, село Битягово
28 Спасо-Бородинский монастырь женский 1839 Можайский район, деревня Семёновское
29 Спасо-Влахернский монастырь женский 1861 Дмитровский район, посёлок городского типа Деденево
30 Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь мужской 1859 Орехово-Зуевский район, город Куровское
31 Старо-Голутвин монастырь мужской XIV век Коломна, город
32 Троицкий Мариинский монастырь женский 1900 Егорьевский район, город Егорьевск
33 Черниговский скит мужской 1844 Сергиев Посад, город

Недействующие монастыри

  • Александро-Мариинский женский монастырь — (Шатурский р-н, пос. Мещерский Бор). Основан 1899, упразднён в 1918.
  • Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры — (г. Сергиев Посад). Основан 1858, храм восстановлен в 2012.
  • Владимиро-Екатерининский монастырь (Новопокров) — женский, утрачен (Можайский р-н, д. Новопокров). Основан 1895, закрыт в 1927.
  • Гермогенова пустынь (Гермогенова мужская пустынь) — утрачена (Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь). Основан 1913, закрыт в 1929.
  • Гефсиманская община (Воронино) (Гефсиманская женская община) — утрачена (Зарайский р-н, с. Воронино). Основана 1909, закрыта в 20-х годах 20 столетия.
  • Гефсиманский скит (Гефсиманско-Черниговский скит, Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры) — (Московская область, г. Сергиев Посад). Состоял до революции из двух скитов — Гефсиманского и Черниговского. На сегодняшний день Черниговский скит действует (см.), Гефсиманский утрачен.
  • Елизаветинская женская община в Шаховской — утрачена (Шаховской р-н, пос. Шаховская). Основана в 1917, закрыта в 1920.
  • Зуевский скит Вознесенского женского монастыря — утрачен (Орехово-Зуевский р-н, ур. Монастырская Поляна). Основан в 1912, ликвидирован в 1920.
  • Иконы Божией Матери Отрада или Утешение женская община — утрачен (Домодедовский р-н, с. Добрыниха). Основан 1898, закрыт после 1917. Церковная жизнь возродилась в 1991 году.
  • Ильинский женский скит в Верзилово — действующий с конца 1990-х — начала 2000-х годов, (Ступинский р-н, с. Верзилово), основан в конце 1990-х — начале 2000-х годах.
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Ставропигиальный Свято-Иоанно-Предтеченский женский монастырь) — действующий с 2001 (Раменский р-н, с. Денежниково). Основан 2001.
  • Иоанно-Предтеченский женский скит — утрачен (Ступинский р-н, у д. Соколова Пустынь). Основан 1895, закрыт после 1917.
  • Князь-Владимирский монастырь (Филимонки) (Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках) — утрачен, (Ленинский р-он, Филимонки, от МКАД: 15 км). Основан 1891, закрыт в 1920-х.
  • Краснохолмская Соловецкая пустынь — (Марчуговская Соловецкая пустынь) (Воскресенский р-он, д. Марчугово), основана в конце XV, в 1655 перенесена в д. Фаустово (см. Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь).
  • Никитский монастырь (Дмитров) — упразднён в 1764.
  • Никитский монастырь (Кашира) (Александровский Никитский женский монастырь, Никитский Каширский женский монастырь) — упразднен в 1920-х годах, в 1998 и 2009 сохранившиеся храмы переданы церкви (Каширский р-он, Кашира). Основан 1884.
  • Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь (Краснохолмская Ново-Соловецкая Марчуговская пустын) — действующий с 1993 как подворье Соловецкого монастыря, (Воскресенский р-он, с. Фаустово), основан 1655.
  • Параклитова пустынь (Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита)) — действующий c 1992, основан 1858, (пос. Смена, Сергиев Посад)
  • Покровская женская община в Покровском — действующий с 1999,(Подольский р-н, с. Юдановка), основан 1999
  • Преображенский женский скит Пюхтицкого подворья — действующий с 1996, (Одинцовский р-н, с. Юдино). Основан 1996.
  • Пятницкий монастырь (Дмитров) — упразднён в 1764, здания не сохранились.
  • Распятский монастырь — упразднен в 1764, основан 1665 (г. Серпухов).
  • Святой Нины женская община в Курилово — утрачена (Подольский р-н, пос. Курилово), основана 1907, ликвидирована в 1920-х.
  • Свято-Преображенский скит Данилова монастыря — основан в 2008 (Серпуховский р-н, близ с. Ланьшино), мужской.
  • Сергиево-Дубровский женский монастырь — утрачен (Наро-Фоминский р-н, у д. Дуброво). Основан 1914, закрыт в 1929.
  • Спасо-Вифанский монастырь — мужской действующий с 2002 (г. Сергиев Посад, пос. Птицеград). Основан 1797
  • Спасо-Входской монастырь (Верея) (Спасский монастырь), основан XVI веке, упразднён 1764.
  • Стромынский монастырь (Успенский Стромынский мужской монастырь) — утрачен, (Ногинский р-н, с. Стромынь), упразднён в 1764.
    • Черниговский скит, (Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры, Пещерное отделение Гефсиманского мужского скита Троице-Сергиевой лавры; Гефсимано-Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры) — действующий с 1990, (г. Сергиев Посад), основан 1847, закрыт в 1921.
  • Троицкий Александро-Невский монастырь (Акатово) (Акатовский Троице-Александровский женский монастырь) — действующий с 2007, (Клинский район, с. Акатово), основан 1889, закрыт в 1927.
  • Троицкий женский монастырь — действующий с 1997, (Орехово-Зуевский р-н, д. Острово). Основан 1997.
  • Якиманский монастырь (Можайск) (Иоакимо-Аннинского монастырь)— упразднён в 1764, (г. Можайск), основан в XVI веке, сохранился небольшой фрагмент стены, встроенный в действующую церковь Иоакима и Анны.

В качестве кого посетить монастырь?

Православный монастырь может принять любую женщину. Но следует определиться, в качестве кого вы хотите туда попасть. Обитель принимает у себя трудников, волонтеров и паломников. В чем разница?

  1. Паломники — это люди, которые лишь хотят отдохнуть от мирской жизни, посетить церковные памятники, приложиться к святым мощам, исповедоваться, окунуться в святую купель. В таком качестве можно пожить при монастыре совсем недолго — 3–5 дней.
  2. Волонтеры — это приходящие или проживающие на территории монастыря люди, которые трудятся и помогают монахам в хозяйстве. Никакой платы за свой труд они не берут. Они не обязаны посещать все церковные службы и выполнять волю старшей.
  3. Трудники — это те, кто в дальнейшем желает принять постриг. Они обязаны посещать все церковные богослужения и участвовать в укладе церковной жизни. Должны быть смиренными и послушными. Основные занятия — труд и молитва. Трудники должны прожить в обители не менее 2 недель.

На сайтах всех крупных монастырей сейчас размещается информация, как попасть туда, какие условия нужно соблюсти. Предлагаются анкеты для заполнения и перечислены все требования.

Определите свою цель: хотите ли вы просто посмотреть монашескую жизнь или ваши намерения более серьезные. Попробуйте поработать волонтером или трудником. И только после этого принимайте решение о том, становиться ли вам в дальнейшем послушником или нет.

Основные правила, которые нужно соблюдать

Если вы определились с местом, куда вы направитесь, нужно обязательно связаться с представителями этого монастыря и узнать основные требования и правила, которые там есть.

  1. Вы должны быть здоровым человеком, глубоко верующим в Бога и знающим основные правила проживания в церковных местах.
  2. Соберите все необходимые вещи и документы. Уточните, предоставят ли вам постельное белье.
  3. Подберите одежду, в которой вы будете ходить в обители. Строго запрещено носить короткие юбки, платья с открытыми плечами. С собой нужно иметь платок и длинную одежду.
  4. Оставьте дома всю технику, которая вам нужна только в миру: планшеты, компьютеры, дорогие телефоны.
  5. Еду с собой брать не нужно. Вы будете обеспечены бесплатным питанием. Помимо этого вам разрешено бесплатно подавать записки об упокоении и здравии родных.
  6. Соблюдайте все правила, которые существуют в монастыре. Нельзя сквернословить, курить, приносить с собой и распивать спиртное. За развязное поведение вас могут попросить покинуть обитель.

Если ваша душа согласна со всеми правилами, которые нужно соблюдать, можно выбрать монастырь, который расположен рядом с местом, где вы проживаете.

Если же вы хотите изучить женские монастыри России и решаете, куда можно приехать пожить, посмотрите следующие известные обители.

Пюхтицкий женский монастырь

Тем, кто захочет пожить в этом монастыре в Эстонии, необходимо послать запрос на электронную почту обители. В нем подробно указывается вся личная информация, описывается биография и сообщаются такие сведения:

  • посещали ли вы когда-нибудь монастыри;
  • в качестве кого и когда;
  • с какой целью хотите приехать;
  • на какой срок.

Ответ приходит не раньше, чем через неделю. Если ваш приезд одобрят, ехать нужно поездом «Москва — Таллин» до станции Йыхви, а потом на автобусе до Куремяэ.

Каждая православная христианка может выбрать любые женские монастыри России, куда можно приехать пожить. Работа во Славу Божию всегда идет на пользу человеческой душе. Но если вы устанете или захотите вернуться к мирской жизни, это будет легко сделать. При этом вы почувствуете, как изменилось ваше мировоззрение, как умиротворенно и светло становится на сердце от Божьего труда и чистой молитвы.

Москва является одним из самых древних городов России, поэтому совсем не удивительно, что на территории самого города и области сосредоточены разнообразные святые места. Об этих знаменитых святынях ходят настоящие легенды, поэтому очень большое количество людей ездят в эти места для того, чтобы помолиться, набраться жизненно необходимых сил или поклониться великим святым.

Вообще, по всему миру уже десятки и даже сотни лет ведутся споры о святых местах, действительно ли они обладают какой-то определенной целебной силой или это все сила психологического внушения самих людей.

Личное дело каждого — верить или нет, но поспорить с тем фактом, что на территории Подмосковья и Москвы есть настоящие святые места, обладающие целебной силой, очень сложно. Именно в эти святыни съезжаются люди не только из других городов и соседних областей, но еще и из других стран.

На территории и в ближайших городах Подмосковья насчитывается в общей сложности сто святых и лечебных источников, но далеко не каждый пользуется спросом среди туристов, хотя и с каждым годом, местное паломничество становится все более и более популярным. Узнайте о нескольких самых известных святых местах Москвы и Подмосковья — возможно, вы захотите совершить паломничество в 2019 году.

Святые места Москвы: святыни

Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивинках

Постройка храма началась еще в первой трети 17 столетия. За многолетнюю историю своего существования храм сменил несколько названий, но издавна, еще с самого же 17 века, привлекает к себе паломников и страждущих людей.

Среди святынь храма — Кийский крест, точная копия Креста Христова. Ценен он для верующих не своим внешним видом, а тем, что в нем заложены частицы мощей нескольких сотен святых угодников Божиих. Крест был изготовлен по благословению патриарха Никона. К сожалению, в советские времена население страны ограничивали в свободе выбора вероисповедания, и крест даже был перенесен в музей, посвященный атеизму, но он не потерял своих чудотворных свойств. К святыне приходят приложиться с самыми различными жизненными трудностями, но главным образом считается, что он помогает в исцелении от болезней.

В храме также находится Феодоровская икона Божией Матери. Историки и культурологи относят этот образ к 13 веку. Именно этой иконой был благословлен на правление первый представитель династии Романовых. К этой иконе за помощью приходят и приезжают в основном женщины, ожидающие младенца или желающие забеременеть, также молятся ей для того, чтоб в семье царил мир и покой.

Главный образ храма — это Образ преподобного Сергия Радонежского, который содержит частицу мощей. Сергий Радонежский почитается в православии с 15 века, он был великим старцем и подвижником, по историческим хроникам, творил чудеса при жизни своей и помогает всем истинно верующим и до наших дней. Молятся иконе обо всех бедах.

Храм расположен в Крапивенском переулке, в доме 4.

Свято-Данилов монастырь

Мужской православный монастырь стоит с 16 столетия по адресу: улица Даниловский вал, дом 22. Был основан московским князем в честь преподобного Даннила Столпника. Здание пострадало в период Смутного времени, а советская власть учредила в нем изолятор НКВД для детей подвергшихся репрессиям.

К счастью, монастырь устоял и не утерял своей главной святыни — мощей Николая Чудотворца. Этот святой является одним из самых почитаемых на территории нашей страны. В монастыре стоит ковчег с частицей нетленных мощей. К ним приходят поклониться и помолиться за тех, кто находится в дальнем путешествии, пленным, помогают мощи и в нищете, вдовам и сиротам.

Успенский собор Московского Кремля

Что такое Кремль, знает каждый россиянин, но в рамках этой статьи интересен православный храм, который расположен именно там — на Соборной площади. Построен Успенский собор в 15 веке, он является и памятником архитектуры, ведь в проектировании участвовал прославленный архитектор Аристотель Фиораванти.

Главным для паломников является то, что в храме находится Гвоздь Господень: это один из тех гвоздей, которыми Иисус Христос был прибит к распятию. Приходят к этой святыне главным образом затем, чтоб укрепить свою веру в Господа в трудной жизненной ситуации. А еще святыня помогает самой Москве — считается, что такие мощные вещи защищают города от напастей, войн, эпидемий.

Святые места Москвы: святые источники

Святые источники в целом — это небольшие источники воды, как правило, протекающие из грунтовых вод, которые обрели целительную силу под влиянием какого-либо святого. В самой Москве таких родников около тридцати.

Многие церковнослужители в настоящее время советуют пить воду из источников не сразу, а освящать ее, посетив службу в любом храме. Так вода очистится от негативного влияния современной экологической обстановки.

Холодный (Сергиевский) святой источник

Источник расположен в Теплом Стане, неподалеку от дома 132/8 по улице Профсоюзная. По старинному преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский хотел основать обитель. Этого так и не случилось, но родник известен издавна — многие паломники путешествуют в Троице-Сергиеву лавру для того, чтоб поклониться святому, и путь их проходит также через этот родник. Популярен он и среди местных жителей.

Считается, что Холодный (Сергиевский) святой источник помогает при заболеваниях почек и печени, мигренях. Пить такую воду следует натощак по утрам и вечерам.

Святой источник в Татарском овраге

В Москворецком парке города, по адресу примерно в районе Осенней улицы, дома 18, находится давно известный жителям города и паломникам со всей страны Татарский овраг, где и протекает целебный источник. Он находится поблизости от Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

В роднике течет самая чистая вода, если рассматривать все московские святые источники. Верующие, которые приходят к роднику, замечают, что даже при пребывании рядом с ним ощущается бодрость, прилив сил, становится легче на душе. Вода из источника, по поверьям, помогает больным гипертонией, а также людям и с психическими заболеваниями.

Святые источники в Коломенском. Кадочка

Несколько святых источников расположены в музее-заповеднике Коломенское, а именно, на территории Голосова оврага. Неподалеку расположена Церковь Вознесения Господня в Коломенском.

Самый известный святой источник — это Кадочка. По давним преданиям, он в первую очередь помогает женщинам, которые никак не могут завести ребенка.

Святые места Москвы: чудотворные иконы

Почему некоторые иконы считаются чудотворными? Дело в том, что это решается, можно сказать, «официально»: архиереи собирают факты о свершившихся благодаря иконе чудесах, проверяют их. Порой это могут быть настоящие медицинские документы, и становится ясно, что икона и правда помогает всем верующим.

Зачатьевский монастырь

Монастырь расположен по адресу 2-й Зачатьевский переулок, дом 2. Возведен сам монастырь был в 16 веке по указу царя и царицы, которые никак не могли завести наследника или наследницу. По преданию, вскоре после этого у них появилась дочка. С тех пор многие бездетные женщины, которые не могут забеременеть, посещают монастырь.

Со своими молитвами они обращаются к той же самой иконе, что помогла царице. Это чудотворная икона Божией Матери «Милостивая». По свидетельствам, она помогала порой даже тем женщинам, которые до этого лечились от бесплодия на протяжении двадцати лет.

Кстати, достаточное количество мест, способствующих зачатию, находятся на полуострове Крым.

Новоспасский монастырь

Адрес монастыря — Крестьянская площадь, дом 10. Выстроен в 17-18 веках. Монастырь тесно связан с историей рода Романовых, но известен он не только поэтому. Там находится величайшая святыня — чудотворная икона Божией Матери «Всецарица».

Эта икона — список с образа в Ватопедском монастыре, написана она на Афоне, ее освятили и подарили монастырю. Считается, что икона помогает тем, кто страдает страшными, онкологическими заболеваниями. Также молиться перед образом можно о тех, кто страдает наркотической зависимостью.

Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще

Названный в честь главной своей святыни храм находится на Шереметьевской улице, дом 33. Эта церковь работает беспрерывно с самого момента основания в конце 19 столетия.

Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость», которая находится в этом храме, написана в 19 веке. Этой иконе молятся в основном родители — о здравии и счастливой жизни детей, об избавлении их от бед и невзгод. Изначально иконография образа (не именно этой иконы, а образа в целом) восходит к легенде о грешнике, который благодаря Богородице и своим молитвам смог исправиться, ему были прощены грехи и он стал жить праведно и счастливо.

Святые места Подмосковья: святыни

Не только в самой Москве, но и в ее окрестностях расположено множество святых мест. Многие паломники совершают путешествие сразу по нескольким местам, усердно молятся и Господь отвечает на их молитвы.

Вознесенская Давидова пустынь

Мужской монастырь находится в Московской области, неподалеку от поселка Новый Быт. Этот монастырь основан еще в 16 веке. В нем находится множество ковчегов, где расположено более двухсот частиц мощей угодников Божиих. Сам монастырь и его святыни посещают многие паломники, молятся они о самых разных вещах: исцелении, появлении детей, сохранении семьи.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Находится в городе Дмитров в Московской области. Издавна там находился чудотворный крест, по старинному поверью, в 13 столетии слепая маленькая девочка неожиданно увидела свет — она прозрела и увидела рядом с собой деревянное распятие. Крест с тех пор был помещен в собор для того, чтоб туда могли стекаться люди, страдающие глазными заболеваниями. К сожалению, впоследствии святыня была перемещена в Третьяковскую галерею (в запасники), однако в Дмитрове остался список распятия, также считающийся чудотворным.

Троице-Сергиева лавра

Самый большой мужской монастырь известен всем верующим людям. Он находится в Сергиевом Посаде, в Подмосковье. В него стекаются паломники со всех уголков мира, ведь в лавре находятся мощи преподобного Сергия Радонежского. Он совершал чудеса при жизни и продолжает молиться Господу, заступаясь за людей, которые притекают к его мощам со своими просьбами самого разного толка.

Святые места Подмосковья: святые источники

Мураново

Первое значимое место в списке – село Мураново, в котором расположено сразу несколько святых источников с целебной водой. Одним из таких чудес является колодец, названный во имя Казанской иконы Божией Матери. Те люди, которые приезжают сюда, просят Господа, Богородицу и всех святых каждый о своем в надежде, что все просьбы будут услышаны и Господь поможет просящим его, подаст милость свою. Добраться до села и колодца можно по Ярославскому шоссе, свернув по специальному указателю на 44-м километре, уже через несколько минут пункт назначения будет достигнут.

Звенигород

Звенигород – это второе по счету святое место, которое обладает большой силой, поэтому оно притягивает паломников из многих городов и областей страны. Здесь, в десяти минутах пешей ходьбы от Саввино-Сторожевского монастыря, расположен святой источник. Гости святыни могут уединиться в бревенчатой маленькой часовне с небольшой купелью и обратить свои мысли к Господу, вознести молитвы и попросить об избавлении от болезней или жизненных невзгод.

Сергиев Посад (Взгляднево)

Третья святыня – святой источник в окрестностях Сергиева Посада, называется он Гремячий ключ, и находится на реке Вондиге, рядом с деревней Взгляднево. Этот источник наилучшим образом обустроен для посещения паломниками, здесь есть все удобства, купель, а также все необходимые средства для комфортного времяпровождения на святом месте. История источника впечатляет: по легенде, он возник по молитве преподобного Сергия Радонежского. Вода из источника бьет на протяжении всего года.

Итак, вот только несколько самых известных, и, напротив, не до конца открытых паломниками святых мест Москвы и Подмосковья. Пусть этот список будет полезен тем, кто верит в помощь, которую можно получить в таких местах, и хочет посетить их в 2019 году.

1. Успенский Колоцкий женский монастырь

Деревня Колоцкое, Можайский район

Летопись связывает основание монастыря с событиями 1413 года. Колоцкая обитель связана с двумя важными событиями. Первое — обретение чудотворной иконы Богородицы. Второе — пребывание штаб-квартиры Михаила Кутузова в стенах монастыря незадолго до Бородинской битвы.
В 1413 г. в в этих краях крестьянин Лука нашел на дереве икону Богородицы. Он принес икону домой, и от нее исцелился его больной родственник. Новость о чуде узнали все в округе. В Можайске навстречу иконе вышел с крестным ходом сам князь Андрей Дмитриевич. Вернувшись домой, Лука построил для иконы церковь, а для себя — богатые хоромы. Нанял слуг и стал проводить дни в разгульном веселье. Вскоре крестьянин тяжело заболел, недуг вразумил его — он покаялся и распродал все свое имущество. На вырученные деньги был построен монастырь рядом с тем самым местом, где явилась икона. Первым монахом обители стал Лука.

Успенский Колоцкий монастырь. Фото С. М. Прокудина- Горского, 1911 год

В советские годы монастырь закрыли, разрушили многие монастырские постройки. Некоторых монахов расстреляли. Верующие прятали Колоцкую икону Божией Матери на частной квартире. Потом след ее потерялся, сохранились только копии — сейчас одна из них в монастыре. Только в 1990-х годах монастырь возродили.

2. Спасо-Бородинский женский монастырь

Село Семеновское, Можайский район

Обитель была основана в 1830-х годах. Спасо-Бородинская обитель — живое напоминание о тяготах народа, отражавшего нападение «Великой армии» Наполеона.
Монастырь основала вдова генерал-майора А. А. Тучкова Маргарита Михайловна. Во время русско-шведской войны она сопровождала любимого мужа, жила в палатке, помогала раненым бойцам — была одной из первых российских сестер милосердия. Во время антинаполеоновских кампаний она также была с мужем.

Спасо-Бородинский монастырь. Фото Владимира Ештокина

После гибели супруга в Бородинском сражении Маргарита Михайловна искала его тело среди десятков тысяч трупов, но найти не смогла. А. А. Тучков был сражен близ Семеновских высот. Маргарита Михайловна решила поставить на этом месте храм. Она продала драгоценности и выкупила несколько десятин земли на поле битвы. Здесь в 1820 году был освещен построенный ее трудами Спасский храм. Главной его святыней стал образ Спаса Нерукотворного, полковая икона Ревельского полка.
Шесть лет спустя умер сын Маргариты Михайловны Николай. Она навсегда поселилась в сторожке близ Спасского храма. Вокруг нее за несколько лет образовалась небольшая община вдов и сирот. В 1836 году святитель Филарет Московский благословил безутешную вдову на принятие иночества. А в 1837—1838 годах ее община была преобразована в монастырь. Инокиня Мария, бывшая генеральша, стала его игуменией.

3. Черниговский мужской скит Сергиева Посада

Город Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, дом 1

Основан в 1840-х годах. На кладбище Черниговского скита похоронены великие русские писатели и философы — К. Н. Леонтьев (инок Климент) и В. В. Розанов. Судьба скита связана с именами двух больших святых. Святитель Филарет Московский немало способствовал его учреждению. Святой блаженный схимник Филипп стоял у истоков его основания.

Черниговский мужской скит Сергиева Посада. Фото APL

Черниговский скит — подворье Троице-Сергиевой Лавры — стоит на берегу пруда в трех километрах от монастыря. Скит вырос из серии келий-пещерок. Первым сюда, в Исаковскую рощу, переселился московский юродивый Филиппушка. Одно время он жил при Лавре, а в 1847 году ему разрешили «выкопать погребок» наподобие тех, что копали себе насельники Киево-Печерской Лавры. Так Филиппушка основал Черниговский скит. Его примеру последовали другие монахи — пещеры копали еще в течение пяти лет. Простота и строгость были заповеданы основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Пещерки и скитский святой источник открыты для посещения.

4. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь

Город Коломна, улица Голутвинская, дом 11.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Богоявленский монастырь стоит на окраине Коломны, на месте слияния Оки и Москвы. По одной из версий монастырь этот обетный: как считают некоторые исследователи, его основал святой благоверный князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы.
Великий святой пешком пришел в Коломну и подарил будущей обители икону Богоявления из своей домашней церкви, в серебряном окладе, а также ризы и аналойный крест.
Есть легенда, что именно Сергий Радонежский заложил первый камень в основание Богоявленского собора. Сегодня от того, первого, здания, сохранилось немногое — фундамент и цокольная часть. Они находятся в подклете второго Богоявленского собора, построенного над ними в XVII веке. Эти древние реликвии называют «камушками Преподобного».

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. Фото конца XIX века.

В честь подворья Старо-Голутвина монастыря в Москве назвали Голутвинскую слободу и Голутвинские переулки.
В 1799 году жизнь обители прервалась: монахов отсюда перевели в здания Коломенского архиерейского дома, где возникла Ново-Голутвина обитель. Однако вскоре монастырь возродился: сюда отправили иноков из другой древней обители — Богородице-Рождественского Бобренёва монастыря.
В советское время монастырь закрывался, здания его пострадали, иноки оказались изгнанниками. Но начало 1990-х стало временем возрождения монастыря. С 1996 года здесь же находится и Коломенская духовная семинария. Десятью годами позже сюда перенесли святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого).

6. Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов мужской монастырь

Город Можайск, улица Сергея Герасимова, дом 1.

Обитель возникла в 1370-х — 1380-х годах.

Своим появлением Лужецкий Ферапонтов монастырь обязан двум людям — преподобному Ферапонту Можайскому и можайскому удельному князю Андрею Дмитриевичу. Обитель стоит на правом берегу реки Москвы; это место в древности называли Лужками, отсюда название монастыря — Лужецкий.
Рождеству Пресвятой Богородицы обитель посвятил преподобный Ферапонт, основатель Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря близ Белозерска, а также сооснователь Кирилло-Белозерской обители. Он же стал первым игуменом Лужецкого монастыря. Святой прожил почти до ста лет, похоронили его у стен монастырского собора.

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы. Ферапонтов мужской монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1911

Спустя век, в 1547 году, настоятеля причислили к лику святых, а над его могилой построили храм. Сегодня от храма Ферапонта Можайского остался лишь фундамент. Сложен он из белокаменных надгробий со старинными вилообразными крестами.
Лужецкий монастырь славен не только отсветом деяний преподобного Ферапонта, но и блистательным архитектурным ансамблем. Здесь сохранились три храма XVI века, а также множество построек XVII и XVIII столетий.

7. Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века

Город Коломна, Кремль.

Первый раз город на пересечении трех рек — Оки, Москвы и Коломенки — упоминается в летописях в 1177 году. В XVI веке Коломна — один из главных оплотов русской обороны от набегов крымцев. Здесь возник могучий кремль, по некоторым параметрам превосходящий даже московский. Ныне от кремля уцелели семь башен и два прясла стен.
На Соборной площади стоят храмы и монастырские постройки. Например, собор Успения Пресвятой Богородицы, история которого уходит ко временам Дмитрия Донского. По соседству — Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь. В храме Воскресения Словущего венчался святой благоверный князь Дмитрий Донской.

Монастыри и церкви Коломенского кремля XVI-XIX века. Фото Петра Шмелева

Неподалеку от площади, на улице Лажеч­никова, расположен Брусенский Успенский женский монастырь. От его ограды дошла до наших дней кирпичная стена с изящными башенками в стиле русской готики, одна из которых многие годы простояла покосившейся — горожане называли ее Пизанской. Обитель выросла вокруг шатровой церкви Успения Пресвятой Богородицы XVI-го века по приказу Ивана Грозного — в честь взятия Казани. Здесь хранилась древняя копия Казанской иконы Божией Матери, которую, по преданию, писали прямо с явленного образа.

10. Николо-Угрешский мужской монастырь

Город Дзержинский, площадь Святителя Николая, дом 1.

Основание монастыря легенда возводит к 1380 году. Обитель основал Дмитрий Донской. По пути на Куликово поле войско остановилось на привал, и Бог явил князю икону Николая Чудотворца. Чудо воодушевило Дмитрия. В порыве благодарности Господу и св. Николаю он произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело мне сердце»).

Николо-Угрешский мужской монастырь

Но никаких древних построек тут не осталось. В Синодальный период обитель влачила жалкое существование. Неожиданный взлет принесло ей игуменство прп. Пимена Угрешского. Он преобразовал быт монастыря. Во-первых, ввел в обычай большую строгость иноческой жизни. Во-вторых, он прославился как великий строитель, его даже ласково именовали «кирпичником». При нем появились гостиницы, больницы, новые храмы. Он правил обителью более четверти века. Она превратилась в один из величайших иноческих центров России. Тогда возвели Спасо-Преображенский собор, обнесли территорию кирпичной стеной с восемью воротами и шестнадцатью башнями. До наших дней сохранился интереснейший северный участок стены. Его называют Палестиной, или Иерусалимской стеной. На стене запечатлены образы Страстного цикла — иконографические сюжеты, посвященные последним дням земной жизни Христа. Мощи прп. Пимена пребывают сейчас в обители и пользуются большим почитанием.
В 1920 году обитель закрыли, разорили и разместили в ней колонию для беспризорников. А позже стали селить в корпуса простых горожан. В 1940-м был уничтожен уникальный Никольский собор XVI-XIX веков. В 1990-х годах началось долгое и трудное восстановление монастыря от большевистского варварства. Сейчас туда притекает множество паломников и еще того больше — туристов.

12. Покровский Хотьков женский монастырь

Город Хотьково, улица Кооперативная, дом 20.
Точное время основания неизвестно. Предпо­ло­жительно относят его к началу XIV века, но обитель может быть и древнее. Из ныне действующих монастырей Подмосковья этот — самый древний. Первый раз он упоминается в исторических источниках под 1308 годом.
По легенде, в монастыре приняли постриг родители преподобного Сергия Радонежского: ростовский боярин Кирилл и его жена Мария (в старину на Руси допускалось существование обителей где могли жить праведной жизнью как мужчины, так и женщины). В 1992 году Русская Православная Церковь причислила их к лику святых. Теперь паломники могут приложиться к гробнице святых Кирилла и Марии, которая находится в Покровском храме. Здесь же, вероятно, начинал монашествовать и брат преподобного Сергия — Стефан.

Покровский Хотьков женский монастырь. Фото APL

Эпоха расцвета наступила в XIX веке. Число инокинь умножилось чрезвычайно, появился величественный Покровский собор, а затем — громадный Никольский.
В Хотьков монастырь верующие часто заезжают по пути в Троице-Сергиеву Лавру. После почти семидесяти лет забвения обитель активно возрождается. Монахини построили сиротский приют, служат сестрами милосердия в местных детских больницах и доме престарелых.
Кроме того, это очень красивое место: монастырь расположен на холме, в обрамлении рощи.

14. Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

Поселок Бутово, улица Юбилейная, дом 2, Ленинский район.

Строительство храма совершалось в 2004—2007 годах. На Бутовском полигоне стоят две церкви, посвященных памяти новомучеников и исповедников Российских. Одна из них — большая шатровая, похожая на белоснежный корабль, — была достроена и освящена совсем недавно, в 2007 году.
Бутовский полигон называют «Русской Голгофой». В Подмосковье это самое крупное место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. С августа 1937 по октябрь 1938 года здесь были убиты и сброшены в рвы более двадцати тысяч человек. Но расстрелы начались здесь еще в 1935 году, а прекратились в 1950-х, и общее число жертв больше названного. Около тысячи из общего числа бутовских жертв подверглись казни за православную веру. Более трехсот из них Русская Православная Церковь прославила в лике святых.

Собор Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

В притворе храма расположена небольшая экспозиция — личные вещи пострадавших на Бутовском полигоне. Под стеклом можно увидеть иконы и облачения новомучеников. Письма, которые заключенные писали родным на свободу. Ботинки, ложки, фотографии расстрелянных.
Уже более десяти лет каждый год в четвертую субботу после Пасхи на Бутовском полигоне совершается патриаршее богослужение под открытым небом.

16. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве

Село Абрамцево, Сергиево-Посадский район.

Храм строился в 1881—1882 годах. Абрамцевский храм — великолепный памятник национального и религиозного возрождения, совершавшегося во второй половине XIX столетия. Известные художники специально изучали традиции древнерусской архитектуры и иконописи, чтобы создать памятник, который всем видом своим показывал бы: современный русский православный человек нерасторжимо связан с жизнью древней Руси.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Абрамцеве

Церковь Спаса Нерукотворного Образа — это усадебный храм, искусно вписанный в сельский пейзаж. Своим появлением он обязан Савве Ивановичу Мамонтову — блистательному меценату, создавшему творческое сообщество русских живописцев. Строительство храма в его усадьбе стало общим делом его друзей-художников: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, скульптора М. М. Антокольского.
В храме находится могила Саввы Мамонтова. Сейчас усадьба Абрамцево — это музей-заповедник. Храм открыт для посещения, а богослужения в нем проходят в дни церковных праздников.

17. Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь

Село Теряево, Волоколамский район.

Монастырь возник в 1479 году. Обитель в конце XV века основал преподобный Иосиф Волоцкий. В годы жизни преподобного Иосифа здесь с исключительной суровостью соблюдались правила монашеской жизни. Средства на учреждение обители дал волоцкий удельный князь Борис Васильевич.

Иосифо-Волоцкий Успенский мужской монастырь. Фото А. Шипилина

Обитель стала крупным духовным центром. Здесь возникла большая библиотека. Постриженики этой обители становились архиереями, возглавляли Русскую Церковь. В XVI веке здесь пребывал в заключении святой Максим Грек, обвинявшийся в ереси.
В 2001 году археологи обнаружили в монастыре мощи преподобного Иосифа Волоцкого. На глубине больше двух метров, именно там, где, по преданию, был похоронен святой основатель обители. Ученые подтвердили — мощи подлинные. Святыню положили в ковчег в нижнем храме Успенского собора, сейчас к ней может приложиться любой паломник. Здесь же, в обители, обретаются и вериги преподобного Иосифа.
Монастырь окружен стенами и башнями XVI века. Здесь сохранились первоклассные постройки времен допетровской России, среди которых первенствует Успенский собор XVII столетия.

20. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Город Истра, улица Советская, дом 2

Обитель основана в 1656 году. Возникла обитель благодаря Святейшему Патриарху Никону, а его могила, которая расположена в северном приделе Воскресенского собора, — одна из главных святынь этого места.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Фото Екатерины Вахе

Монастырь строился по уникальному замыслу — перенести на нашу землю образ иерусалимского храма Гроба Господня. Причем архитектор использовал деревянную разборную модель иерусалимского храма. Соседствующие постройки и даже названия водных потоков, холмов, урочищ близ монастыря напоминали русскому человеку XVII столетия о святых древностях Иерусалима.
Неподалеку от Воскресенского собора стоит уединенный скит, где долгое время жил сам Никон.
Строительство велось с большим размахом. Оно то останавливалось, то вновь продолжалось и продлилось с перерывами тридцать лет. Завершилась великая архитектурная эпопея лишь при Святейшем Патриархе Иоакиме (1685).
Сейчас «подмосковный Иерусалим» открыт для посещения паломниками. После развала СССР здесь восстановили почти все монастырские постройки: Воскресенский собор, подземную церковь Константина и Елены, крепостную стену с башенками и старинный некрополь. Не удалось сохранить только большую ярусную звонницу XVII века.

22. Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому

Село Радонеж, Сергиево-Посадский район.

Храм достроен в 1842 году, памятник установлен в 1988 году. Древнее село Радонеж стоит на берегу реки Пажи, в пятнадцати километрах от Сергиева Посада. Около 1328 года здесь поселились ростовский боярин Кирилл, его жена Мария, а также их сыновья: Стефан, Петр и Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Преображенскую церковь в селе возвели в 1836—1842 годах.

Церковь Преображения Господня и памятник преподобному Сергию Радонежскому. Фото Александра Бурого

Сейчас рядом с ней — недавно построенная часовня с крестом Матроны Московской и святой источник. Архитектура храма простая и добротная, память о святом Сергии является главным украшением этого места. К торжествам, связанным с 1000-летием Крещения Руси, в Радонеже появился памятник работы В. М. Клыкова, посвященный чуду, которое произошло с преподобным Сергием в отрочестве. Это фигура старца высотой 3 метра, в средней части которой — рельефное изображение мальчика с иконой Троицы в руках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *