МУЗЕЙ УСАДЬБА АБРАМЦЕВО

Славная история усадьбы Абрамцево

Впервые Абрамцево, а точнее, пустошь Обрамкова, упоминается в письменных источниках 17 в. С середины 18 в. здесь была устроена барская усадьба рода Головиных. Большой господский дом был окружен регулярным садом, который по трем искусственным террасам спускался к реке Воря.

В 1843 г. усадьбу приобрел русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно с этого момента можно отсчитывать начало ее «особенной истории». Здесь писатель создал свои лучшие произведения: «Воспоминания», «Семейная хроника», а также знаменитую сказку «Аленький цветочек».

Аксаков был образованным человеком и его дом с удовольствием посещал цвет культурной жизни России: И. Тургенев, Н. Гоголь, М. Щепкин, Ю. Самарин, А. Хомяков, М. Погодин, М. Загоскин и многие другие. Именно здесь, в кругу семьи Аксаковых, Гоголь впервые читал главу из второй части «Мёртвых душ» в августе 1849 г.

В 1870 г. после смерти Аксакова имение приобрел влюбленный в искусство промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. Обустраивая и обновляя усадьбу, он старался максимально сохранить «Аксаковский дух».

Савва Мамонтов был большой ценитель и знаток искусства и помогал молодым талантам. Многие годы в его имении отдыхали и работали лучшие художники тех лет: И. Репин, В. Суриков, брат с сестрой Поленовы, братья Васнецовы, И. Левитан, М. Врубель, М. Нестеров, И. Остроухов, К. Коровин и многие другие. Приезжали сюда музыканты и актеры, например, Ф. Шаляпин.

Именно здесь Виктор Васнецов написал свои картины «Три богатыря» и «Аленушка», Валентин Серов – «Девочку с персиками», Михаил Нестеров — «Видение отроку Варфоломею».

В поместье в 1878 г. был образован Абрамцевский художественный кружок. В нем собирались деятели, стремившиеся к развитию русского национального искусства. Их опорой было изучение народного творчества.

Прямо в усадьбе чертились оригинальные архитектурные проекты, создавались живописные полотна, возрождалось старорусское гончарство, ставились новаторские спектакли.

После революционных событий 1917 г. возле усадьбы Абрамцево раскинулся Ново-Абрамцевский поселок. В нем жили и создавали свои творения выдающиеся художники советского времени: П. Кончаловский, В. Мухина, И. Грабарь, Б. Иогансон, Р. Фальк, И. Машков, А. Шмаринов, В. Горяев и другие мастера, которые продолжили лучшие традиции Абрамцевского художественного кружка.

В 1920 г. был образован государственный музей-заповедник «Абрамцево» как литературный и историко-художественный центр.

В 30-е гг. в национализированном имении был устроен дом отдыха для работников культуры, а в 40-е гг. – госпиталь.

С 1947 г. усадьба снова стала наполовину музеем, наполовину санаторием Академии наук. Всю территорию усадьбы музей обрел в 1977 г.

Современная усадьба Абрамцево

На территории усадьбы расположились несколько строений, каждое со своей историей. Все они теперь музеи с уникальными коллекциями.

Главный дом, в котором жили Аксаковы и Мамонтовы и гостили их творческие друзья — это двухэтажное деревянное здание с двумя флигелями. В нем обустроен музей, где сохранена обстановка барского дома: мебель, некоторые картины, созданные в усадьбе, книги, печь, покрытая изразцами, сделанными Врубелем.

Здесь можно увидеть картины Серова, Репина, Врубеля и других художников-гостей Мамонтова.

В Абрамцево собрано несколько уникальных коллекций живописи, рисунка, иконы, печатной графики, рукописи, редкой книги, скульптуры, русского изразца 17-18 вв. Здесь собрана мебель, фарфор, стекло, мемориальная фотография и фонотека 18-19 вв.

Возле усадьбы расположены два деревянных строения. Одно из них было кухней, а теперь является музеем крестьянского быта. Второе – небольшой летний домик с затейливой резьбой, в котором в разное время жили и творили художники Врубель, Васнецов, Кончаловский, Серов. Но дольше всех прожил художник Поленов. Теперь здесь музей его имени с небольшой экспозицией эскизов и набросков. А в подвале расположена действующая художественная мастерская, где можно лично попробовать создать расписную тарелку.

Мамонтовы построили в Абрамцеве церковь Спаса Нерукотворного. Она возведена в 80-е гг. 19 в. в стиле псковско-новгородского зодчества. Церковь стала фамильной усыпальницей семьи, где был похоронен и сам Савва Иванович и его сын Андрей.

За аллеей с пионами расположена скамейка, которую Врубель лично отделал изразцами ручной работы.

Недалеко от входа в усадьбу стоит «каменная баба». Два таких древних изваяния привезли сюда в 19 в. из харьковских степей. Вторая «баба» стоит возле деревянной «сказочной» избушки, построенной для детей Мамонтова.

На территории усадьбы 80 лет назад был построен лечебный корпус — двухэтажное белое здание в колониальном стиле. Именно в этом доме отдыха для работников искусства Вера Мухина создала макет скульптуры «Рабочий и колхозница».

Здесь отдыхала Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров и другие творческие люди СССР.

Таким образом, уже на протяжении полутора веков усадьба Абрамцево является приютом и примером для творческих людей, вдохновляя на новые произведения.

История Абрамцева

Усадьба Абрамцево имеет долгую историю. В XVI веке «Обрамково» и находящаяся поблизости деревня Мутовки принадлежали помещику Волынскому. В начале XVIII века это было поместье Ф.И.Головина, который происходил из знатного рода. В 1727 году Головин уволился из флота и поселился в Абрамкове. Он занялся устройством усадьбы. Однако поместье не оказалось доходным. В Абрамково (и двух соседних деревнях) было всего пятнадцать крестьянских дворов.

С 1783 по 1797 год поместье часто перепродавалось, несмотря на его прекрасное расположение в живописном месте. В 1797 году Абрамково купил Л.В. Молчанов. При Молчановых (до 1840 года) был выкопан пруд возле реки Вори, а в парке на спуске к реке сделаны террасы. К дому пристроили мезонин.

Крестьяне занимались земледелием и продажей леса. В их распоряжении была мельница. Женщины пряли лен, шерсть и ткали холсты. В 1841 году поместье вновь перепродается. Его приобретает В.В. Неведомский, а в 1843 году — писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.П. Погодин, М.С. Щепкин и др.

Однако со временем постройки обветшали. В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.

В Абрамцево неоднократно приезжали гостить В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, актеры и музыканты.

Это собрание единомышленников вошло в историю русской культуры как Абрамцевский художественный кружок. Появляются мастерские (керамические, столярные и др.), возрождаются старинные ремесла. Собирается коллекция предметов крестьянского быта. Ставятся любительские спектакли.

Без преувеличения, духовной вдохновительницей всего этого была супруга С.И.Мамонтова Елизавета Григорьевна Мамонтова (в девичестве — Сапожникова, 1847-1908). Художник М.В.Нестеров так писал о ней:

В Абрамцеве меня пленяли не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг нее. Там было чему поучиться. Там кипела работа, и две женщины, друзья, Елизавета Григорьевна Мамонтова и Елена Дмитриевна Поленова (сестра Н.В.Поленова, — М.А.), две умницы, влюбленные в русскую старину, создавали большое прекрасное дело — школу и столярную мастерскую, вскоре прославившуюся на всю Россию.

В 1917 году Абрамцево было национализировано и стало государственным музеем-заповедником. Здесь работали И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, В.И. Мухина и др.

В наше время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся более 25 тысяч экспонатов (живопись, декоративно-прикладное искусство, архивы прежних владельцев и их гостей и т.п.) и памятники архитектуры XVIII — XIX веков.

Достопримечательности усадьбы Абрамцево

Людская — построена в 1870-е годы. Сейчас здесь располагается сувенирный магазин и экскурсионное бюро.

Людская

Кухня (1870 г.). Коллекция произведений русского народного творчества, мебель, резьба, предметы крестьянского быта.

Мастерская и Кухня

Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства

Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства

Скамья Врубеля (начало ХХ века).

Мастерская (построена в 1873 году по проекту В.А. Гартмана на месте разобранного флигеля). Одноэтажное деревянное здание. В ней выставлены изделия абрамцевской керамической мастерской и произведения М.А. Врубеля.

Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье

Мастерская. Аленушка

Усадебный дом (конец 18 века, перестроен в 19 веке). Памятник русского деревянного классицизма. Восточный фасад с открытой террасой выходит в парк, западный — с двумя крыльцами. В мезонине две комнаты. Тематика экспозиций: «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».

Реконструкция Усадебного дома

Баня-теремок — по проекту И.П. Ропета (И.Н. Петрова). 1877 — 1878 гг. Постройка в «русском стиле», причудливое одноэтажное деревянное здание с мезонином. Раньше на этом месте у Аксакова была баня. Здание украшено резьбой. Представлены изделия столярно-резчицкой мастерской, мебель и предметы быта, которые были изготовлены по эскизам Е.Д. Поленовой (сестры Поленова) и других художников.

Баня-теремок

Баня-теремок. Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской

Баня-теремок. Изразцовая печь

«Избушка на курьих ножках» (по проекту В.М. Васнецова, 1883 год). Это сруб, который стоит на бревнах. На двускатной крыше конек с резной головой коня. Сени крыты соломой. Фронтоны украшены изображениями совы и летучей мыши.

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Избушка на курьих ножках

Церковь Спаса Нерукотворного (первоначальный проект В.Д. Поленова дополнил В.М. Васнецов, изменив пропорции и увеличив высоту стен; 1881 — 1882 годы). Богослужения проходят в дни, памятные для Абрамцева. Церковь стилизована под старину. Мозаичный пол с цветком (по эскизам Васнецова). Печь М.А. Врубеля. Нарядно выглядит часовня, украшенная изразцами с цветочным орнаментом. Около церкви погребены: Андрей (сын Мамонтовых), Вера (дочь Мамонтовых), Елизавета Григорьевна Мамонтова, Сергей (внук Мамонтовых), сам Савва Иванович Мамонтов.

Церковь Спаса Нерукотворного

Церковь Спаса Нерукотворного. Усыпальница Мамонтовых

Церковь Спаса Нерукотворного. Иконостас

Церковь Спаса Нерукотворного

Поленовская дача (была построена в 1882 году для четы Поленовых артелью местных плотников). Дача служила Поленову мастерской. Позже ее на лето сдавали. Во время Первой мировой войны в ней был лазарет для слепых. В одноэтажном деревянном здании, которое обогревается печью и камином (изразцы имитируют кирпичи), проходят тематические выставки. В настоящее время выставка, организованная к юбилею С.И. Мамонтова.

Дача Поленова

Дача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)Абрамево. Поленовская дача

Дача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)

Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве» выставлена в бывшем лечебном корпусе санатория, построенном в 1938 году напротив усадебного дома. В 30-е годы XX века на противоположном берегу реки был основан Поселок Художников, где жили и работали советские художники и скульпторы. С 1971 года экспозиция открыта для посетителей. Она включает коллекцию скульптур, картины объединения художников «Бубновый валет», А.В. Васнецова, И.Э. Грабаря и др. В 2012 году представлена выставка «Романтический монтаж». Произведения 1920-х — 1930-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево».

Бывший лечебный корпус санатория, 1938 г.

Выставка художников ХХ века. Работа В.И.Мухиной «Колхозница»

Верхний (Поленовский) пруд, Нижний пруд, река Воря.

Река Воря в Абрамцево

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *