СТАРАЯ РУССА МОНАСТЫРЬ

Содержание

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь.

Спасо-Преображенский Старорусский монастырь, 1 класса, в городе Старой Русе. Основан Мартирием, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил здесь в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся.

Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя (Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

История

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь. Общий вид монастыря с восточной стороны. Гравюра Э. Унмута с фотографии В. Кузнецова (1892 г.).

Древние храмы монастыря: Соборный во имя Преображения Господня, во имя Сретения Господня и Рождества Христова. Гравюра Э. Унмута с фотографии В. Кузнецова (1892 г.).Новые монастырские ворота, сооруженные к 700-летнему юбилею монастыря (август 1892 г.). Гравюра В. Зейпеля с фотографии В. Кузнецова (1892 г.).Вид монастыря с юго-западной стороны. Гравюра А. И. Зубчанинова с фотографии В. Кузнецова (1892 г.).

Монастырь основан в конце XII века, при новгородском князе Ярославе Владимировиче и владыке новгородском, святом архиепископе Григории. Основателем и первым игуменом монастыря был священноинок Мартирий, по сказанию Новгородской Первой летописи, уроженец Старой Руссы, который позднее имел прозвище Рушанин. В 1192 году он построил деревянную церковь во имя Преображения Господня, которую в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы освятил св. Григорий, архиепископ новгородский, и назвал монастырём. О построении этой церкви в новгородском летописце под 6700 (1192) годом сказано:

В то же лето в Русе сърубиша церковь на острове, Мартурии игумен, в имя святого Преображения, и створи манастырь, и быть прибежище крьстьяном.

Вскоре деревянная церковь сгорела и Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить на её месте каменную однопрестольную церковь, строительство которой продолжалось с 24 мая по 31 июля 1196 года, а освящение было произведено св. архиепископом Мартирием в день Успения Пресвятой Богородицы, то есть в тот же день, в который была освящена и первая церковь. В 1199 году преемник Мартирия архиепископ Митрофан украсил «владычню церквовь св. Спаса» в старорусском монастыре настенной иконописью.

Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским. Место, на котором он был основан, называлось также «островом», так как огибавший монастырь и впадавший в Полисть, образовывал остров.

В первой половине XIII века литовцы неоднократно вторгались в новгородские земли. В один из таких набегов, в 1234 году, литовцы ограбили монастырь и убили четырёх иноков. За 200 с лишним лет, от времени и от разорений литовцев, каменный храм, основанный св. архиепископом Мартирием, совершенно обветшал и грозил падением. В 1442 году при князе Василии Васильевиче Тёмном архиепископ новгородский св. Евфимий разобрал этот храм и на его месте (а также на сохраненном фундаменте) воздвиг новый, каменный, гораздо выше прежнего, украсив его иконописью.

В Смутное время монастырь неоднократно опустошали шведы. В подробной описи Старой Руссы, произведённой боярином Александром Чоглоковым в 1625 году, через 8 лет после освобождения города от шведов, указывается, что Спасский монастырь на посаде разорён и дворы около него выжжены. После шведского разорения старанием игумена Авраамия в 1628 году была восстановлена церковь Преображения Господня с устройством в ней вместо деревянной каменной паперти. Кроме того, после разорений XVI века в монастыре существовали две деревянные церкви: Рождества Христова и Сретения Господня. В 1630 году была построена каменная трехъярусная колокольня, а деревянные церкви Рождества Христова и Сретения Господня были заменены каменными.

Согласно монастырской описи 1739 года, в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами. В начале XVIII века к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу.

В конце XVII — начале XVIII веков монастырь по своим земельным владениям числился среди богатых монастырей. Но с 1764 года он, подобно многим другим монастырям, лишился своих вотчин, а следовательно и главных средств к существованию.

При учреждении монастырских классов в 1764 году Старорусский монастырь помещен был в число штатных третьеклассных. В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. 15 марта 1830 года монастырь причислен ко второму классу с увеличением штатного жалованья. В 1880—1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. 10 января 1892 года монастырь причислен к первому классу.

С самого основания монастыря до 1798 года настоятельство было игуменское с промежутками строительского и архимандритского. С 1798 по 1917 монастырь управлялся архимандритами. В 1917—1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко. После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.

В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу.

Храмы

Собор Спаса Преображения

Деревянная церковь возведена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий построил в основанном им монастыре каменную церковь. В середине XV века она была разобрана почти до земли, и на старом основании возведена заново. Позднее в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.

После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Возможно с 1930 года использовался в качестве хранилища зерна, наряду с другими храмами Новгорода и Старой Руссы. В годы войны храму были причинены большие разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стена притвора уничтожена полностью, стены храма покрыты трещинами и провалами.

Храм до пристройки с запада в 1806 году архимандритом Моисеем паперти был квадратным. До 1835 года, когда архимандрит Антоний пристроил к ней двухэтажное крыльцо, вход в храм также располагался внутри паперти. Купол собора первоначально был покрыт лемехом, однако при игумене Германе к 1786 году он был обит полированной жестью, а яблоко (венчающая купол сфера, расположенная под крестом) и крест — позолочены. Деревянная кровля в 1816 году при архимандрите Дионисии была покрыта листовым железом и окрашена медянкой.

В 1805 году при архимандрите Моисее в храм из новгородской Софии была перенесена рака с частицами мощей различных святых. Внутреннее украшение храма неоднократно менялось: так, в 1199 и 1442 годах его стены были расписаны живописью, в 1801 году Новгородская духовная консистория позволила архимандриту Иннокентию расписать стены «греческим письмом», а в 1837 году архимандрит Антоний снова «произвел стенное писание» вместе с обновлением иконостаса.

Храм Рождества Христова

Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение деревянной церкви к 1620 году, а возведение каменной — к 1630.

В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу. После революции в здании церкви располагался уездный архив.

В военные и послевоеные годы храм был сильно разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были размещены экспозиции краеведческого музея, а внизу — хранилище фондов.

Храм Сретения с трапезной

Церковь Сретения с трапезной располагается в 8 метрах от Рождественского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более древней, деревянной церкви 1530—1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из двух двухэтажных зданий — храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двухэтажный братский корпус. Особенностями храма является его асимметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение.

В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапезной, многие участки грозили разрушением.

Храм иконы Божией Матери Старорусская

В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года.

В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.

Колокольня

Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.

В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде.

  • Храм Сретения с трапезной

  • Бывший братский корпус

  • Колокольня и Спасо-Преображенский собор

  • Спортивная школа — бывший храм иконы Божией Матери Старорусская

> Святые

  • Исповедник Амвросий, католикос-патриарх Грузии. В 1910—1911 годах — настоятель монастыря.

Достопримечательности

В храме находились (в настоящий момент местонахождение их не известно):

1.По прошению архимандрита Моисея с благословения преосвященнейшего Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского для благолепия и украшения св. обители, перенесены из новгородского Софийского собора 23 сентября 1805 года части св. мощей, числом 50, следующих угодников Божиих: 1. Никиты, епископа Новгородского, 2. Иоанна, архиепископа Новгородского, 3. священномученика Антипы, епископа Пергамского, 4. Преподобного Антония Римлянина, 5. Апостола Андрея Первозванного, 6. Евфимия, архиепископа Новгородского, 7. Иоанна Златоустого, 8. Преподобного Иоанна Дамаскина, 9. Преподобного Макария Египетского, 10. Преподобного Ефрема Новоторжского, 11. Препод. Отец, в Синае и Раифе избиенных, 12. Св. мучен. Параскевы, 13. Святого благоверного князя Феодора Ярославича. 14. Св. Моисея, архиепископа Новгородского, 15. Св. великомученика Никиты, 16. Св. Епифания, епископа Кипрского, 17. Св. мученика Иоанна воина, 18. Апостола Иакова, брата Божия, 19. Св. Гурия в Варсонофия Казанских, 20. Св. великомученика Феодора Тирона, 21. Апостола Анания, 22. Ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, 23. Св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских 24. четыредесяти мучеников, иже в Севастии, 25. Св. мученика Пантелеймона, 26. Св. Николая, архиепископа Мирликийского, 27. Св. великомученицы Варвары, 28. Великомученика Георгия, 3. Св. благоверного князя Михаила Черниговского, 30. Преподобного Алексея — человека Божия, 31. Преподобного Евфимия Суздальского, 32. Стефана, епископа Пермского, 33. Св. Климента, папы Римского, 34. Св. мученика Меркурия, 35. Св. мученика Прокопия, 36. младенцев, избиенных Иродом в Вифлиеме, 37. Св. архидиакона Стефана, 38. Св. Иакова Боровичского, 39. Св. мученика Христофора, 40. Св. мученика Иакова Персиянина, 41. Св. мученика Феогния и Кизических мучеников; 42. Антипатра, 43. Феостиха, 44. Артемия, 45. Феодота, 46. Магна, 47. Фавмасия, 48. Филимона, 49. Руфа и 50. Преп. Моисея Мурина.

Частицы мощей всех сих св. угодников Божиих вставлены в кипарисную доску и хранятся в серебряном вызолоченном ковчеге. По углам сего ковчега четыре финифтевые клейма с изображением евангелистов. Самый ковчег помещается в бронзовой раке.

2. Кадило серебряное, литое с крышкою, в виде башенки и с крестом, 1641 года.

3. Евангелие печатное в лист 1644 года, пожертвованное митрополитом Ростовским Варлаамом.

4. Два печатные Евангелия 1685 и 1698 года.

5. Евангелие в лист, писано полууставом с киноварью священноиноком Андреем. На обороте последнего листа древнею скорописью значится следующее: «Лета 7100 (1592) г. марта 26 дня положил сию книгу Евангелие в дом всемилостивому Спасу в Старой Руссе священноинок Андрей». Пониже сей другая надпись: «Лета 7117 (1609) года апреля 23, пан ляховския земли Иван Федоров сын Черновский, услышав, что то святое Евангелие всемилостивого Спаса, взял у государева войска у казаков и отдал ко всемилостивому Спасу, в монастырь в Старой Руссе и о здравии его за то Бога молить, а по смерти его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров».

6. Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, с мощами. На нём распятие Господне литое, вокруг распятия четыре круглых клейма с изображениями: двух ангелов, Богоматери, Иоанна Богослова и Николая чудотворца. На обороте креста в кругах 15 изображений разных святых и внизу надпись: «И бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображению Спаса Господа нашего Иисуса Христа, индикта, лета 7100 (1592) года, месяца мая. Длиною крест шесть вершков. Весом с деревом и мощами 80 золотников.

7. Крест со святыми мощами серебряный, с приделанным вверху ушком. Он устроен довольно массивно, с лицевой стороны ярко вызолочен; мерою в длину и в поперечнике 2-вершковый и по всем четырём концам округленный. На этом кресте с лицевой стороны литое распятие с предстоящими — Богоматерью и Иоанном Богословом; вверху распятие Господа и Дух святый, а внизу глава Адамова, — все литые. Святые мощи в сем кресте положены: 1. Апостола Андрея Первозванного, 2. Апостола Марка евангелиста, З. Апостола Филиппа, 4. князя Владимира, 5. великомученицы Варвары, 6. святителя Германа Казанского, 7. великомученика Димитрия Солунского, 8. святителя Иоанна Златоустого и 9. св. Григория Неокесарийского.

8. Нерукотворенный образ Христа Спасителя 81/2 верш. длиною и 7 верш. шириною, с серебряным позлащенным по полям окладом и с таковым же венцом, обнизанным жемчугом. Св. убрус изображен в облаках с парящими вокруг херувимами и поддерживается двумя ангелами и херувимом в сребропозлащенных венцах; а над ними в полукружии изображено Триипостасное божество, окруженное огнеобразными шестикрылыми серафимами. Образ сей весьма древней греческой живописи, по устному преданию, пожалован в сей монастырь Государем Императором Петром Великим.

Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе

Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Комплекс Спасо-Преображенского монастыря, Старая Русса

Спасо-Преображенский монастырь — это, пожалуй, одна из самых известных достопримечательностей в Старой Руссе, которую непременно посещают практически все туристы. Спасский собор уже много лет считается символом города. Монастырь ведет свою историю аж с 1192 г. Первый одноэтажный храм Преображения Господня при монастыре был деревянным. Построили его на берегу реки Полисть. Но простоял он недолго — шесть лет, после чего сгорел во время пожара. Зодчие всего лишь за 70 дней смогли возвести новый собор — каменный. Однако на этом мастера не остановились и вскоре построили рядом колокольню. У Спасо-Преображенского монастыря очень непростая судьба. Много раз весь комплекс был разорен и разрушен во время набегов шведов и литовцев. Но каждый раз послушники восстанавливали святыню.

Монастырь подвергся первой реконструкции спустя 200 лет после постройки. За это время все здания пришли в негодность.

У Спасо-Преображенского монастыря очень непростая судьба. Много раз весь комплекс был разорен и разрушен во время набегов шведов и литовцев. Но каждый раз послушники восстанавливали святыню.

По указу архиепископа Новгородского Евфимия местные жители начали строительство нового храма и монастыря на старом фундаменте. В 1442 г. в Старой Руссе уже была готова новая церковь. Однако полная реконструкция завершилась лишь в 1628 г. На тот момент деревянных сооружений в комплексе уже не было. Монастырь состоял из большого Спасского собора, храма Рождества Христова, колокольни и небольшой церкви Сретения Господня. Стоит отметить, что в Спасском соборе хранилось много уникальных православных реликвий. Так, например, здесь можно было помолиться мощам многих святых и увидеть старорусскую икону Божьей Матери.

Основателем монастыря и первым игуменом принято считать Мартирия, который впоследствии стал архиепископом Новгородским.

Эта икона представляла большую ценность как в духовном, так и в материальном плане. Она была украшена позолотой и большим количеством драгоценных камней. В Старой Руссе эта святыня находилась еще с 10 века. Ее привезли в город греки из Ольвиополя. Однако в 1570 г. икону отвезли в Тихвин в связи с тем, что там началась эпидемия. Благодаря святыне мор удалось остановить, но икона в Старую Руссу вернулась значительно позже. Дело в том, что из-за святыни разразился настоящий спор — тихвинцы не торопились возвращать ее домой. В итоге в дело вмешался Священный синод, и лишь в 1888 г. старорусскую икону Божьей Матери вернули в Руссу. Позже, во время Великой Отечественной войны, икону украли немецкие захватчики. На сегодняшний день ее местонахождение так и не установлено.

Современный монастырский комплекс представляет из себя здания, построенные в 18 веке. Удивительно, но за годы Великой Отечественной войны он практически не пострадал. Во время осмотра комплекса не забудьте заглянуть в непосредственно монастырские помещения — в них размещены экспонаты краеведческого музея Старой Руссы. В Спасском соборе обратите внимание на старинные фрески 15—17 веков.

Как добраться

Добраться до Старой Руссы можно из Новгорода на автобусе № 261. Чтобы доехать непосредственно до монастыря, вам нужно сесть на автобус или маршрутку № 7, 14 и выйти на остановке «Улица Володарского». Монастырь расположен на улице Фрунзе, 1.

История строительства Спасо-Преображенского собора Старой Руссы

Каменный Преображенский собор в Спасо-Преображенском монастыре Старой Руссы выстроили в 1198 году при архиепископе Мартирие. Примечательна стремительность, с которой возводился храм. Нигде более, кроме как в новгородских пределах, не ставились церкви за два с небольшим месяца !!!

Спасо-Преображенский собор Старой Руссы не сумел пронести сквозь столетия свой первоначальный облик, и теперь о нем позволяют судить лишь данные археологических исследований. Согласно им, в древности он представлял собой вполне обычный для новгородской архитектурной традиции того времени храм — в плане почти квадратный, с четырьмя столпами, тремя входами с запада, юга и севера и трехчастным делением стен.

К концу первой половины XV века собор, выстроенный архиепископом Мартирием, совершенно обветшал, и в 1442 году он пережил первую существенную перестройку, сопровождавшуюся разборкой старых стен почти до земли. Но уже по прошествии нескольких месяцев обновлённый храм освятили, и снова неимоверные скорости строительных работ!

Переустройство Спасо-Преображенского было произведено в русле новгородской храмоздательной традиции. Храм приобрел трехлопастное покрытие, характерное для новгородских церквей этого периода, соответствующий декор и, кроме того, стал двухэтажным.

В таком виде он сохранялся до XVII века, когда был разорен шведами. В процессе ремонтных работ первой половины XVII века Спасо-Преображенский собор приобрел в целом тот вид, в котором он восстановлен сейчас.

Спасо-Преображенский собор в течение XIX века постоянно ощущал на себе рост благосостояния монастыря. Он, увы, все более и более обезличивался, фасады собора утеряли многие декоративные элементы (их сняли или заштукатурили), боковые апсиды надстроили вровень с центральной с устроением общей кровли, были прорублены новые окна, а старые заложены.

После революции Спасо-Преображенский собор некоторое время использовался под зерносклад и уже к началу войны представлял собой печальное зрелище.

Реставрация Спасо-Преображенского собора в Старой Руссе

Спасо-Преображенский собор имеет длительную и сложную строительную историю, поэтому при его реставрации решено было использовать аналитический метод. Суть его заключается в выявлении и укреплении подлинных древних частей памятника, понимаемого как исторический документ. Т. е. реставратор не ставит перед собой задачи восстановить памятник в его «древнейшем» виде, поскольку в данном случае ему придется опираться на гипотезы, которые не могут быть проверены. Он лишь добросовестно пытается «прочитать» письмена, оставленные зодчими разных эпох.

В случае со Спасским собором за основу был взят его облик первой половины XVII века, сложившийся после ремонта 1620—1630-х годов. Но при этом он дополнен как более ранними (XV век), так и более поздними (конец XVII века) элементами. Формы XIX века оставлялись лишь в том случае, когда невозможно было отыскать следы более ранних.

Итак, в целом можно сказать, что сегодня архитектура Спасо-Преображенского собора имеет вид, близкий к тому, какой он имел на протяжении XVII века. Надо отметить, что неизвестный зодчий, перестраивавший собор в 1620-х годах, достаточно бережно обошелся с доставшимся ему материалом.

Храм иконы Божией Матери Старорусская — это храм Русской Православной церкви, относится к Новгородской и Старорусской епархии.

Сейчас он не действует, в помещении храма — детская спортивная школа.

Фото храма после постройки в 1891 год. В настоящее время храм иконы Божией Матери Старорусская не действует

История храма очень тесно связана с иконой Божией Матери Старорусская

История храма тесно связана с иконой Божией Матери Старорусская. Чудотворный образ почитается верующими 4 мая, в день перенесения копии иконы в Старую Руссу, а также 18 сентября в день возвращения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери в Старую Руссу.

Чудотворная икона Божией Матери Старорусская по одной из легенд, была перенесена из греческого города Ольвиополя в Старую Руссу

Дата и место появления иконы точно не известно. Если верить Виленскому мецеслову за 1609 год, Старорусская икона была перенесена из греческого города Ольвиополя в Старую Руссу.

В 1470 году на Византию напали турки и крымские татары. И чтобы спасти икону от надруганий врагов, жители решили отправить икону в Руссу. Как говорилось, ее доставили по великому пути, из варяг в греки. Затем икону поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря. Это был самый древний храм из всех, что там находился.

Но существует и другая версия, по которой икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия. Затем из храма Святого Георгия икона была перенесена в Старую Руссу. Чуть позже очень активно тихвинцы поддерживали именно эту историю.

В 1570 году жители города обратились к рушанам с просьбой отпустить к ним икону Божией Матери Старорусская

По преданию, в 1570 году в городе Тихвине вспыхнуло моровое поветрие. Жители города решили обратиться к рушанам, с просьбой отпустить к ним икону Божией Матери. Они пообещали прислать копию чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери.

На руках тихвинцы доставили икону Божией Матери Старорусскую и с крестным ходом обнесли ее вокруг всего города.

После крестного хода мор в городе прекратился. Buttons

Жители города сильно обрадовались, и поместили икону в главный храм своего монастыря.

Но здесь тоже есть некая история, которая гласит совсем о другом. Существует версия, что люди носили чудотворную икону из одного города в другой, до тех пор, пока мор не прекратился. И после чего икону оставили в ближайшем храме, который как раз и находился в Тихвине. Очень долго время икона оставалась невозвращенной.

Затем в августе 1805 года рушане стали просить о возращении иконы из Тихвина. Тогда Митрополит Новгородский Амвросий и епископ Старорусский Евгений не стали возражать против возвращения святыни.

Митрополит Новгородский Амвросий – епископ Русской православной церкви. Именно он был не против, чтобы икону Божией Матери Старорусскую вернули в храм рушанам

Но архимандрит Тихвинского монастыря Герасим, где хранилась чудотворная икона, не захотел отдавать икону и отказался. Депутатам Старой Руссы он сказал, что не даст икону по причине возможного возмущения тихвинцев.

В 1806 году новое ходатайство рушан не было в их пользу. В 1808 году в Городскую думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возращение иконы.

1808 в этом году в Городскую думу было послано благословение митрополита Новгородского Амвросия на возращение иконы

Но, к сожалению, оно так и не состоялось.

В 1830 году было подано прощение императору Николаю первому о возвращении иконы Божией Матери, но оно было отклонено

22 октября 1830 года было снова подано ходатайство императору Николаю первому, но в 1831 году оно было снова отклонено в связи с событиями восстания военных поселенцев. Все эти события тогда и происходили именно в Старой Руссе.

Но люди не теряли надежды, и в 1848 году снова попытались предпринять попытки по возвращению иконы. В это время в Старой Руссе вспыхнула эпидемия холеры.

После городское общество обратилось к Святейшему Синоду с просьбой о возвращении иконы. Тогда они пообещали оставить в Тихвине копию иконы, украшенную драгоценностями. Но решение Синода оказалось снова не в пользу рушан.

В 1888 году горожане снова посылают прошение через митрополита Новгородского Исидора. При этом они решили обратиться к командующему войсками великому князю Владимиру Александровичу, который 23 года назад отдыхал на старорусском курорте.

Митрополит Новгородский Исидор. Именно ему в 1888 году рушане подали прошение о возращении иконы Божией Матери Старорусской на их землю

И 29 октября 1887 года он тоже отправляет письмо в поддержку этого прошения настоятеля Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Мардария.

7 мая 1888 года было принято окончательное решение о возращении святыни, которое утвердил сам император Александром третьим. Святыню вернули спустя почти 180 лет.

В 1888 году чудотворную икону Божией Матери вернули, именно после этого началось строительство храма

24 августа того же года около 100 человек отправились за иконой. После возвращения святыни для ее местонахождения был возведен храм на Александровской улице. Это был самый богатый храм в городе по внутреннему и внешнему убранству. Строительство велось на средства прихожан. В июне 1889 года храм заложили. В этом же году были закончены каменные работы.

В 1891 году храм был расписан и оборудован с помощью настоятеля храма архимандрита отца Мардария. Также не обошлось и без помощи щедрых храмодателей.

Архимандрит Мардарий — с помощью этого человека был построен и оборудован храм в честь иконы Божией Матери Старорусская

31 августа 1892 года храм иконы Божией Матери Старорусская был освящен. Через несколько дней освещали придел в храме в честь Владимира Крестителя, в котором принимал участие отец Иоанн Кронштадтский.

Отец Иоанн Кронштадтский принял участие во время освящения одного из приделов храма в честь иконы Божией Матери Старорусская

Вместе с постройкой храма закончилось и формирование храмового ансамбля Спасо-Преображенского монастыря.

Храм в честь иконы Божией Матери Старорусская был построен в стиле поздней эклектики

Нельзя не сказать о замечательной архитектуре храма. Храм был построен в стиле поздней эклектики. Снаружи он имел вид продолговатого четырехугольника с восточным полукружием — алтарем. Над главным алтарем и папертью были поставлены небольшие главки с яблоками и крестами.

Крыша покрыта листовым железом, окрашенная медянкой. Кресты ставились железные, сквозные, вызолоченные железом.

Купол храма находился на 4 столбах, которые были соединены стенами арками, которые разделяли всю площадь церкви на 9 четырехугольных отделений.

Храм имел 4 входа. Снаружи стены были украшены пилястрами. В храме было 43 окна с полуциркульным завершением, которые размещались в один или 2 яруса.

Храм вместе с алтарем и папертью тянулся на 39 метров в длину, и на 26 метров в ширину, а в высоту на 23, 5 метра.

23,5 метра составляла высота храма иконы Божией Матери Старорусская

На входе располагался резной иконостас в честь иконы Божией Матери Старорусская. Также стояли иконы новейшего письма. В главном алтаре перед жертвенником находилась икона Старорусская древнего письма. Ее размеры были в высоту 151 сантиметр, а в ширину 120,5 сантиметров. Икона находилась в раме с золоченой гантелью.

Главное место в иконостасе было занято чудотворной иконой Старорусской Божией Матери с Предвечным Младенцем на левой руке. Высота этой иконы составляла 267 сантиметров, а ширина 209. Риза и венец были сделаны из позолоченного серебра.

Икона была убрана с украшениями из золота и дорогими драгоценными камнями. Слева от иконы, у северной стены храма, на амвоне стоял ковчег с частицами святых мощей 50 угодников Божиих.

Ковчег с частицами мощей святых пятидесяти угодников Божиих, которые были подарены и привезены из Софийского Собора

Эту святыню подарил новгородский Софийский Собор. Привезли их еще в 1805 году из Новгорода самим архимандритом Моисеем.

Во втором приделе в храме висела третья икона Божией Матери Старорусская. А перед жертвенником н стене висела икона Тихвинской Божией Матери, которая была украшена жемчугом и драгоценными камнями.

К сожалению, фотографии этого убранства до наших дней не дошли.

В годы войны храм иконы Божией Матери Старорусская пострадал, но незначительно

В годы войны, как и многие храмы, он пострадал незначительно. В нем отсутствовала глава, была повреждена кровля и частично штукатурка. Очень долгое время он был просто заброшен и поэтому пришел в полное запустение.

В настоящее время храм не действует.

В 1960 годах верхняя часть до уровня междуэтажного карниза и верха апсид была разобрана, были изменены проемы и заштукатурен декор. Стены были надстроены, и было сделано железобетонное покрытие, также поставлены внутренние стены.

Фото 2011 года. Вместо храма здесь действует детская спортивная школа

Помещение храма было отдано под детскую спортивную школу. Послевоенная судьба икон и всех ценностей храма до сих пор неизвестна.

Очень часто люди молятся перед иконой Божией Матери Старорусская и просят защиты и помощи в различных житейских ситуациях.

Иконе написан тропарь и кондак, которые можно читать дома перед иконой.

Тропарь:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы

Кондак:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная. 0

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.

История написания святого лика

Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.

Икона Богородицы «Старорусская»

Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.

Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.

Другие иконы Пресвятой Богородицы:

  • Икона Божией Матери «Владимирская»
  • Икона Божией Матери «Отрада и утешение»
  • Икона Божией Матери «Грузинская»

В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.

Описание иконы

Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй — современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.

Древний образ относится к типу Одигитрия и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии. Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии. Оригинальная икона самая большая в мире — 260 см в высоту и 190 см в длину.

Старорусская икона Богоматери

Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y. Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета — символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения. Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.

На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.

На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток. Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.

Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:

  1. Тихвинцы небрежно относились к реликвии и хранили ее в плохих условиях так, что она покрылась сажей и копотью. Когда позже ее хотели обновить, то невозможно было различить лики и их обновили неправильно.
  2. Вторая версия более мистическая, она говорит, что лик Младенца отвернулся от смотрящих, потому что грехи жителей Старой Руссы были слишком велики и порочны.

Ещё о чудотворных иконах Богородицы:

  • Икона Божией Матери «Четырехчастная»
  • Икона Божией Матери «Леушинская»
  • Икона Божией Матери «Пряжевская»

При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви Святого Георгия.

Как молиться и о чем

В наши дни список хранится в Старой Руссе — это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:

  • Успенском соборе в Тихвине;
  • Новгородской церкви апостола Филиппа.

    Икона Божией Матери «Старорусская» (Старая Русса, Россия)

Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:

  • защите души от искушений;
  • спасения души;
  • охране от воров имущества;
  • благословенной семейной жизни;
  • спасении и защите детей.

Важно! Молитва, читаемая перед Божьей Матерью должна идти от чистого сердца и быть всякого злого умысла. Богородица выступает в роли ходатая перед Всевышним Господом за людей и молиться в первую очередь о спасении душ человеческих Икона Богородицы Старорусская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *