СУЗДАЛЬ СОБОР РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ

История Суздальского кремля

Кремлевская крепость в Суздале по свидетельствам летописей XI-XII веков создавалась изначально в традициях своего времени как городское укрепление. Крепость была огорожена городским валом, с деревянным частоколом, башнями и мощными воротами. Выгодное расположение на берегу реки Каменки позволяло использовать ее как естественный барьер, а с незащищенных сторон воздвигались земляные валы. Часть вала, протяженностью около 1, 5 километров, сохранилась до наших дней, благодаря специальной конструкции «городни», укрепляющей сооружение. Деревянная основа обрабатывалась сверху глиной и становилась фактически «вечной» опорой.

Начиная с XIII века на территории Суздальского Кремля строятся соборы, княжеские резиденции, колокольня. Главное украшение современного Кремля в Суздале – Рождественский белокаменный Собор с голубыми куполами, был основан еще в период 1222-1225 г. В XV веке началось строительство Архиерейских палат, оно завершилось лишь спустя несколько столетий. Никольская церковь строилась уже после пожара, уничтожившего все шедевры деревянного зодчества в 1719 году. Все они входят в «Ансамбль Кремля», признанный федеральным памятником культуры. Рождественский Собор вошел в фонд мирового наследия под охраной ЮНЕСКО.

Рождественский собор

На месте Рождественского собора ранее находился одноглавый храм, строительство которого произошло в XI веке, при Владимире Мономахе. Вместо него под руководством потомка Юрия Долгорукова, суздальского князя Георгия Всеволодовича возводится уже трехглавый каменный собор в честь Рождества Богородицы. После пожара 1445 года, учиненного татарами, храм был отстроен практически заново в первой половине XVI века и стал пятиглавым.

При внимательном взгляде видны сохранившиеся свидетельства тех событий, элементы строения разных исторических периодов. Нижняя часть, с украшениями, орнаментами, каменными изображениями львов относится к XIII веку, верхняя часть, где видна кладка – это XVI век. Впечатляют и синие купола Храма, визитка Суздаля. На них, если будет желание, можно насчитать 365 звезд. Каждая из них – символизирует день года, остается лишь найти среди них свою, единственную – тогда любая мечта сбудется. Завершить впечатление от Собора получится уже внутри.

Впечатляет богатый иконостас, обилие росписи и фресок, некоторые из которых сохранились еще со средневековья. Украшение Собора – «Златые врата», с отделкой позолоченной росписью, воспроизводящей сцены военных походов великих князей. Эффектно выглядят кольца – ручки дверей, в пасти львов, на массивных воротах в Храм, охраняющих покой княжеских потомков. Их прах захоронен в некрополе Рождественского собора.

Никольская церковь

Шедевр деревянного зодчества, построенный без использования гвоздей, был перевезен из села Глотово в 1960 году. Он органично смотрится в архитектурном комплексе Суздальского Кремля, и занял место, где ранее располагалась Всехсвятская Церковь, сгоревшая при пожаре в XVIII веке.

Ансамбль Кремля в Суздале удивительно компактная композиция, тем не менее, она очень емкая по своей глубине и содержанию. Прогулка по Архиерейским палатам позволяет обернуть время вспять на десяток веков истории древней Руси. После знакомства с событиями прошлых времен иначе воспринимается окружающее. Рождественский Собор Суздальского Кремля остается знаковым символом современного Суздаля, ценностью, признанной в мировом масштабе. Белокаменные строения на фоне зелени лугов и высокого синего неба смотрятся как полотна древних живописцев. Недаром Никольская церковь есть в сюжетах фильма по мотивам пушкинской повести «Метель», а также в сценах фильма «Женитьбы Бальзаминова». Исторический фильм «Царь» об Иване Грозном, к слову, снимался на фоне кремлевских строений. Посещение Суздальского кремля, в том виде, как его сохранили усилиями реставраторов это путешествие к истокам древнерусской культуры. Удивительно красивая архитектурная композиция органически вписана в окружающий природный ландшафт.

Суздальский Кремль — сердце древнего города

Адрес: Россия, Владимирская область, Суздаль, улица Кремлёвская
Первые упоминания: x век
Протяженность вала: 1400 м.
Координаты: 56°24’58.6″N 40°26’34.7″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Перед туристом, идущим по центральной улице Суздаля — Кремлёвской — белокаменный Кремль открывается во всём своём великолепии. Он сложен из гладкого камня, белоснежного как платье невесты, а его синие купола напоминают девичий кокошник.

Именно на этом месте, где сейчас находится музеефицированный ансамбль «Суздальский Кремль» когда-то, в XII веке, и начинал возводиться Суздаль. Здесь, в излучине реки Каменки соорудили первые крепостные валы и земляные насыпи, преграждающие путь врагу, построили первый городской собор. С севера Кремль окружала Каменка, а с востока, юга и запада крепость защищали рвы-канавы, наполненные водой.

Теперь рвы засыпаны землёй, земляные же валы частично уцелели. Некогда на валах возвышались бревенчатые стены, башни и ворота, но все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Являясь политическим центром города, Суздальский Кремль служил резиденцией князя и епископа и лиц, подчинявшихся им (княжеская дружина и пр.). В настоящее время в Суздальском Кремле сохранилось несколько церквей и ансамбль архиерейских палат с древним Рождественским собором.

Архитектурный ансамбль Суздальского Кремля

1. Рождественский собор

Собор Рождества Богородицы (1222 — 1225) является композиционным центром Суздальского Кремля и самой древней каменной постройкой города. Лаврентьевская летопись сообщает, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма, заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века. Собор Мономаха представлял собой мощное шестистолпное здание, сложенное из плоского кирпича и увенчанное одной главой. Фундамент, выстроенный на сваях, уходил в глубину только на 55 — 60 см, что было недостаточно для массивного храма и стало причиной его недолговечности. В середине XII века князь Юрий Долгорукий, сделавший Суздаль столицей Ростово-Суздальского княжества, решил украсить свой стольный град белокаменными церквями. На месте Мономахова храма Юрий воздвиг из туфа и белого камня новый собор и освятил его во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественский собор

В 1222 году внук Юрия Долгорукого, Георгий Всеволодович, разобрал обветшавшее здание и отстроил его заново. Внутри стены собора были выложены из плинфы (широкого, плоского кирпича) и облицованы известняковыми плитами. В 1222 — 1225 годах Рождественский собор украсили великолепной каменной резьбой; сегодня от неё сохранились лишь фрагменты. Фасад собора, его стены и порталы декорированы резными львами, растительными орнаментами и изображениями женских масок, высеченных в камне.

В 1230–х годах в западном и южном порталах Рождественского собора были установлены «Златые врата», уцелевшие до наших дней. Высокие дверные полотна, выполненные из листов красной меди, расписаны золотом, изображающим евангельские мотивы и деяния ангелов, в особенности архангела Михаила — покровителя князей и их военных предприятий. Мягко мерцая золотом на бархатисто-чёрном фоне медных пластин, «Златые врата» поражают чудесным узорочьем, в котором гармонично вырисовывается и каждый отдельный сюжет, и каждая изящно написанная фигура.

Архиерейские палаты с трапезной епископской церковью

Ручки «врат» изготовлены в виде львиных масок, держащих в пасти массивные кольца. Та же узорчатость присуща и фресковой росписи собора 1233 года. Фрагменты редчайших фресок XIII века и по сей день покрывают стены храма.

Они изображают строгие фигуры старцев-аскетов, растительные и геометрические орнаменты. Рождественский собор был первым городским храмом, предназначенным не только для молитв княжеской семьи, но и рассчитанным на большое число прихожан, поэтому в его убранстве нашли отражение элементы национального русского стиля. В некрополе собора погребены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских, представители известных боярских родов и др.

2-3. Архиерейские палаты с трапезной епископской церковью

В западной части Суздальского Кремля доминирует ансамбль архиерейского двора. Существующие в настоящее время палаты являются частью грандиозного архитектурного комплекса жилых и хозяйственных построек, составляющих в XVII веке епископский дворец.

Соборная колокольня

К древнейшим постройкам архиерейского двора относятся здание первого этажа угольного корпуса палат, сохранившее белокаменную кладку, и трапезная церковь, восстановленная в формах XVI века. Эта церковь увенчана восьмискатным покрытием с маленькой главкой и окружена арочной галереей и крытым крыльцом с кирпичным шатром. Парадный вход в палаты, расположенный перед западным порталом Рождественского собора, ведёт в приёмный зал — Крестовую палату.

4. Соборная колокольня

В 1635 году по приказу епископа Серапиона к югу от Рождественского собора воздвигли колокольню. Она представляет собой высокий восьмигранный столп, увенчанный шатром. В верхней части столпа имелись арки звона, где висели колокола, а в XVII веке были установлены часы. В конце XVII века в колокольне создали церковь, соединив её с покоями епископа с помощью крытой галереи. В 1967 году на колокольне восстановили куранты, отбивающие каждую минуту, четверть часа и час.

Успенская церковь

Никольская церковь из села Глотово Никольская церковь, построенная в 1766 году в селе Глотово Владимирской области, была перевезена в Суздальский Кремль в 1960 году, на место утраченного храма Всех святых. Подобно русской избе, Никольская церковь срублена топором с применением деревянных гвоздей. Хорошие пропорции срубов, тёсаные остроконечные кровли и главки, завершённые серебристыми осиновыми «лемехами», придают простой постройке стройность и соразмерность. С трёх сторон храм обнесён открытой галереей. Возвышаясь на высоком берегу Каменки, в отдалении от кирпичных строений кремля, Никольская церковь гармонично вписывается в окружающий сельский пейзаж.

6. Успенская церковь

При въезде в Кремль с Торговой площади внимание туриста привлекает нарядное, красно-зелёное здание Успенской церкви. В середине XV века на этом месте, в восточной части Кремля располагался княжеский двор великого князя Ивана III, и на этом дворе стояла деревянная Успенская церковь.

Летняя Никольская церковь

Время постройки ныне существующей церкви подлинно неизвестно, но, вероятно, каменный храм был воздвигнут на месте сгоревшего деревянного в 1650 году. Успенская церковь являет собой яркий пример редкого в Суздале стиля «нарышкинского барокко»: четверик на восьмерике изящно украшен и завершён барабаном оригинальной двухъярусной формы, увенчанным небольшой главкой.

8. Летняя Никольская церковь

Помимо деревянной Никольской церкви, привезенной из села Глотово, в юго-восточной части Суздальского Кремля, у крепостного вала есть одноимённый каменный храм. Церковь Святого Николая построена в 1720 — 1739 годах на месте сгоревшего храма. Находящиеся поблизости Никольские ворота, ведущие к мосту через Каменку, дают основание предполагать, что и до пожара здесь стояла Никольская церковь. Издревле на Руси Николай Чудотворец считался покровителем плавающих и путешествующих. Летняя Никольская церковь типична для Суздаля: её трёхчастно-осевой ансамбль состоит из одноглавого храма, пристроенной к нему колокольни с шатром-дудкой и соединяющей их трапезной.

Христорождественская церковь

7. Христорождественская церковь

Летняя Никольская церковь имеет парную «зимнюю» церковь Рождества Христова, построенную по образцу так называемых тёплых храмов, предназначенных для зимних богослужений. Трёхчастная Христорождественская церковь, сложенная из кирпича, по форме напоминает жилой дом. Храмовый ансамбль состоит из основного объёма, к которому пристроены пятигранная апсида, трапезная и притвор. Главный храм и трапезная перекрыты двускатной кровлей, завершённой тонким резным барабаном с луковичной главкой. Побеленные стены церкви декорированы пилястрами, карнизным поясом и фризом. Арочные окна обрамлены каменными наличниками, а притвор увенчан фронтом с фреской Рождество Христово.

Рейтинг достопримечательности

>Собор Рождества Богородицы в Суздале

Возведение

Собор Рождества Богородицы в Суздале – это самое древнее каменное строение города Суздаля! История возведения этого собора сложна и многогранна. Собор Рождества Богородицы или Рождественский собор стал третьим, строившемся на одном и том же месте. Место расположения нынешнего Рождественского собора обозначил Успенский собор – первый, выполненный из камня (был построен Владимиром Мономахом в 1148 году).

Собор Рождества Богородицы в Суздале

Успенский собор уступил своё место храму, воздвигнутому Юрием Долгоруким. И только после, в 1225 году на фундаменте и нижней каменной кладке храма Юрия Долгорукого был возведён собор Рождества Богородицы, сыном Всеволода третьего великим князем Юрием Всеволодовичем.

Женские маски и аркатурный пояс Рождественского собора

Выполнен собор был из лёгкого белого известняка. Лишь отдельные элементы декора были вырезаны из белого камня, красиво выделяясь на шершавой поверхности храма. Собор Рождества Богородицы был также первым городским, а не княжеским собором. Обильное его украшение уносило смотрящих в дохристианскую эпоху диковинных легенд и приданий. Женские лики-маски, каменные львы украшали стены Рождественского собора. Многие части храма, выполнявшие в 12 веке в основном лишь функциональное назначение стали декоративными украшениями.

Собор Рождества Богородицы в наши дни

Роспись Рождественского собора в Суздале

Сейчас же, Рождественский собор – это действующий храм, совмещённый с музеем-заповедником. На территории храма проходят службы (начиная с 1991 года). В свободное от богослужений время эта величественная каменная книга открыта для всех желающих как музей. Интереснейшие старинные фрески 13-го столетия (чудом уцелевшие в многочисленных реставрациях и перестройках), иконы, предметы древнерусского прикладного искусства и другие предания веков – всё это и многое другое содержится внутри его мощных, белокаменных стен! А изюминка собора Рождества Богородицы – конечно же «златые врата» с удивительными орнаментами и письменами! Снаружи – мощная, монументальная красота узорчатых, белокаменных стен, словно желающая привнести предания веков не только в век сегодняшний, но и в века грядущие!

Воистину, Собор Рождества Богородицы заслуживает к себе большое внимание всех, от мала до велика! Каждый человек найдёт в нём что-то для себя, что-то особенное! Читайте его будто книгу, изучайте его, впитывайте в себя его неповторимую атмосферу, увозите её частичку с собой и ваша жизнь перестанет быть обыденной! Ведь Рождественский собор — это самое сердце Суздаля, его древняя святыня!

Богородице-Рождественский собор (Суздаль)

У этого термина существуют и другие значения, см. Рождественский собор.

Собор
Рождества Пресвятой Богородицы


Рождественский собор в 2014 году

Страна

Россия

Город

Суздаль, Суздальский район, Владимирская область

Адрес

Кремлёвская ул., 10 (Кремль)

Конфессия

православие

Патриархат

Московский

Епархия

Владимирская

Благочиние

Суздальское районное

Тип помещения

Крестово-купольный храм

Престольный праздник

8 (21) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Настоятель

игумен Кирилл (Сурков)

Основание

XI век

Основатель

князь Владимир Всеволодович Мономах

Строитель

князь Юрий Всеволодович

Строительство

1222—1225 годы

Архитектурный стиль

русская архитектура

Состояние

действующий храм,
музейная экспозиция

Статус

Объект культурного наследия № 3310127004№ 3310127004

Объект всемирного наследия

White Monuments of Vladimir and Suzdal. Kremlin of Suzdal and Cathedral of the Nativity
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Суздальский Кремль и Богородице-Рождественский собор)

Ссылка

№ 633-006 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1992 (16-я сессия)

Богородице-Рождественский собор на Викискладе

Богоро́дице-Рожде́ственский собо́р — православный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История

Иконостас

Постройка первого собора относится к началу XII века, ко времени княжения Владимира Мономаха. Здание было построено из плинфы киевскими мастерами.

По версии Георгия Вагнера, уже в 1148 году собор был разобран, после чего возведён заново, но не из плинфы, а из бутового камня. Николай Воронин и Сергей Заграевский отрицали существование собора 1148 года.

Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 1222 году по приказу Юрия Всеволодовича обветшавшее здание было разобрано, а на его месте за три года построено новое, простоявшее до XV века.

С. В. Заграевский. Реконструкция первоначального вида Суздальского собора начала XIII века

В 1445 году Суздаль сожгли казанские татары. В результате пожара обрушилась верхняя часть собора.

В 1528 году Геннадий, епископ Суздальский, получил от великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, позволение на перестройку соборной церкви. В результате старые стены были разобраны до аркатурного пояса с женскими масками и заменены кирпичными. Прежде трёхглавый собор получил пятиглавое завершение и в XVII веке был расписан изнутри. Таким образом, до наших дней собор дошёл с большими изменениями. Его нижняя часть относится к XIII веку, верхняя — к XVI. В интерьере сохранилась роспись стен XIII, XV, XVII веков.

В 1233 году собор был украшен фресковой живописью ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла. Фрагменты этой росписи были открыты в 1938 году. Самая важная часть находки — изображение двух старцев в верхней части южной апсиды.

Собор находится в центре кольца земляных валов, в излучине реки Каменки. Храм неоднократно горел. В соборе похоронены сыновья князя Юрия Долгорукого, князья из рода Шуйских и другие.

Западные врата (фрагмент)

Западные и южные врата Рождественского собора в Суздале — выдающийся памятник русского прикладного искусства первой трети XIII века. Врата состоят из деревянной основы, обитой медными листами, и украшены изображениями, выполненными в технике «огневого золочения». Западные врата содержат сцены христологического цикла и частично — богородичного, тогда как южные врата — в основном, деяния ангелов и в особенности архистратига Михаила.

Примечания

Рождественский собор. Суздаль. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 1994 год

  1. Подробный анализ версий относительно собора 1148 года приведён в статье: Заграевский С. В. О гипотетическом «промежуточном» строительстве собора Рождества Богородицы в Суздале в 1148 году и первоначальном виде суздальского храма 1222—1225 годов.
  2. Заграевский С. В. Вопросы реконструкции первоначального вида суздальского собора Рождества Богородицы начала XIII века
  3. Собор Рождества Богородицы Суздаля история // posmotrim.
  4. Воронин, 1983, с. 159.
  5. Западные «златые врата» Суздальского собора (icon-art.info)
  6. Манукян А.М. Западные и южные врата собора Рождества Богородицы в Суздале как памятник русской художественной культуры конца XII – первой трети XIII века. (автореф. дисс. канд. иск-вед.) М. 2013.
  7. Вагнер Г. К. Старые русские города. Справочник-путеводитель. — М., Лейпциг: Искусство, Эдицион, 1980. — С. 395—396.
  8. Воронин, 1983, с. 161—162.
  9. World Heritage List (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 29 ноября 2012 года.
  10. Рождественский собор на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника Архивная копия от 16 августа 2017 на Wayback Machine

Интерьер и роспись Рождественского собора

Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором. Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.

Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница. В основании стен в соборе и в притворах были устроены аркосолии для гробниц членов княжеского дома и епископов. Видимо, в связи с этим храм и был удлинен в восточном направлении, что увеличивало его площадь. Некоторые из погребальных ниш сохранили и орнаментальную роспись 1233 г. Особенно красива роспись южного аркосолия западной стены с пышным малиново-красным цветком в центре извивающихся побегов; по своду аркосолия вились желтоватые стебли с темно-синими и розовыми цветами. Однако аркосолии почти не пришлось использовать строителям собора и их ближайшим преемникам — через тринадцать лет по окончании постройки собора на Суздаль обрушился удар монгольского завоевания, поэтому соборная усыпальница была использована главным образом для погребений позднейшей феодальной знати.
Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.

Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах. Орнаментика росписи Суздальского собора послужила одним из главных источников растительной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, который мы увидим позднее. Эта черта росписи Суздальского собора свидетельствует о проникновении в живопись народных вкусов, народной любви к цветистости и украшенности здания. Эти особенности являются общими как для монументальной живописи, так и для декоративной скульптуры собора и его утвари.
В 1635 — 1636 гг. Серапион Суздальский Архиепископ, по повелению Царя Михаила Феодоровича, собор, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение. Расписываются внутренние помещения собора. По поводу этого возобновления живописи в соборе царь Михаил Феодорович святителю Серапиону писал: «ты богомолецъ нашъ въ писать вновь стеннымъ иконнымъ писмомъ, и во алтаре, и въ верху въ небе, и въ пяти главахъ, и въ папертехъ, и летопись на наше государское имя устроилъ; и мы тебя богомольца за это похваляемъ, что ты учинилъ добро, радея о церковномъ благолепии». Пристраивается абсида к южному притвору, образован придел в честь св. Иоанна и Фёдора, Суздальских чудотворцев и сделал «со многоразличнымъ тщаниемъ надъ ихъ мощами стенное надписание».
Над св. мощами святителя Феодора написано: «Въ лето 6498 первый благоверный и великий князь Владимиръ просвети Суздальскую землю святымъ крещениемъ и паству вручи епископу Феодору»; а над мощами святителя Иоанна: «Лета 6882, октября въ 15 день сей святитель Иоаннъ преставися и почи зде».
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечь. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным.
Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.
Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом. Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный. Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи.
Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.

Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г.
Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева…

Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление. Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.

По распоряжению митр. Илариона была произведена опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежавшего. В описи показано: «Соборная церковь Рождества Пресвятыя Богородицы каменная о пяти главахъ, кресты на главахъ обложены медью золочены, главы и верхи и олтари и паперти крыты белымъ железомъ. У церкви двери передния, да южныя Корсунские, на меди писаны золотомъ; на однехъ праздники, а на другихъ чудотворение Архангела Михаила и иныя бытьи, третьи двери обиты медью. Внутренний видъ собора: В церквт писано стеннымъ письмомъ. Въ церкви жъ двери царския и сени и коруна и столбцы обложены серебромъ чеканнымъ, по местамъ золочены, росписаны священными картинами изъ истории страданий Спасителя и изъ жизни Богоматери, украшенными разными драгоценными каменьями. Святыя иконы большею частию украшены золотомъ, серебромъ и драгоценными камнями; изъ нихъ обращаетъ на себя внимание икона препод. Евфимия и Трофима блаженнаго, местно чтимаго, погребеннаго въ Предтеченской приходской церкви». Въ описи оказано: «место Митрополиченской каменное, писано по немъ красками разными, надъ нимъ шатеръ деревянной писанъ красками жъ, на немъ крестъ железный; место Государское каменное покрыто сукномъ червчатымъ».
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством. Суздальский летописец, заканчивая лписание Иларионова собора, говорит: «содела ту церковь весьма прекрасну, и пресветлу и пространну, которая ныне паче многихъ первопрестольныхъ архиерейскихъ соборныхъ церквей красотою и благолепиемъ преизобиловати видится».
17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов. Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
Рождественский собор с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронены князья: Святослав — сын Юрия Долгорукого, Шуйские, Бельские.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.

Епископ Феодор I (ум. ранее 1024 г.) — первый епископ Ростовский, святой Русской православной церкви.
Феодор был погребён в Богородице-Рождественском соборе Суздаля, его мощи были обретены ещё до нашествия Батыя.
В сер. XVIII в. начались сомнения относительно состояния мощей святителя Феодора. Ростовский епископ Порфирий (Крайский) в ноябре 1751 г. обратился в Святейший Синод с ходатайством провести освидетельствование мощей, но 27 августа 1755 г. им был получен следующий ответ:
Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании всея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны, и через такое многое прошедшее время бывшими после их преемниками, а вашего преосвященства антецессорами, и народом были почитаемы и почитаются за святых: и тако, не имея никакого о них сумнительства, вновь ныне свидетельствовать несть потребы и оставить в таковом же, как ныне были, состоянии и почитании.
В 1794 г. мощи Феодора поместили в раку из позолоченного серебра и поместили у иконостаса Суздальского собора.

Храмы Владимиро-Суздальской земли

древнерусский зодчество храм соборный

Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда — скифский «звериный стиль», а в некоторых случаях видны романские влияния.

Возвышение Владимира было связано с правлением Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, строившего храмы не только из благочестивых соображений, но и из политических — чтобы показать, что его земля находится под особым покровительством небесных сил, превратить ее в Святую землю. По сути, он создавал во Владимире новый Киев.

В 1158 — 1164 годах закладывается собор Успения Богоматери. Он должен был стать оплотом будущей Владимирской митрополии, независимой от киевских духовных властей. Это большой одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами. В качестве материала использовались белокаменные блоки и туф. Андрей пожаловал собору десятую часть княжеских доходов, чем уподобил его киевской Десятинной (тоже Успенской) церкви. В конце XII века внешнее решение собора переделывается: он обстроен дополнительными галереями, стены растесаны и соединены с боковыми частями. Превращается из одноглавого в пятиглавый, главы расположены далеко друг от друга.

В 1164 году были возведены Золотые ворота с надвратной башней, увенчанной церковью Положения Риз; назначение их было двояким: парадным и декоративным. Расположены они при въезде с юго-запада на главную часть Владимира, выводившую к дворцово-храмовому ансамблю. Такая организация городского пространства восходила к богословским представлениям об идеальном Небесном Граде и являлась отличительной чертой двух столиц, претендовавших на роль Нового Иерусалима: Константинополя и Киева. Таким образом, Андрей Боголюбский, ставя свой город в тот же ряд, на языке архитектуры заявлял, что Владимир должен занять место «матери городов русских», больше не способной, по мнению Андрея, выполнять миссию Божьего Града в Русской земле.

Андрей основал под Владимиром город-замок, за что получил прозвание Боголюбского. Церковь Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-1165) отличается роскошью. Купол расположен не на столбах, а на круглых колоннах, завершающихся золочеными капителями. Стены были покрыты фресками, а над крепостной стеной возвышаются золотая главка и две лестничные башни двухэтажного белокаменного дворца. Интересно, что Боголюбово находится от Владимира примерно на таком же расстоянии, как Вышгород от Киева, что указывает еще на одну попытку Андрея приравнять Владимир к Киеву.

Успенский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Рождество-Богородицкая церковь Боголюбова монастыря Владимирской области

Дмитриевский собор (1194-1197) весь покрыт белокаменной резьбой: ангелы, птицы, звери, фантастические существа и растения сплошь покрывают стены между лопатками. Наверху, под арками колончатого пояса, стоят многочисленные святые, а в полях закомар изображены сюжетные сцены. Собор был расписан фресками; до наших дней дошли только два фрагмента — «Страшный суд» и «Рай».

Еще один памятник владимиро-суздальской земли — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234), построенный Святославом. Первоначально он тоже был весь покрыт резьбой — сочетание низкого рельефа с высоким, изображения на плоском ковровом фоне из растительных завитков. Храм имел сложную конструкцию: барабан стоял не прямо на сводах, а на выложенных под ними высоких арках. В XV веке верхняя часть храма рухнула, ее пытался сложить заново в прежнем порядке московский купец и строитель Василий Ермолин, но задача оказалась слишком сложной.

Церковь Покрова-на-Нерли

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Портал Георгиевского собора в Юрьеве-Польском

С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток с почти отрывавшимися от них колонками, резные ихзображения по сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок. Смысл изображения в центре композиции связан с пророчеством Давида о Богоматери.

Строились во Владимире интересные храмы и в более позднее время. Так, первоначально возведенный в 1200-1201 годах Успенский собор Княгинина монастыря до нас не дошел и был отстроен заново на рубеже XV-XVI веков, а в XVII веке украшен росписью, выполненной московскими мастерами. Храм небольшой, белокаменный, трехапсидный однокупольный, глава высится над горкой островерхих закомар и кокошников.

Фрагмент декора фасада церкви Покрова-на-Нерли

Фрагмент декора фасада Дмитриевского собора во Владимире

Фрагмент резьбы фасада Георгиевского собора в Юрьеве-Польском

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *