ЦЕРКВИ И ХРАМЫ

Религиозные течения, отрицающие необходимость храмов

Некоторые противники традиционных религиозных течений отрицают необходимость особых обрядовых сооружений (храмов, домов молитвы, мечетей).

Язычество

Как поэтическое воззрение на мир, обоготворяющее природное естество сути всех вещей, с которыми так или иначе связан человек.

Христианство

Те христианские течения, которые основывают свое вероучение на Библии, аргументируют свою позицию цитатой из Нового Завета: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деяния 7:48). К ним относятся в частности:

  1. многие направления протестантизма;
  2. толстовство;
  3. хлысты;
  4. богомилы;
  5. некоторые течения в гностицизме…

В то же время в Новом Завете написано:
«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего.» (Ин. 2:19-21)

В раннем христианстве в эпоху гонений не было храмов. Самая ранная сохранившаяся церковь — в Дура Европос в Месопотамии 30-х гг. III в. Апокалипсис утверждает, что в будущем Царстве Божием, Святом Иерусалиме храмов не будет: «Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр.21:22).

Ислам

  • Мечеть Аль-Акса

Буддизм

  • Буддийский храм в Санкт-Петербурге
  • Хэинса
  • Баймасы
  • Храм Зуб Будды
  • Золотая Обитель Будды Шакьямуни
  • Пульгукса
  • Ват Пхра Кео Храм Изумрудного Будды
  • Боробудур

Ссылки

История храмов

Портал «Храмы России»

Храм в Викисловаре

Храм в Викитеке

Храм на Викискладе

Храм в Викиновостях

Храмовая архитектура
Христианские Крестово-купольный храм • Шатровый храм • Базилика • Ротонда • Восьмерик на четверике • Иже под колоколы • Корабль • Надвратный храм • Железная церковь • Зальный храм
Буддийские Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья
Языческие Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир
План и объёмы Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие
Помещения Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры
Несущие конструкции Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра
Своды и перекрытия Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо
Храмовые сооружения Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум

(41 голос: 4,1 из 5)

  • Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
  • Зачем в храмах столько дорогих украшений? Лучше бы раздали вложенные деньги нищим!
  • Войду в Дом Твой митр. Сурожский Антоний
  • О главнейших частях церкви архиеп. Вениамин
  • Храм Божий и церковные службы свящ. Н.Р. Антонов
  • Храм Энциклопедия изречений
  • Храм, Обряды, Богослужения
  • Справочник. Православный храм
  • Словарь храмовой архитектуры
  • Символика и устройство провославного храма Г. Калинина
  • Устройство православного храма (схема)
  • Фотоальбомы ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ

Храм – 1) «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств. 2) Иерусалимский Храм.

Протоиерей Федор Бородин: Храм — это место, где душа встречается со Христом. А священник — тот, кто этой встрече служит.

Существует несколько наиболее распространенных форм храма: вытянутая, наподобие корабля, – означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь; крестообразная (четырехугольная) – означающая, что Крест Христов является основанием и силой Церкви; круглая форма означает вечность Святой Церкви; восьмиугольная, в виде звезды, – символически указывает, что Церковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.

Храм всегда венчается куполом с крестом и обычно имеет колокольню.

Внутри храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор. При входе обычно устраивается паперть. Некоторые храмы имеют еще внутренний притвор, называемый трапезою, т.к. в этой части храма в прежние времена совершалась трапеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы. При этом, когда основной, центральный, алтарь с храмовой частью отделен от приделов сплошной стеной (с вратами), то в нем, как в более просторном, обычно совершаются службы летом и он называется летним храмом (приделом). А другой придел (приделы), меньший по объему и потому легче отапливаемый, называется зимним – в нем совершаются службы зимой.

Каждый храм освящен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спасителя, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или в честь великого праздника) и носит соответствующее имя (Троицкий, Покровский и т.д.) Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный престол. Храм называется еще церковью и собором.

Церковного канона в архитектуре не существует, в отличие, скажем, от иконописи, где каноны были сформированы и, хотя в деталях не прописаны, остаются незыблемыми в своей основе и по сей день. Ни решения Вселенских Соборов, ни Поместных русских Соборов не содержат никаких конкретных указаний о том, какова должна быть архитектура храма. Даже в “Стоглаве”, сборнике правил и законов церковной жизни, не были подняты подобные вопросы, тогда как догматические основы иконописания там глубоко рассмотрены. Единственное правило, имеющееся в “Стоглаве” относительно архитектуры, касается формы крестов на главах.

См. также: ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ, ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК

***

Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих церковь и даже служащих в ней. Все это оболочка, а сущность Церкви — благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле.
ахимандрит Рафаил Карелин

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва)

Католическая церковь

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Собор в 2007 году

55°46′02″ с. ш. 37°34′17″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва, Малая Грузинская улица, дом 27/13

Конфессия

католичество

Епархия

Архиепархия Матери Божией

Архитектурный стиль

неоготика

Архитектор

Фома Богданович-Дворжецкий

Дата основания

1899 год

Строительство

1901—1911 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ. Объект № 7710184000 (БД Викигида)

Состояние

Действует

Сайт

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Викискладе

Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, крупнейший католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Третий по счёту московский католический храм, построенный до революции 1917 года, один из трёх действующих в настоящее время католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика и храмом святой Ольги.

В соборе служат мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском языках, латыни, а также тридентские мессы и мессы по армянскому обряду. Кроме того, проводятся встречи молодёжи, курсы катехизации, благотворительные концерты органной, церковной, классической и рок-музыки. При соборе работают библиотека и церковная лавка, офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра».

История

Эскиз фасада, конец 1890-х годовСобор на открытке начала XX векаСобор в 1980 годуСобор в 2017 году

Возведение

К концу XIX века количество католиков в Москве превышало 30 тысяч человек и построенные храмы святого Людовика и святых апостолов Петра и Павла уже не вмещали прихожан. В 1894 году совет Римско-католической церкви подал прошение губернатору Москвы на возведение нового храма — филиала собора апостолов Петра и Павла. Разрешение было получено, но с условием, что собор будет построен без башен и скульптур, вдали от центра и особо почитаемых православных храмов. Неоготический проект храма на 5000 человек, созданный Фомой Богдановичем-Дворжецким, утвердили, несмотря на наличие украшений.

Участок для строительства был приобретён на Малой Грузинской улице, поскольку в этом районе проживало большое число католиков польской национальности, работавших на Московско-Смоленской железной дороге. Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом: деньги на работы были собраны на пожертвования польской общины и верующих из разных городов России. Собор возводили десять лет с 1901 года, последней сделали ограду в 1911 году под руководством зодчего Леона Даукша, а внутреннюю отделку закончили в 1917 году. По периферии участка построили одноэтажные и двухэтажные деревянные дома для служащих храма — два по Малой Грузинской улице, два по Курбатовскому переулку. Храм освятили 21 декабря 1911 года во имя Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Храм сохранял статус филиального при приходе святых Петра и Павла до 1919 года, а затем обрёл самостоятельность.

Закрытие собора

В июле 1938 года храм в результате государственной борьбы против религиозных организаций закрыли, настоятель храма Михаил Цакуль был расстрелян, церковное имущество разграбили. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от бомбардировок — были утрачены несколько башен. После войны снесли шпиль, венчавший купол.

В конце 1940-х годов храм перепланировали: его внутреннее пространство разделили на четыре этажа, изменили интерьер. На втором и третьем этажах устроили временное жильё для строителей, а на четвёртом — общежитие училища механизаторов. Пожар 1954 года повредил купол храма и фасад здания. В 1956 году в соборе расположился НИИ Мосспецпромпроект. Часть первого этажа, подвал и двор были заняты складом № 1 плодоовощной базы Мосгорисполкома. В 1976 году планировалось передать храм Главному управлению культуры и преобразовать его в зал органной музыки, но этот план так и не был реализован.

Возобновление служб

С 1989 года диаспора «Дом Польский» начала добиваться возвращения храма. В январе 1990-го был учреждён приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря того же года Тадеуш Пикус с разрешения властей впервые после шестидесятилетнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой службе присутствовало несколько сотен человек. 31 мая 1991 года устав прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета, а с 7 июня, несмотря на то что помещения ещё не вернули Католической церкви, возле храма стали проводиться регулярные богослужения.

В феврале 1992 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о постепенной передаче и освобождении храма, но выселить Мосспецпромпроект не удалось. Святые мессы до конца лета 1992 года по-прежнему совершались только на ступенях. Осенью приход занял небольшое помещение в нартексе храма с отдельным входом, где устроили часовню. В 1995 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с письмом к президенту Борису Ельцину, чтобы ускорить освобождение собора. Постановление о переводе Мосспецпромпроекта было подписано к концу года. Тогда же зданию храма присвоили статус памятника истории и культуры. При реставрации храма разобрали перекрытия искусственно созданных этажей. С весны 1998-го богослужения стали совершаться в центральном нефе. Через год храм освятил секретарь Ватикана — кардинал Анджело Содано.

Современность

В мае 2000 года в храме провели первый Всероссийский Евхаристический конгресс. В его последний день в Москве была впервые организована евхаристическая процессия по улицам города. В октябре того же года в соборе совершили коронацию статуи Фатимской Божией Матери. В 2001 году состоялся Библейско-экклезиологический симпозиум с участием всех католических епископов России, представителей различных общин и гостей от других христианских конфессий.

В марте 2002 года московский кафедральный собор через телемост участвовал в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов. В 2005 году открылось построенное около собора здание курии архиепархии Божией Матери, в котором располагаются курия, секретариат, резиденции архиепископа и Дом паломника. В декабре 2009 года прошли торжества и конференции, посвящённые десятой годовщине со дня освящения собора, а в сентябре 2011 года на столетие собора приехал папский легат — кардинал Йозеф Томко.

По состоянию на 2018 год в храме проводится катехизация, работают библиотека, церковная лавка, редакция журнала «Католический вестник — Свет Евангелия». В соборе несут служение отцы-салезианцы (SDB), сёстры-салезианки, Ассоциация салезианских сотрудников, сёстры Святейшего Сердца Иисуса, сёстры от Ангелов (СSA).

После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года. До закрытия алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — балюстрадой. В боковых нефах собора также стояли скамьи, так как боковые нефы поначалу служили для раздельной молитвы — левый неф предназначался для женщин, а правый для мужчин. В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Экстерьер

Колокола, 2007 год

Собор построен в неоготическом стиле, в основу планировки положена форма неоготической трёхнефной крестовидной базилики. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства, а купола в месте пересечения наоса и трансепта напоминают главу Миланского собора. Трансепт придаёт зданию в плане форму креста, который олицетворяет церковь как тело Христово: пресвитерий с расположенным в нём алтарём символизирует голову, продольные нефы — туловище и ноги, а трансепт — раскинутые руки. На куполе и на центральном шпиле имеется крест, на боковых фасадных шпилях — гербы Папы Римского святого Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича, благодаря которым была восстановлена деятельность Римско-католической церкви в России.

Двери главного входа собора обрамлены порталом, который состоит из двух трёхколонных эдикул, соединённых барельефным арочным навершием — вимпергом. Он увенчан тимпаном, украшенным готическим крестоцветным орнаментом, в центре которого находится позолоченный вензель — сплетение из четырёх латинских букв VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta — «Дева Мария Непорочно Зачатая»). На боковых частях фасада расположено по одному ланцетному окну.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора.

Интерьер

В центральном нефе расположены два сектора скамеек, разделённых проходом. Боковые нефы имеют по пять колонн-контрфорсов, в начале каждого из них установлены исповедальни — конфессионалы. В левой части собора находится часовня Божьего Милосердия, в которой размещены дарохранительница и алтарь Святых Даров. Главный объём храма опирается на десять основных контрфорсов, символизирующих десять заповедей. До 1938 года в боковых нефах собора также стояли скамьи: левая сторона предназначалась для женщин, а правая — для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в ней служили литургию католики восточного обряда. В нартексе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской базилики, а справа — медаль 2000 года. Из нартекса три двери ведут в основной молитвенный зал, имеются также выходы на улицу и к двум лестничным площадкам.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под ними, на внутренних поверхностях стен, расположены четырнадцать барельефов, символизирующих стояния Крестного пути Иисуса Христа. За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры, располагающиеся в задней части нефа.

В левой боковой части фасада установлены пять колоколов, изготовленных на фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из них весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные — «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор».

  • 2017 год

  • 2018 год

  • 2007 год

  • 2007 год

Пресвитерий

Первоначальный вид алтаря, до 1917 года
Современный вид алтаря, 2014 год

В пресвитерии собора находится алтарь, облицованный тёмно-зелёным мрамором. В него помещены частицы мощей святых: апостола Андрея, Зенона, Григория Нисского, Григория Назианзина, Космы и Дамиана, Анастасии Римской, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. До закрытия в 1938 году алтарь представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с престолом, возвышавшуюся почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами.

На алтаре изображение альфа и омега — первой и последней букв греческого алфавита, олицетворяющих начало и конец, восходящих к тексту из Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:8). Справа от алтаря располагается амвон, облицованный темно-зелёным мрамором. На колоннах по бокам от алтаря имеются две иконы святых апостолов — Петра и Андрея Первозванного. В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма, — деамбулаторий. В этой части расположены кафедра архиепископа и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров и от преддверия сакристии. В центре на стене апсиды — распятие, высота которого составляет девять метров, а фигуры Христа на кресте — три метра. По обе стороны от распятия установлены две гипсовые фигуры — Божьей Матери и Евангелиста Иоанна. Они выполнены подмосковным скульптором С. Ф. Захлебиным.

Большая часовня

Алтарь для тридентской мессы в часовне, 2014 год

В Большой часовне, расположенной в крипте собора, служат тридентскую мессу по форме Латинского обряда. Деревянный алтарь, стоящий в северном конце, был привезён из США в 1990-х годах. До восстановления храма он использовался в качестве дарохранительницы, а в 1999-м был перенесён в крипту собора, где несколько лет не использовался. Алтарный камень помечен крестами, однако никаких надписей не имеет, поэтому определить, чьи мощи в него заложены, невозможно. На передней стенке алтаря изображены четверо святых: Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. Дверца дарохранительницы украшена символикой Святейшего Сердца Иисуса.

Весной 2010 года алтарь и дарохранительницу полностью отреставрировали, восстановили и установили алтарную сень и ступень. 20 июня того же года архиепископ-митрополит Паоло Пецци освятил алтарь после ремонта. Впервые с 1936 года, когда Москву покинул апостольский администратор епископ Пий-Эжен Невё, правящий ординарий совершил здесь богослужение по традиционному чину. В июне 2012 года было воссоздано навершие в виде креста, с тех пор исторический облик алтаря считается полностью восстановленным. Ответственным за пастырское и литургическое окормление московских католиков, приверженных дореформенной форме Латинского обряда, согласно декрету Паоло Пецци, является священник-салезианец Августин Дзендзель.

Музыка

Литургический хор собора, 2015 год

Рядовые богослужения в соборе обычно сопровождаются пением кантора с органным аккомпанементом, а воскресное богослужение в 10:00 на русском языке — пением непрофессионального Литургического хора. В торжественных праздничных богослужениях принимает участие профессиональный Академический хор при соборе «Ex Oriente Lux».

На хорах собора расположен швейцарской духовой орган фирмы «Kuhn» (73/IV/P), который используется на концертах, воскресных и праздничных богослужениях, а также комбинированный электронно-духовой орган «Rodgers (англ.)русск.» (68/III/P). Третий инструмент, трёхмануальный итальянский цифровой орган «Viscount Vivace», находится в трансепте и звучит во время рядовых богослужений. Цифровые органы имеются также в хоровом классе и часовне в крипте собора.

Духовой орган «Kuhn»

См. также: Органы Москвы Орган «Kuhn» в соборе, 2007 год

Орган швейцарской фирмы «Kuhn» — дар евангелическо-реформатского Кафедрального собора в Базеле. Он имеет 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы и является одним из самых больших органов в России. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32′, были перевезены в Москву. Работы по демонтажу и установке органа вели сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.

16 января 2005 года состоялись торжественная месса с освящением органа под предстоятельством архиепископа-митрополита Тадеуша Кондрусевича и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органный концерт дал Заслуженный артист России, профессор Московской консерватории Алексей Паршин.

Диспозиция органа «Kuhn»

Диспозиция органа «Kuhn» Римско-католического собора в Москве. 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы, 1955 год; Швейцария Швейцария, Меннедорф.

Красным цветом в диспозиции выделены язычковые регистры. Среди вспомогательных приспособлений в органе имеются Tutti и педаль Crescendo, а также банк памяти регистровых комбинаций с дисплеем, ножными и ручными переключателями.

Цифровой орган «Rodgers»

За день до освящения собора, 11 декабря 1999 года, на хорах был установлен новый орган комбинированного типа фирмы «Rodgers», модель 960 DL, 68/III/P с 68 регистрами, тремя мануалами и радиальной педалью. Инструмент купила на пожертвования и подарила церкви американская благотворительная организация «Помощь церкви в России».

Основная часть органа электронно-цифровая, то есть звук воспроизводится многочисленными динамиками через усилители. Однако он имеет также мультиплекс-виндладу, установленную под оконом-розой на хорах собора, с трубами трёх регистров настоящего органа: Principal diapason 8’, Octav 4’ и Superoctav 2’, вид на которые позже скрыл установленный полноценный большой духовой орган. Обе части инструмента объединяет один органный пульт. Специальным вентилятором воздух нагнетается в виндладу — духовую часть, при включении духового регистра и нажатии клавиши срабатывает электрическая трактура и открывается электромеханический клапан винлады, который подаёт воздух в соответствующую органную трубу. Для совместного использования духовых и цифровых регистров первые нужно было часто настраивать в соответствии со звучанием вторых, поэтому эти духовые регистры почти не использовались, а впоследствии были отключены и несли лишь декоративную функцию. Вся концертная деятельность собора до 16 января 2005 года проводилась с помощью этого органа, а в настоящее время он используется крайне редко.

Концерты и фонд «Искусство добра»

Интерьер во время концерта, 2014 год

Организатором различных музыкальных мероприятий в соборе является созданный в 2001 году благотворительный фонд «Искусство добра». Вход на такие мероприятия для обычных слушателей обычно за пожертвования в определённом размере, цена которого зависит от места, указанного в билете; фондом также выделяются квоты бесплатных билетов различным социальным организациям. На протяжении многих лет в соборе проходят концерты отечественных и зарубежных органистов, концерты духовной, церковной, классической и джазовой музыки, фестивали, например, международный фестиваль христианской музыки «Музыка соборов мира», международный рождественский фестиваль, а также мистерии, например, «Страсти по Иоанну» Иоганна Баха, исполненные в концертно-сценической постановке в 2008 году.

Для отечественных органистов и студентов проводятся мастер-классы, которые давали такие известные органисты как Жак ван Оортмерссен (Нидерланды), Винфрид Бёниг (Германия), Хуан Парадель Соле (Ватикан), Хуан де ла Рубья (Испания), Дженнифер Паскуал (США), Тео Флюри (Швейцария) и другие. С 2007 года в соборе проходит конкурс органистов и композиторов «Soli Deo Gloria». С 2009 года на территории собора проходит курс «Западноевропейская духовная музыка» с обучением григорианскому хоралу и вокалу, игре на органе и органной импровизации.

C 2018 года в соборе проходят также концерты рок-музыки с использованием органа.

Примечания

  1. 1 2 Чередниченко, 2015, с. 102.
  2. 1 2 Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Культура.рф. Дата обращения 25 ноября 2018.
  3. 1 2 Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. KudaGo. Дата обращения 25 ноября 2018.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Справка. РИА Новости (24 сентября 2011). Дата обращения 25 ноября 2018.
  5. Горбунов, Баранов, 2015, с. 4—6.
  6. 1 2 Мясников, 2012, с. 250—251.
  7. 1 2 Католическая энциклопедия, 2007.
  8. Сытин, 2008, с. 378.
  9. Чередниченко, 2015, с. 102—103.
  10. Горбунов, Баранов, 2015, с. 13.
  11. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 15—23.
  12. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 29—30.
  13. В Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии прошли торжества, посвященные 10-й годовщине со дня его освящения. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве (15 декабря 2009). Дата обращения 29 ноября 2018.
  14. Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской в Москве. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Katolik.ru. Дата обращения 25 ноября 2018.
  15. Ордена и конгрегации. Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Дата обращения 29 ноября 2018.
  16. 1 2 3 4 Горбунов, Баранов, 2015, с. 31—36.
  17. 1 2 Рассохин, 2016, с. 198.
  18. Горбунов, Баранов, 2015, с. 52.
  19. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 51.
  20. Чередниченко, 2015, с. 102—104.
  21. Горбунов, Баранов, 2015, с. 55—56.
  22. Баранов, 2009.
  23. 1 2 Большая часовня кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Una Voce Russia. Дата обращения 25 ноября 2018.
  24. ArtBene.
  25. Горбунов, Баранов, 2015, с. 80—81.
  26. Орган Kuhn. Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения 26 декабря 2018.
  27. 1 2 3 Регистр временно не работает
  28. Регистр Prinzipal bass 32’ не установлен.
  29. 1 2 Дмитрий Лариков. Об органе Rodgers. Органное сообщество. Дата обращения 25 ноября 2018.
  30. История кафедрального собора в Москве. Procatholic.ru. Дата обращения 25 ноября 2018.
  31. О билетах на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»
  32. Горбунов, Баранов, 2015, с. 79—86.
  33. Горбунов, Баранов, 2015, с. 84.
  34. MusicaSacra.ru. Timepad. Дата обращения 4 декабря 2018.
  35. Архив концертов в соборе на Малой Грузинской: «Вселенная Pink Floyd» 18 и 20 апреля, 11 мая, 15 июня, 21 сентября 2018 года, «Классика рока на большом органе Собора» 27 июля 2018 года, «Рок-баллады» 15 февраля 2019 года.
  36. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Топография террора. Дата обращения 25 ноября 2018.
  37. В Москве состоялось введение в должность нового настоятеля Кафедрального собора Непорочного Зачатия. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери (25 мая 2017). Дата обращения 25 ноября 2018.
  38. с. Валентина Новаковская: «Сердце человека ищет настоящего». Рускатолик.рф (13 февраля 2016). Дата обращения 25 ноября 2018.

Литература

  • Кафедральный cобор Непорочного Зачатия в Москве / под ред. К. Горбунова и И. Баранова. — М.: Издательство Францисканцев, 2015. — 91 с.
  • Кафедральный собор — сердце Епархии / ред. и сост. И. Баранов. — М.: Издательство Францисканцев, 2009.
  • Москва // Католическая энциклопедия / под ред. В. Задворного. — М.: Издательство Францисканцев, 2007. — Т. 3. — С. 621.
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М.: O-Мастеръ, 2001. — С. 88—89. — 701 с. — (Строители России, XX век). — ISBN 5-9207-0001-7.
  • Мясников А. 100 великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 320 с.
  • Рассохин О. Москва пешком-2. Новые интересные прогулки по столице. — М.: Эксмо-Пресс, 2016. — 240 с.
  • Сытин П. В. Малая Грузинская улица // История московских улиц. — М.: Эксмо, 2008. — 512 с. — ISBN 978-5-699-24988-6.
  • Чередниченко О. Москва для романтиков. — М.: Эксмо, 2015. — 288 с.
  • catedra.ru — официальный сайт Католического собора в Москве
  • Большая часовня кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Una Voce Russia.
  • Информация о концертах в соборе на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»
  • Информация о большом духовом органе «Kuhn» на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»

Католические кафедральные соборы России

Прямая трансляция из храма святых
апостолов Петра и Павла у Яузских ворот

город Москва

О проекте

Храм — это дом Божий. С начала веков люди приходили туда, чтобы помолиться и очистить душу . Я придумал, как сделать церковь ближе и доступнее сердцам людей, которые обращаются к Богу.

Современная жизнь поражает разнообразием достижений человечества. Каждый день мы пользуемся предметами эволюции человеческого разума. С появлением информационного общества и процессов глобализации и без того стремительный ритм жизни современного человека достиг невероятных масштабов. Вследствие этого возникло новое явление, которое можно назвать «жизнь в ритме онлайн»: онлайн общение, включающее бесконечное количество общественных и психологических проявлений — онлайн покупки, онлайн торжества, онлайн свидания, онлайн ссоры. Все это создает грандиозную онлайн трансляцию жизни отдельного человека, общества и человечества в целом.

Однако в этом постоянно ускоряющемся круговороте событий успевает ли человек задуматься о том, кто он есть на самом деле и в чем предназначение его жизни здесь? Наши души как будто затерялись в бесконечном информационном потоке. Постепенно мы начали превращаться в своего рода машины, мысли и действия которых становятся автоматическими.

Мы забываем себя, забываем Бога. Забываем о том, что в минуты уныния и отчаяния ничто так не вдохновляет нас, как общение с Богом. Но парадокс! Представьте, что современные информационные технологии, разрушившие связь личности с Богом и отдаляющие ее от Него,- благодаря сайту www.online-church.ru могут восстановить эту связь.

Эта идея воплотилась мной в реальность посредством онлайн трансляции богослужения. Благодаря этому интернет-ресурсу вы можете увидеть прямую трансляцию службы из храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот в Москве.

Интернет-трансляция православной службы — это неповторимая возможность современных технологий помочь человеку в его духовном развитии.

Что касается возникновения данной идеи, то, как это часто бывает, задумка возникла у меня внезапно.

В начале 2011 года, сразу после новогодних праздников, мне позвонил друг из командировки и рассказал о своих сложных жизненных ситуациях. Я предложил ему обратиться за помощью к Богу,- сходить в церковь. Но в тот момент он находился в другой стране, и мое предложение было невозможно осуществить.

Так родилась идея прямой трансляции церковного богослужения в интернете. По сути, такая онлайн трансляция из храма — это показательный пример использования современные информационных технологий во имя добра и на благо духовного развития человечества. Однако реализация этой идеи в проект потребовала много времени и затрат.

С самого начала я убедился в том, что аналогов этого проекта в России нет.

Затем начался поиск храма: Многие из них были не готовы принять предложение: На мое обращение откликнулся храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.

Интересное совпадение: престольный праздник храма 12 июля, в этот же день — у меня день рождения.

Затем два месяца подбора оборудования, общения и консультаций со специалистами по IP, TV и организации видеотрансляций. За частью оборудования пришлось лететь в Киев. Полетел за особым креплением и специальным аудиоинтерфейсом. Дело в том, что весь храм имеет росписи и использовать обычное настенное крепление было невозможно и губительно для фресок, на тот момент единственный экземпляр потолочного крепления был именно в Киеве.

Далее монтаж самого оборудования, аренда серверов, проведение интернета, оформление сайта, консультации с IT-специалистами и настройка систем.

В процессе тестовой эксплуатации возникали сложные моменты: «падал» сервер, был проблемы с каналом связи, все это расстраивало, но и заставляло идти далее к намеченной цели.

В итоге мы официально стартовали на праздник Пасхи в 2011 году.

Так, внезапно родившаяся у меня идея переросла в настоящий проект, который с успехом был претворен в жизнь.

Сейчас www.online-church.ru даёт возможность пользователям интернета увидеть прямую трансляцию службы из храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот в Москве в режиме онлайн бесплатно и без регистрации.

В процессе развития проекта на Престольный праздник была достигнута договоренность с телеканалом «Просвещение» о съемке новостного сюжета о церкви, празднике и проекте. Новостной ролик Вы можете также увидеть на нашем сайте.

Мы искренне ценим стремление людей к Богу и надеемся, что наш проект поможет каждому из вас в постижении Его мудрости и доброты.
С уважением, Буданов Денис.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *