УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ КОНДОПОГА

История

Успенская церковь и колокольня в начале XX века

Первое упоминание об Успенской церкви на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху.

В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Еспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саженей, олтарь 11/2 с.
ЦГИА, ф.789. оп.7. д.8

По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».

В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов.

В 1930 году в Успенской церкви перестали вести службу. Последнего настоятеля, отца Ионна Лядинского, расстреляли в 1937 г.

Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году.

Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время.

Архитектурные особенности

Шатровая деревянная церковь. Основной объём — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами.

Высота церкви — 42 метра, была самым высоким деревянным сооружением в Карелии. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находились в отношении примерно 1:2.

Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.

— академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников

Иконостас и потолок-небо

До момента пожара в церкви сохранялся иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей».Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

  • Небесная литургия
  • Христос Великий Архиерей. Центральный медальон неба
  • Ангел
  • Угловая грань (парус) с изображением евангелиста Матфея

Галерея

  • Купол на фасаде церкви

  • Лестница церкви

  • Церковь зимой. Вид со стороны озера

  • Церковь в 2007 году

  • Успенская церковь, общий вид

  • Интерьер церкви

  • Деталь алтаря

Утраченные здания

Успенская церковь, колокольня и зимняя церковь Рождества Богородицы в начале XX века

Рядом с Успенской церковью стояли ещё два деревянных здания, которые исчезли в советское время, — зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII век).

В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня была разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.

Пепелище на месте церкви

10 августа 2018 года Успенская церковь была полностью уничтожена пожаром, от неё остались лишь деревянные завалы. Предварительная причина происшествия — поджог. Вместе с памятником деревянного зодчества в огне погибли все иконы, среди которых были особо ценные. Не исключается восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, в связи с чем были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи.

Примечания

  1. Огонь полностью уничтожил Успенскую церковь XVIII века в Карелии. Интерфакс (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  2. 1 2 Престольный праздник кондопожской Успенской церкви. eparhia.karelia.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  3. История Успенской церкви
  4. Роль И.Э.Грабаря в изучении и сохранении архитектурно-художественного наследия русского севера. art-con.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  5. Хроника гибели Успенской церкви
  6. турклуб «Скифы». Реставрационные работы в Кондопоге (рус.), Жемчужина Карелии — город Кондопога. Проверено 11 августа 2018.
  7. Возрождение традиции. Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии
  8. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Кондопога
  9. С.М. Прокудин-Горский. Кондопога. ps-spb2008.narod.ru. Дата обращения 11 августа 2018.
  10. Две церкви? (рус.), Жемчужина Карелии — город Кондопога. Проверено 11 августа 2018.
  11. Деревянная церковь XVIII века сгорела в Кондопоге, Республика (10 августа 2018). Проверено 10 августа 2018.
  12. 1 2 Пожар полностью уничтожил старинную церковь в Кондопоге — удручающие кадры последствий (рус.), Пятый канал. Проверено 11 августа 2018.
  13. В Карелии сгорела деревянная церковь XVIII века — National Geographic Россия (рус.), Nat-geo.ru. Проверено 11 августа 2018.
  14. Пожар уничтожил церковь XVIII века в Карелии. РБК (10 августа 2018). Дата обращения 10 августа 2018.
  15. В Карелии расследуется уголовное дело по факту уничтожения объекта культурного наследия. Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия. karelia.sledcom.ru (10.08.2018). Дата обращения 13 августа 2018.
  16. В Республике Карелия установлен несовершеннолетний, подозреваемый в поджоге церкви. Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Республике Карелия. karelia.sledcom.ru (13.08.2018). Дата обращения 13 августа 2018.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова Успенская церковь (Кондопога)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успенская церковь) — утраченный православный храм в городе Кондопога Республики Карелия, памятник заонежской деревянной архитектуры, объект культурного наследия федерального значения. Сгорела в августе 2018 года.Располагалась в исторической части города (бывшее село Кондопога), на берегу Кондопожской губы Онежского озера на мысе, вдающемся в Чупа-губу.

До недавнего времени слово «Кондопога» напоминало многим россиянам лишь о беспорядках на национальной почве в 2006 году, да о песне Бориса Гребенщикова, где эти беспорядки получили свое отражение в строчке «то у нас Кондопога, то у нас Кострома». Теперь еще долго Кондопога будет ассоциироваться с одной из самых значительных культурных утрат в новейшей российской истории…

10 августа здесь сгорела церковь Успения Пресвятой Богородицы, уникальный памятник русского деревянного зодчества конца 18-го века, дошедший до наших дней практически в первозданном виде вместе с уникальными внутренними росписями.

В мае 2017 года Успенская церковь была передана по договору безвозмездного пользования местному приходу РПЦ. Службы там проводились и до этого, правда, редко и только летом. Как выяснили карельские СМИ, от страхования храма его новые владельцы отказались. Несмотря на формальную передачу церкви, Успенская церковь на момент пожара использовалась муниципальным учреждением культуры «Кондопожский музей».

РПЦ, на балансе которой находился храм, и Министерство культуры: и те, и другие могли вовремя позаботиться об охране и защите памятника, но не сделали этого…

Успенская церковь в Кондопоге – это, безусловно, лучший деревянный шатровый памятник в России. Это варварский удар по нашей культуре. Это уничтожение самого ценного памятника такого рода. Его уникальность – в идеальных пропорциях, в удивительной выразительности. Это памятник, с которым связан целый пласт истории».

РПЦ получила чистый подарок величайшей ценности и виновата безусловно. Все в душе думали, что эти люди заинтересованы в ее защите вдвойне: и по своим религиозным убеждениям, и по своему нравственному кодексу. То, что случилось, показывает полное равнодушие Получив такой памятник, они должны были сделать все для его защиты. Я знаю, что музей относился к церкви трепетно. Я не раз там бывала и слышала рассказы музейных работников. У меня не укладывается в голове, что это могло произойти при каком-то попустительстве со стороны сотрудников музея. Если бы меня спросили, кто может быть виноват, я бы никогда не назвала музей».

Основная ответственность лежит на Министерстве культуры федеральном и Министерстве культуры Карелии. Карелия за последние годы потеряла уже два уникальных памятника: Кемь и Кондопогу. Это были два уникальных памятника. Самая главная проблема в том, что все делают непрофессионалы. Нынешняя система такова, что профессионалов просто не допускают к работе. Государство ежегодно выделяет деньги на деревянную архитектуру. Деньги выделяются последние 12 лет, и за все это время – ни одного сданного памятника, чтобы можно было сказать: вот, проведена реставрационная работа. На государственные деньги памятники уничтожаются… В Советском Союзе денег было мало, в 90-е их вообще не было, сейчас их выделяют, но они уходят как вода через решето».

Первое упоминание об Успенской церкви на этом историческом церковном месте относится к 1563 году. Последний деревянный храм — четвёртый, был построен в 1774 году — уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху
Она относилась к Никольскому Шуйскому погосту.

В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Еспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саженей, олтарь 11/2 с.
ЦГИА, ф.789. оп.7. д.8.

Конец XVI века для северо-западных рубежей России был очень трагичным. Поражение в Ливонской войне коснулось и Кондопоги.

В писцовой книге за 1582-1583 годы говорится о пустом церковном месте и убитых крестьянах. Но кондопожане быстро оправились от шведского набега, и в 1585 году уже стоит новая Успенская церковь.

К сожалению, и второй храм простоял не очень долго. Он погиб в пожарах Смутного времени. В земельных книгах 1616-1619 годов находится описание уже третьего Успенского храма: «тёплая церковь с крышей, покрытой железом, с трапезной…, в звоннице — колокола».

Эта церковь простояла довольно долго и была разобрана, по-видимому из-за ветхости. В 1774 году была построена ныне существующая Успенская церковь.

К её освящению были написаны иконы для иконостаса и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. Храм был построен на «средства и тщанием» прихожан. В 1829-1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 г. — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы.

В 1918 году экспедиция под руководством И. Грабаря поставила Успенский храм под охрану, как памятник архитектуры.Последние службы в храме прошли в 1930 году, священника о. Иоанна (Лядинского) расстреляли в 1937 ГОДУ — Колокольня была разобрана в.1930 г., а зимний храм — в 1960-е годы.

По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведывание отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».

В августе 1926 года церковь осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов

Церковь не перестраивалась, однако реставрировалась в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году

Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР церковь была поставлена на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в церкви проводились службы, в основном в летнее время

Шатровая деревянная церковь. Основной объём — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами.

Высота церкви — 42 метра, была самым высоким деревянным сооружением в Карелии. Высота шатра и сруба башни, двух восьмериков и четверика, а также высота четверика и его ширина находились в отношении примерно 1:2.

Нет ей равных среди деревянных шатровых церквей, хотя и нет коренных отличий от них. Удивительная и единственная в своем роде, эта церковь — лебединая песня народного зодчества, пропетая с такой глубокой силой, что после неё любой звук кажется и слабее, и немощнее.

— академик, доктор архитектуры А. В. Ополовников.

До момента пожара в церкви сохранялся иконостас в стиле барокко и иконописный потолок-небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви. В центральном медальоне неба — образ «Христос Великий Архиерей».Непосредственно вокруг Христа, на рамке центрального кольца, и на 16 гранях, херувимы с серафимами и ангелы в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках, движущиеся по кругу с запада на восток.

Удивительная и единственная в своем роде,
эта церковь — лебединая песня народного зодчества,
пропетая с такой глубокой силой,
что после нее любой звук кажется и слабее, и немощнее.»
(выдержка из книги «Дерево и гармония»
А. В. Ополовникова)

Успенская церковь была расположена в д. Кондопоге на берегу Чупа-Губы Онежского озера, явившейся историческим «корнем» современного города Кондопога. По своей объёмно-пространственной композиции Успенский храм представляет собой вполне сложившийся и отточенно законченный тип древнерусской деревянной церкви, называемый «восьмерик на четверике с трапезной». Он является наиболее развитым образцом деревянных храмов местного, прионежского типа, которым присущи весьма характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху.

Благодаря этому расширению погашается при взгляде снизу перспективное сужение восьмерика и башня-шатер как бы увеличивается в размерах, не ослабляя своей мощи. Поэтому и кажется Успенская церковь такой величественной, когда подходишь к ней ближе.

Иконы были написаны к освящению храма в 1774 г. Финский исследователь Л. Петерсон, обследовавший церковь в 1943 г., назвал автора иконостаса «Кондопож-ским мастером», авторство которого можно определить и в иконах некоторых других храмов. Стиль его иконописи сложился под влиянием провинциального русского барокко.

Это особенно чувствуется в живописной манере письма, в попытках пространственных построений некоторых сцен, увлеченности новыми архитектурными мотивами. Первоначальный иконостас имел тябловую конструкцию, которая сохранилась до сих пор под резным иконостасом (начало XIX века).

Уникальна иконописная композиция «неба» церкви. Она изображает «Великий вход» в небесной Литургии, Великим архиереем которой является Сам Господь Иисус Христос.

В центральном круге Он изображен предстоящим пред престолом в архиерейском облачении. В шестнадцати иконах-секторах изображены архангелы и ангелы, выносящие священные сосуды и предметы, их осеняют херувимы и серафимы. В четырех углах «неба» изображены святые евангелисты. Эта композиция подчёркивает единство Небесной и земной Литургии.

Угловая грань (парус) с изображением евангелиста Матфея

В целом, иконы Успенской церкви производят сильное впечатление. К сожалению, в настоящее время часть икон была законсервирована, так как они требовали срочной реставрации.

Особо почитаемая святыня храма — Тихвинская икона Богородицы (написана к освящению храма в 1771 году). Во врейя богоборческой власти икона была пробита штыком и потеряна на несколько десятилетий. Но Господь вернул икону в xpaм через людей, она была отреставрирована и заняла свое место в храме.

Тихвинская икона Богородицы

В 1990 году Успенская церковь была вновь освящена архимандритом Мануилом (будущим архиепископом Петрозаводским и Карельским)с собором священников и при огромном стечении народа. По воспоминаниям участников этого события — это была такая радость, которую можно сравнить только с Пасхой.

С этого времени cтал вновь действовать православный приход в г. Кондопоге. Летом по воскресеньям и в праздничные дни в Успенской церкви проходят Богослужения.

Особенно торжественно отмечается престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю).

Утраченные здания
Рядом с Успенской церковью стояли ещё два деревянных здания, которые исчезли в советское время, — зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII век).

В 1829—1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня была разобрана в 1930 году, а зимний храм — в 1960-е годы.

10 августа 2018 года Успенская церковь была полностью уничтожена пожаром, от неё остались лишь деревянные завалы. Предварительная причина происшествия — неосторожное обращение с огнём туристов.Вместе с памятником деревянного зодчества в огне погибли все иконы, среди которых были особо ценные. Не исключается восстановление памятника, поскольку на ближайшие годы его реставрация стояла в планах, в связи с чем были подготовлены все необходимые архивные данные и чертежи.

В Кондопоге после полутора месяцев жары — дождь.

— Оплакивает церковь…

Хрестоматийный, прославленный памятник — Успенская церковь. Кто не помнит ее по картинкам в учебнике истории за пятый класс. Символ русского деревянного зодчества, построенный руками и топором. Прекрасно уцелевший иконостас и небо… Его называли символом России.

Горело так, что с вокзала видно было. Плохой знак. Очень плохой…

Поджигателем уникальной Успенской церкви в Кондопоге был пятнадцатилетний школьник….Он помещён в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия. Для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза….

В Карелии сгорела Успенская церковь, уникальный памятник деревянного зодчества конца ХVIII века


В Кондопоге сгорела дотла церковь Успения Божией Матери — одна из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере (и самая высокая в Карелии), памятник деревянного зодчества конца ХVIII века. Построенную в 1774 году Успенскую церковь называли «Лебединой песней» деревянного шатрового зодчества.


В МЧС Карелии сообщили подробности пожара, который произошел сегодня в Успенской церкви в Кондопоге.
Сообщение о возгорании церкви поступило в МЧС в 09:33. В 09:41 на место прибыли первые подразделения. На момент прибытия подразделений установлено, что здание горит изнутри на площади 60 м². Погибших и пострадавших нет. Пожару был присвоен ранг 1-БИС.
На месте пожара работали 35 человек, 6 единиц техники.
В МЧС отметили, что несколько сотрудников прибыли на тушение пожара по собственной инициативе, хотя у них был выходной.
По предварительной информации медиков, во время тушения пожара пострадал один пожарный, он доставлен в больницу.
Примерно к 10 часам утра Успенская церковь сгорела почти полностью.

По фотографиям видно, что у здания обрушилась колокольня. На месте происшествия было слышно, как обрушиваются бревна.
По словам директора музея Кондопожского края, в огне погибли все иконы храма. По ее же словам, недавно в церковь привезли еще одну, особо ценную икону. Женщина также отметила, что на следующей неделе должен был решаться вопрос о реставрации церкви.
Директору музея, которая присутствовала на месте пожара, стало плохо…

К пожару и уничтожению Успенской церкви XVIII века в карельском городе Кондопоге могут быть причастны туристы. В частности, в Петрозаводской и Карельской епархии подозревают, что к возгоранию привели неосторожные действия отдыхающих. Пока что идет следствие. На сегодняшний день основные версии: неосторожность туристов или умышленный поджог.
Храм по праву признан вершиной шатрового деревянного зодчества России. Церковь была памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. Храм также являлся объектом культурного наследия федерального значения. Видно его было издалека.
Во время православных праздников здесь проводились службы, в основном в летнее время, т.к. помещение неотапливаемое и не освещаемое.
Первое упоминание о кусте Кондопожских деревень в Писцовых книгах относится к 1496 году. Церковь Успения впервые упоминается в 1563 году. Она была «выставкой» Никольского Шуйского погоста, которое ныне село Шуя. В 1582-1583 годах после захвата шведами всего Корельского уезда и постоянных набегов церковь была разрушена. Но уже в 1585 году была построена новая.
К сожалению, второй храм простоял тоже недолго. Он сгорел в пожарах разбоев Смутного времени. Третий деревянный храм на этом месте упоминается уже в земельных книгах 1616-1619 годов. Простоял он долго, но из-за ветхости был разобран. В 1774 году была построена Успенская церковь на «средства и тщанием» горожан. В 1829-1831 годах рядом с Успенской церковью на средства горожан была построена деревянная колокольня, а в 1857 году — зимняя церковь во имя Рождества Богородицы.
В 1918 году экспедиция под руководством И.Э. Грабаря поставила храм под охрану как памятник архитектуры.
Последние службы в храме прошли в 1930 году. Священника расстреляли в 1937 году.
Колокольня была разобрана, а спустя тридцать лет был разобран и зимний храм.
Теперь сгорела и Успенская церковь…
К освящению храма были написаны иконы для пятиярусного иконостаса и список с чудотворной Тихвинской иконы Богородицы. Иконостас расписан в стиле барокко.
К сожалению, многие иконы Успенской церкви были утрачены. Некоторые из них были на реставрации. Не знаю, спасли ли хоть что-то.
Иконописный деревянный потолок-небо называется «Божественная литургия».
В центре его медальон с изображением образа «Христос Великий Архиерей». Имел огромную художественную и историческую ценность, так как был единственным сохранившимся до наших дней образом «Божественной литургии» в действующем храме.
Этот чугунный крест был установлен на могиле местного земского врача, покоившегося здесь с 1883 года.
Уникальный деревянный храм простоял несколько веков. Чудом пережил богоборческий период, когда коммунисты уничтожали храмы. И погиб в наши дни…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *